Диагностика насилия в семье методики

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Диагностика насилия в семье методики" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Программа профилактики насилия над детьми в семье

Татьяна Гальцева
Программа профилактики насилия над детьми в семье

Цель программы: Создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми.

Задачи программы:

• Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми

• Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы специалистов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.

• Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

• Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей.

Основные направления программы:

Первый этап — диагностика насилия.На данном этапе предлагаются следующие методы работы: анкетирование детей и взрослых с целью изучения сущностных характеристик насилия в семье глазами подростков и взрослых; психологическое тестирование, позволяющее выявить особенности детско — родительских отношений в семье с помощью методики: тест — опросник родительского отношения ОРО (Варга — Столин); кинетический рисунок семьи; методика PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли); тест «Родители глазами подростка» (Вассерман, Горьковая, Ромицына); социальный патронаж неблагополучных семей с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.

Второй этап — реабилитация ребенка — жертвы насилия и его семьи.

На данном этапе ребёнок в зависимости от ситуации либо изымается из семьи и определяется в Центр реабилитации несовершеннолетних, либо остаётся в семье, регулярный социальный патронаж которой осуществляется специалистом по социальной работе, социальным педагогом.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная реабилитационная программа.

Заканчивается этот этап оценкой состояния ребенка после всех реабилитационных мероприятий и патронажных действий.

Третий этап — профилактическая работа с населением.

Профилактическая работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях.

На данном этапе мы предлагаем:

— лекции для родителей: » Формы жестокого обращения с детьми в семьях «; «Влияние домашнего насилия на психику ребенка«;

— просветительскую работа юриста;

— тренинг «Оптимизация взаимодействия родителей и детей», целью которого является помощь в установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

— обучающий семинар для детей младшего школьного возраста, в ходе которого дети с помощью ролевых игр постигают стратегии противостояния жестокому обращению;

— тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», направленный на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми;

— практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир», включающие в себя укрепление структуры «Я — взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а также способствующие стабилизации адекватной самооценки.

Мы попробовали реализовать разработанную программу на практике.

В программе принимали участие 5 человек детей младшего школьного и подросткового возраста и их родители.

Сроки реализации — сентябрь — ноябрь 2009 г.

Информацию о неблагополучных семьях, фактах домашнего насилия мы получали из КДН и ЗП, Центра социальной работы г. Костомукша.

В реализации программы принимала участие междисциплинарная команда, состоящая из педагогов, психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога, медиков, специалиста КПДН и ЗП.

На каждом этапе реализации программы мы использовали все вышеназванные методы работы.

В результате реализации программымы выявили следующую тенденцию: все дети, подвергавшиеся насилию в семье, склонны к асоциальному поведению.

В результате исследования были выделены наиболее значимые предпосылки асоциального поведения:

* низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;

* неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;

* неосознаваемая родительская установка на «разрешение» детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

* родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;

* непринятие ребенка детской группой;

* неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.

Мы составили для каждого ребёнка индивидуальную программу реабилитации.Нам удалось:

— научить детей и родителей различать насильственные и ненасильственные формы поведения,

— помочь родителям понять, какой ущерб наносит насилие психике ребёнка;

— помочь в установлении отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей;

— научить младших школьников стратегиям противостояния жестокому обращению;

— помочь подросткам обрести навыки в сфере успешного взаимодействия со взрослыми;

— сформировать у подростков некоторые умения, помогающие противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; противостоять различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанным с эмоциональным насилием.

Мы осознаём, что проделанная нами работа — лишь первые шаги в деле профилактики семейного насилия. Дети и семьи, с которыми мы работали, нуждаются в регулярном социальном патронаже и помощи различных служб, объединившихся в борьбе с насилием над детьми. Однако дети и взрослые, с которыми мы работали, осознали, что насилие, агрессия, асоциальное поведение — путь в пропасть. Они знают, куда обратиться, если не смогут самостоятельно противостоять чужому насилию или собственной агрессии.

Таким образом, предложенная программа поможет диагностировать случаи семейного насилия, вести информационно — просветительскую работу с детьми и родителями по профилактике семейного насилия над детьми, обучать детей разных возрастов противостоять насилию. Издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений); подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей — активной жизненной позиции по защите своих прав; выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

«Детский сад — территория без насилия». Основные права ребенка в детском саду Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами.

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье Доклад социального педагога на общесадиковом родительском собрании на тему «Профилактика жестокого обращение с детьми в семье»..

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье. Аристова Алёна Олеговна, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Красный.

Игра-квест для родителей «Мы против насилия и жестокости» Цель работы: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи методической.

Читайте так же:  Сколько по времени занимает лишение родительских прав

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает.

Осторожно, дети! О проблеме детского насилия В день отъезда в лагерь семилетний Витя проснулся в пять утра и нетерпеливо ерзал на чемодане. Он давно ждал этого момента, глаза ребенка.

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье» ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ Памятка для специалистов Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов.

Фотоотчет о работе над проектом «Вместе» с детьми с ОВЗ Проанализировав результаты работы нашего дошкольного учреждения и отделения по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями.

Занятия с детьми-аутистами в детском саду и семье Дети — аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением.

Сексуальное насилие в семье и методы его выявления
методическая разработка

Сексуальное насилие в семье и методы его выявления

Скачать:

Вложение Размер
seksualnoe_nasilie_v_seme_i_metody_ego_vyyavleniya.docx 14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сексуальное насилие в семье и методы его выявления.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и
насилия становится все более и более актуальной.
Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю
любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут
использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные
наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика
воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных
отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение
ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок
становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.

Подобная ситуация в наших семьях, конечно же, вытекает из ряда
проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенностью в
завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные
общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый
многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.
Действующее российское законодательство не дает четкого
определения термина ― жестокое обращение с детьми‖. Это словосочетание
впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в
настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое
обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения
родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось.
Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, дается
следующее определение: ―Жестокое обращение с детьми — действия (или
бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб
физическому или психическому здоровью ребенка‖.
Специалисты, работающие с семьями и детьми, должны уметь
распознавать признаки жестокого обращения с ребенком на ранних
этапах, провести оценку риска причинения вреда и обеспечить
своевременную помощь ребенку.

Среди всех случаев насилия над детьми 75-90% насильников знакомы детям, и только 10- 25% совершаются незнакомыми людьми.
25% случаев насилия совершается незнакомыми людьми. В 35- 45%
случаев насильником является родственник.
В то же время только 2% жертв внутри семейного и 6% жертв вне
семейного насилия сообщают о случаях насилия властям.

Так как же определить, что ребенок оказался жертвой насилия?

Дети младшего и старшего школьного возраста проявляют практически одинаковые признаки:

— стремятся скрыть причину повреждений или не могу объяснить внятно появление травм взрослым;

— боязнь идти домой после школы;

— делинквентное, антисоциальное поведение;

— употребление наркотиков, алкоголя;

Дети и подростки испытывают трудности социализации. У них пропадают навыки общения со сверстниками. Решение своих проблем они начинают часто искать в криминальной среде, промышляя воровством, совершая уголовно наказуемые деяния.

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

— Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.

— Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

— Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что рассказал мне», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»

— Пользуйтесь теми же словами, что и ребенок, не делайте ему замечаний за использование нецензурных слов, так как для него это может быть единственный способ описать случившееся.

— Повторите ребенку еще раз, что вы верите ему, тому, что он рассказал.

— Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку поддержку.

— Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.

Чего не стоит делать?

— Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

— Не советуйте ребенку забыть все и жить так, будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися физическому насилию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание, в котором рассматриваются причины и последствия насилия в семье (презентация).

Данное родительское собрание дает возможность учителю познакомить родителей с широким понятием «насилие», с постулатами «отравляющей педагогики» как феномена, порождающего насилие. Дает участникам пом.

Уважаемые коллеги! Решила поделиться с Вами моей разработкой по такой деликатной теме, как сексуальное насилие над детьми, возможно что-то пригодиться и Вам в Вашей работе из данного материала.

Хороший материал в посмощь учителю при подготовке к родительскому собранию с рекомендациями.

Профилактика жестокости и насилия в семье (советы родителям).

Материал представлен для родителей, для ознакомления с данной информацией.Социальный ролик_ посмотрите на воспитание под другим углом — YouTube.Для ознакомления.

Алгоритм выявления признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования [1] .

Читайте так же:  До скольки лет опека над ребенком

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка [2] .

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности [3] .

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др [4] .

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования [5] .

[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

Читайте так же:  Какой размер пособия матери одиночки

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Видео (кликните для воспроизведения).

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Елена Кубарь
Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений.

Дети – это наше будущее, те, кому мы передадим наши знания, наш опыт, наше наследие, кто будет жить в России завтра, кому дальше укреплять и обогащать культурное наследие нашей страны.

Каково же положение детей в нашей стране на сегодняшний момент? Ребёнок прежде всего часть семьи, а сейчас российским семьям живётся очень непросто. Сложившиеся в России социально-экономические условия привели к увеличению психоэмоционального стресса населения. Многие семьи живут в обстановке экономического кризиса и экологического неблагополучия. Ускорение ритма жизни, введение инновационных технологий, к сожалению, лишь ухудшили ситуацию. Люди, не уверенные в завтрашнем дне, живущие в постоянном стрессе, на которых ежедневно выливается огромное количество информации, испытывают огромное психологическое напряжение. В современном обществе устои семьи претерпевают неблагоприятные изменения, разрушается преемственность поколений.

Психически и физически здоровые дети – это будущее нашей нации,но статистика на сегодняшний день печальна:

• более 90% детей, посещающих ДОУ, имеют различные проблемы со здоровьем

• более 1 млн. детей являются практически инвалидами

• лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми

• число неполных семей за последние годы выросло на 3% (6,2 млн., из них более 5,6 млн. матерей и 634,6 отцов-одиночек. Более половины нерадивых родителей систематически не выплачивают алименты

• неблагополучна и ситуация с подростковыми родами. Более 23 тыс. детей родилось у несовершеннолетних родителей, среди них наблюдалось большее число отказов от ребёнка. Ежегодно только по официальным данным производится более 76 тыс. абортов, а по неофициальным их в 3-4 раза больше. Уполномоченный по делам несовершеннолетних В Астахов говорит, что «такой ситуации, как сложилась у нас в эти годы, не было ни во времена Гражданской, ни Великой Отечественной войны»

• по показателям социального здоровья детей и подростков ситуация не менее плачевна. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, на них приходится 40% всей детской преступности; более 2 млн. детей бродяжничают. Число детей-сирот превышает 480 тыс., это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей.

насилию в семьях подвергаются 40% детей.

• за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла вдвое.

• к 17-летнему возрасту половина подростков уже составляет группу риска, причём девушек среди них на 10% больше, чем юношей.

• среди детей растёт заболеваемость туберкулёзом, СПИДом, сифилисом, гепатитом В и С.

Эти явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребёнок.

В России количество случаев жестокого обращения в семьях с каждым годом растёт. Насилию ежегодно подвергается до 2 млн детей и подростков. Однако вынесение данного вопроса на обсуждение долгое время было запрещено. Отчасти это объясняется русским менталитетом. Христианское принятие страдания, терпение является ключевым для русского характера. К тому же долгое время было не принято «выносить сор из избы». Также, люди часто отождествляют насилие с дисциплинарным наказанием, необходимым для воспитания ребёнка. Отсюда возникает своеобразное «снижение чувствительности» к проявлениям насилия над детьми.

Что же входит в понятие «насилие над ребёнком»?

Насилие над ребёнком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребёнка со стороны другого человека (ребёнка или взрослого, семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью.

Насилие – это не всегда причинение физического вреда человеку. Оно может быть также эмоциональным или социальным, а также в форме террора по отношению к своим домочадцам. Довольно часто психологическая травма существенно превышает травму физическую.

С точки зрения психологии и педагогики насилие всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессом, депрессивным состоянием, болью,негативными эмоциями: ожесточённостью, шоком, страхом, ненавистью и т. д. Всё это может привести к саморазрушению личности и нанести ей непоправимый вред.

Причин возникновения насилия может быть несколько. Это и следствие негативного личного жизненного опыта индивидуума (так называемые травмы детства, и социальная и психологическая декомпенсация (перенос собственных негативных эмоций на более слабых).

Виды насилия:

• физическое насилие. На них приходится более 60% всех видов насилия, причём нередко окружающие считают, что «родитель имеет право воспитывать ребёнка».

• эмоциональное насилие. Это периодическое или постоянное словесное оскорбление ребёнка (брань, крики, угрозы, унижение его достоинства, запугивание, совершаемые в его присутствии насильственные действия по отношению к другим членам семьи, похищение ребёнка.

• к эмоциональному насилию также относятся постоянная ложь, обман, невыполнение своих родительских обязанностей, проявление к ребёнку требований, несоответствующих его возрасту, отвержение ребёнка, демонстрация нелюбви к нему, акцентирование внимания только на отрицательных чертах его личности.

• пренебрежение нуждами ребёнка. Это оставление ребёнка без присмотра, не предоставление питания, одежды, жилья, отсутствие должного внимания, опеки, защиты. По статистике это больнее всего бьёт по первой возрастной группе.

• сексуальное насилие (опасно прежде всего своими тяжёлыми психологическими травмами).

Факторы риска насилия в семье

На какие же семьи следует прежде всего обратить внимание специалистам, работающим с детьми?

• на семьи с неправильным, неадекватным психологическим стилем воспитания, где присутствует эмоциональное отвержение ребёнка, гиперопека или гипоопека, вера в воспитательный потенциал физического наказания.

• нестабильные и неполные семьи.

семьи с длительным раздельным воспитанием детей.

• асоциальные дезорганизованные семьи с систематической алкоголизацией и наркоманией (именно в таких семьях источниками насилия чаще всего выступают близкие люди).

семьи с критически низким уровнем достатка.

• многодетные семьи, где многодетность является не осознанным выбором, а следствием ассоциального образа жизни.

семьи, где есть усыновлённые дети и дети с умственными или физическими отклонениями (если усыновляют для получения материальных дотаций или если поведение ребёнка не соответствует ожиданиям, т. е. ребёнок не становится родным).

Некоторые особенности детей, провоцирующие насилие:

• дети с гиперактивностью

• нелюбимые или нежеланные дети

• дети с физическими или психическими отклонениями

Нас, педагогов-воспитателей, также волнует проблема насилия над ребёнком.

Читайте так же:  Как можно обналичить материнский капитал

Чтобы составить адекватную картину внутрисемейных отношений специалист может использовать такие методы,как: анкета, беседа с родителями, опрос, сбор сведений о родителях, интервью с родителями, визуальный сбор информации, а также разговор с самими детьми.

Анализировать результаты исследования нужно в комплексе с другими методами: анализом рисунков детей, анкет родителей и др. материалами.

Это поможет педагогу составить себе примерное представление об атмосфере, царящей в той или иной семье, а это, в свою очередь, поможет в плане бесед с родителями о проблеме насилия в семье.

Бывает и так, что многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются об этом.А ведь:

— физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

— дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

— когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

— жёсткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Если ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не надо сразу же его наказывать. Аллан Фромм, ведущий американский специалист в области педиатрии,детской психологии и психиатрии по этому поводу сказал: «Если отшлёпать малыша, да к тому же побольнее – это непременно приведёт к результату – он быстро научится бояться… вовсе не того, что нельзя делать, а ВАС. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, а это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребёнка».

Итак, чем же можно заменить физическое или эмоциональное насилие?

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Нужно спокойно объяснить ребёнку, почему его поведение неправильно.

— Неторопливостью. Не надо спешить с наказанием, надо подождать, повторится ли проступок снова.

— Наградами. Награды действуют более эффективно, чем наказания. Но «никогда не делайте подарки детям, только для того, чтобы добиться от них послушания» (Аллан Фромм).

— Похвалой. Надо почаще хвалить ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Некоторые советы родителям.

1. Не надо пытаться сделать из ребёнка *самого-самого*. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Надо хвалить его за то, что он знает, и не ругать за то, что он не умеет делать то, что умеют другие.

2. Не надо сравнивать вслух ребёнка с другими детьми.

3. Не надо требовать от ребёнка благодарности,исключить из своего словаря фразы типа: «Вот, я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»

4. Стараться порицать или ругать ребёнка (если уж до этого дошло) без свидетелей. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым.

5. Надо постараться видеть в своём ребёнке больше хорошего, чем плохого.

Случаи, когда насилие к детям совершает посторонний человек, составляют очень небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается близкими и членами семьи ребёнка. Насилие со стороны близкого человека наносит больший психологический вред, чем насилие со стороны постороннего, так как нарушает основной принцип существования семьи: безопасное существование в ней её членов.

Нам, педагогам, отводится здесь немаловажная роль. Не только обеспечить полноценное и плодотворное развитие детей в детском дошкольном учреждении, но и по возможности, выявить, предупредить и принять меры по обеспечению безопасного полноценного существования маленького человечка в родной семье.

Фотоотчет об акции «Дом без насилия!» в средней группе 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовала профилактическая акция «Дом без насилия!». Инициаторами такой акции стали Министерства внутренних.

Сценарий квест-игры для родителей «Мы против насилия и жестокости» Тема «Мы против насилия и жестокости» Цель: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению.

Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Подготовила и провела педагог-психолог : Алыкова Наталья Александровна.

Родительское собрание «Семья без насилия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка» города Балашова Саратовской области».

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских взаимоотношений» Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем,.

Культура взаимоотношений в семье “Культура взаимоотношений в семье”. Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми.

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Оксана Храмова
Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты, работающие с семьями и детьми должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребёнком на ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребёнку.

Факторы риска

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи с низким уровнем достатка

Конфликтные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Семьи в кризисной ситуации

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара)

— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

Читайте так же:  Внебрачный ребенок истории

— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

— информация от ребенка;

— информация от родителей (законных представителей, других членов семьи;

— информация от специалистов;

— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

— информация от представителей общественных объединений;

— результаты медицинского осмотра;

— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.

К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся: — Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);

• Опрос (интервью, анкетирование);

• Тестирование и др.

Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д

Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого — социальной работе с неблагополучными семьями:

«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.

«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.

«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать мир глубоких переживаний подростка.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место в неблагополучной семье.

Методика «Интервью» применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет, проводится индивидуально.

Методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В ней описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Опросник социализации «Моя семья» выявляет различные уровни по степени выраженности взаимоотношений в семье.

Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Методика исследования личности «Семейный велосипед», предметом диагностики выступает индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента.

Тест – метафора «Музыкальные инструменты», позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка.

Методика «Рене — Жиля», социометрия, позволяет выявить отношение ребёнка к близким родственникам, а также к друзьям, одноклассникам, учителям.

Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка, исследует психические состояния, такие как ригидность, фрустрация, агрессивность и тревожность что в совокупности, может свидетельствовать о психосоциальном неблагополучии и в крайнем проявлении к суицидальной склонности.

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки этих методик, можно выделить следующие особенности: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях учащихся с родителями. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Универсальной, методикой, которая рассматривается в качестве основного источника информации об актуальной или ставшей «историей» ситуации в семье -это слушание, собеседование, организация разговора. Ни анкетирование, ни тесты, ни любые другие методические приемы не могут дать эксперту столько, сколько его собственные коммуникативных навыки и умения. Иногда умение расположить ребёнка к себе даёт больше информации, чем диагностическое обследование.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Видео (кликните для воспроизведения).

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

Источники

Диагностика насилия в семье методики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here