Домашнее насилие исследовательская работа

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Домашнее насилие исследовательская работа" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Домашнее насилие исследовательская работа

Листая ленту в популярной соцсети, я наткнулась на статью девушки, которая писала о проблеме в своей семье. Дело в том, что ее права очень часто ущемляют и ее родители прибегают к телесным наказаниям. Главным посылом девушки была фраза: «Не нужно воспринимать это как должное». Меня очень затронули и воодушевили ее слова, поэтому я решила написать данную работу.

Мне кажется, что в нашей стране эта тема является достаточно актуальной. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90 % беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться.

Цель моей работы: разобраться, почему родители угнетают своих детей в физическом и моральном смыслах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, защищающие права детей;

2. Изучить проведенные научные исследования, касающиеся домашнего насилия;

3. Сравнить взаимоотношения в семье в разных странах;

4. Понять, какие права есть у ребенка в семье;

5. Разработать памятку идеального воспитания ребенка для родителей без причинения ему вреда.

Объект исследования: домашнее насилие.

Предмет исследования: взаимоотношения родителей и детей, научные исследования и методики воспитания детей.

Методы исследования: разработка методических материалов для родителей по взаимоотношению и воспитанию детей, изучение литры и использование материалов интернета, сравнивание взаимоотношений родителей и детей в других странах.

Гипотеза: проблема домашнего насилия является всеобъемлющей, и ее решение зависит от большего круга лиц, а не заключается в рамках одной семьи, однако соблюдение и применение в воспитании детей установленных методик, может привести к воспитанию более уравновешенного и целеустремлённого будущего поколения.

Насилие, его формы, причины, последствия

На обсуждение проблемы насилия над детьми до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Различают несколько видов насилия:

1. Физическое насилие над ребёнком – преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий;

2. Эмоциональное насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) на ребенка;

3. Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями ребёнка со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми:

– медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей.

– социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком.

– ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде. (Особенностям поведения ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье).

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых – младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать.

Исследования данной проблемы

Люди издавна стали задумываться о данной проблеме и проводили ряд исследований.

Например, иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов, таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей.

В 2005 Питер Людвиг Бергер, австрийский лютеранский теолог и социолог, провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях. Он пришел к выводу, что это является одной из основных причин проявления агрессии и насилия над детьми.

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление, зависящее от многих факторов, и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них.

Домашнее насилие в других странах

На Украине, принятый 6 декабря Верховной Радой законопроект «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» предполагает ужесточение наказания для обидчиков. Относительно насилия над детьми, значительную роль в этом вопросе возлагают на работников сферы образования. В случае выявления фактов домашнего насилия, они должны сообщить об этом в службу по делам детей и нацполицию.

Права ребенка и их защита

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и в Федеральном Законе 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Ребенок в семье имеет собственные права, которые он должен знать и не переходить за рамки дозволенного.

1. Право жить и воспитываться в семье.

2. Право на общение с родственниками.

3. Право на получение фамилии, имени, отчества.

4. Право на выражение собственного мнения

5. Право на собственные доходы и средства существования

6. Право на защиту

Исходя из этого, можно сделать вывод о том что, права ребенка защищаются нормативно-правовыми актами:

• Конвенция о правах ребенка

• Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Выявление проблемы, путем общения с носителем другого языка

Изучая проблему домашнего насилия в других странах, я задумалась о правдивости фактов, которые прочитала. Я решила лично пообщаться с детьми из других стран и задать им несколько вопросов по этой теме. Мне было интересно, знают ли они свои права, обсуждается ли тема насилия у них в школах и семьях и как они выходят из конфликтных ситуаций в своей семье. Я задала им 4 вопроса:

1) Как в вашей стране относятся к телесным наказаниям в адрес ребенка?

Читайте так же:  Развод если нет детей и общего имущества

2) Является ли домашнее насилие наказуемо?

3) Знаете ли вы свои права в семье?

4) Обсуждается ли у вас тема домашнего насилия?

Я опросила 4 человек (двух девушек их Нидерландов и 2 молодых людей из Германии и Франции)

На 1 вопрос школьницы ответили одинаково, они написали, что телесные наказания в адрес ребенка не приветствуются у них в стране. На 2 вопрос обе девушки из Нидерландов ответили, что домашнее насилие в их стране строго наказуемо, ребенка могут отправить в приют или в другую семью. На 3 вопрос девушки ответили по-разному, одна сказала, что она не знает своих прав и она никогда не задумывалась об этом, а другая ответила совсем наоборот. Она четко расписала какие у нее есть права, более того девушка рассказала как она и семьи ее друзей справляются с конфликтными ситуациями. Когда у них происходит разлад, они просто расходятся по комнатам, не говоря друг другу ничего, через некоторое время, когда гнев ушел, они садятся за стол и обсуждают проблему мирно и спокойно. Так же они одинаково ответили на 4 вопрос, связанный с обсуждением данной проблемы в обществе. Они объяснили мне, что практически во всех школах есть несколько психологов, которые беседуют со школьниками и помогают им в трудной ситуации.

На 1 вопрос молодые люди ответили по-разному. Юноша из Германии написал, что не знает, как другие люди относятся к этому, потому что на тему домашнего насилия существует своего рода табу. Второй молодой человек из Франции ответил, что в некоторых семьях существует данный вид наказаний, сам же он относится к ним отрицательно. На следующий вопрос они единогласно ответили: «да, домашнее насилие в нашей стране наказуемо и государство борется с этим». На 3 вопрос молодой человек из Франции ответил, что он знает свои права и более того, у них подробно рассказывается об этом на лекциях. Юноша из Германии ответил на данный вопрос так: «я знаю какие у меня есть права. Так же в моей семье мы не можем причинять вред друг другу или использовать грубые слова». На 4 вопрос юноши ответили одинаково: «В обществе (в школе, с друзьями) эта тема не обсуждается вообще»

Исходя из опроса, мы можем сделать вывод о том, что в данных странах (Нидерланды, Франция, Германия) практически не используются телесные наказания для детей. Взрослые с ранних лет своего ребенка, относятся к нему как к взрослому и решают конфликты мирно и спокойно.

Создание идеальной методики воспитания, путем объединения различных эффективных методик

Для того чтобы подобрать методику воспитания ребенка, мне пришлось изучить уже известные методики. Больше всего мне понравились следующие:

• Методика Сесиль Лупан

• Методика воспитания Бориса и Елены Никитиных

Сесиль Лупан – педагог, мать двоих детей. Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания. Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали. В основе нее лежат наблюдения за детьми.

Объединяя эти методики, можно создать памятку, которая поможет будущим родителям правильно и грамотно воспитать своего ребенка, без увечий ему.

Данная памятка включает в себя основные воспитательные моменты, применяя которые родители могут избежать дальнейших конфликтов и недопониманий со своими детьми. (см. Приложение)

Заключение

Домашнее насилие в семье – многогранная проблема.

Дети подвергаются насилию там, где они должны чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного насилия – одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии. Современное российское общество и социальные институты не в полной мере способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам.

Для решения проблемы необходимо более детально и всеобъемлюще рассмотреть на законодательном уровне возможности защиты прав детей, а так же давать право детям, находящимся в трудной жизненной ситуации проходить психологическую реабилитацию и выявлять проблему в первом ее проявлении.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

Агапов, Е.П. Семьеведение : учебное пособие / Е.П. Агапов, О.А. Норд-Аревян. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Кº»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 400с.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.10: Гендер. Семья. Брак / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 1094 с. – ISBN 5-16-001547-7.

Домашнее насилие: социально-правовой аспект : методическое пособие / Консорциум женских неправительственных объединений. – М., 2013. – 194 с.

Плешкова Наталья Олеговна. Семейное насилие и пути его преодоления в современном российском обществе : региональный аспект: дис. … канд.социол.наук: 22.00.04 / Плешкова Наталья Олеговна; [ Место защиты: ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет ], 2017. – 177 с.

Савинкова, С.Н. Профилактика семейного насилия. Рекомендации психолога / С.Н. Савинкова, В.В. Козырева – Казань: Изд-во Бук, 2018. – 180 с.

Саламова, С. Я. Домашнее насилие в современной России: общая характеристика / С. Я. Саламова / Журнал «Русский закон». – 2018. – № 9. – С. 129-138.

Семейный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон № 223- ФЗ : [ принят Государственной Думай 8 декабря 1995г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996г. ]. – М.: АБАК, 2019. – 62 с.

Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 235 с. – ISBN 978-5-534-10760-9.

Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; уч. секр. О. Е. Чернощек. – М.: Академический учебно-научный центр РАН-МГУ им. М.В. Ломоносова, НОРМА, НИЦ ИНФРА М, 2010. – 608с. – ISNB 987-5-91768-098-8.

Статистика насилия в российских семьях //Профессионалы.ru: [сайт]. – 2019. – Режим доступа: http://professional.ru/soobshestva/federalnyj-konsultant-po-finansam/domashnee-nasilie/ (дата обращения: 12.10.2019).

Хилажаева, Г.Ф. Насилие в семье, как социальная проблема современного общества / Г.Ф. Хилажаева // Социологические исследования. – 2015. – №8 – С. 61-65.

Чурсина, В. Н. Современная модель Российской семьи: особенности социально-психологической адаптации / В. Н. Чурсина // Научные ведомости. – 2014. – №13 – С. 382-388.

Читайте так же:  Срок раздела общего имущества супругов

Щербакова, Е.С. Психологические особенности детей, переживших насилие и формы работы с ними: методические рекомендации / Е.С. Щербакова. – Ханты-Мансийск : Издательство Юграфика, 2014. – 69с.

Научно-исследовательская работа на тему «Жестокое обращение с детьми в семье»

В данной научной работе изложены теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье и этапы экспериментального исследования по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье и родителей, нарушающих права своих детей.

Скачать:

Вложение Размер
tekst_raboty.docx 394.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХНАЙ Анастасия Александровна

Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская,

МБОУ СОШ № 3, 11 класс

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Научный руководитель: Иконникова Ирина Александровна, педагог-психолог,

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье………….4

1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие……………..4

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми…………………………………4

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье и родителей, нарушающих права своих детей……….6

2.1 Описание методик исследования……………………………………………………..6

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………………………………..7

Семейное насилие – явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения, охватывающее людей разных уровней образования и любой национальности. «Согласно информационным данным органов внутренних дел ежегодно 30 – 40% насильственных преступлений совершается в семьях, 70% жертв насильственных посягательств, совершенных в семье,- это женщины и дети». ¹ Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, социально-экономических аспектов. Насилие может вызывать нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.

Цель: выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье.

Задачи: 1. Изучить проблему насилия в семье; 2. Выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье и родителей, нарушающих права своих детей. Объект исследования: насилие в семье. Предмет исследования: учащиеся и их родители. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по

1.//Независимая информация и аналитика.- № 92 от 12.08.2006, с.14.

данной проблеме; экспертная оценка, опрос, анкетирование. База исследования: МБОУ СОШ № 3 станицы Крыловской , Краснодарского края.

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье.

1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие.

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. В русском языке термин насилие обычно относится к конкретным действиям («бьют», «насилуют») и не учитывает все многообразие действий (либо бездействия) со стороны взрослых, наносящих вред ребенку. Дети, которые пережили насилие, ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, бесполезными, испытывают неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Дети – жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. У них происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными. Также отметим, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту.

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми.

1. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003., с.248.

включает в себя постоянное отвержение, унижение, запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. « Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение».¹

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье.

2.1 Описание методик исследования. Основной целью диагностического направления является выявление детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье и родителей, нарушающих права своих детей. На основе изученной научно-методической литературы по данной проблеме, мы предположили, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и т. д. На первом этапе диагностики основным методом является экспертная оценка . В роли экспертов выступали классные руководители 3-4 классов, которые в свободной форме отвечали на вопрос о том, у каких именно детей из их класса наблюдаются следующие проблемы в адаптации: трудности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми, воровство.

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005.,

Видео (кликните для воспроизведения).

На втором этапе с помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование 1 и опросник Басса-Дарки 2 . В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно — выявления тех родителей, у которых выражена агрессия. Опросник используется в коротком варианте, включающем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа. Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это: Шкала 1. Физическая агрессия. Шкала 2. Косвенная агрессия Шкала 3. Раздражение. Шкала 7. Вербальная агрессия. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов. На первом этапе экспериментального исследования участвовало 70 учащихся 3-4 классов МБОУ СОШ № 3 станицы Крыловской. Анализ экспертной оценки, выявил 10 учащихся, имеющих проблемы адаптации 3 . Выявив детей с проблемами адаптации, мы перешли ко 2 этапу эксперимента: было опрошено 15 родителей, выявленных детей (5 семей — полные, 5 семей – неполные (воспитывает одна мама). Анализ анкет показал, что для родителей типичными способами воспитательного

2. Приложение ІІ.

3. Приложение ІІІ.

Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме жестокого обращения с детьми и результаты данного экспериментального исследования показали, что своевременное выявление учащихся, переживших жестокое обращение в семье,

1. Приложение ІV.

2. Приложение V-VІІ.

1.//Независимая информация и аналитика.- № 92 от 12.08.2006, с.14.

2. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.

Читайте так же:  Жена подала на развод блог психолога

3. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005.

4. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. — М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

6. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. — М.: Сам себе адвокат, 2002.

7. Микиртумов Б.Е., Кошавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия детского возраста. — СПб.: Питер, 2001.

8. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М.: Чистые пруды, 2005.

для родителей на выявление типичных способов

воспитательного воздействия на ребенка.

Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте следующую шкалу: 5 баллов – всегда, 4 балла — достаточно часто, 3 балла – иногда, 2 балла — в исключительных случаях, 1 балл – никогда.

Академия вашего образования

Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца в реестре РФ

Социальный проект “Вместе против насилия!”

Вместе против насилия!

«…Равнодушно слушая проклятья,
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?»
Н.А. Некрасов

3. Заключительный этап 26-30 апреля
Цель:
-формирование у участников акции нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения по отношению к детям.
Задачи:- формировать у детей и подростков активную жизненную позицию
– применять полученные в ходе реализации проекта знания, умения и навыки в
дальнейшей жизни
Итоги:
– привлечение внимания общественности к проблеме насилия над детьми в семье;
– развитие активной жизненной позиции у детей и подростков.

План работы по реализации проекта «Защитим детей от насилия»


п/п Наименование мероприятий
Ответственные
1. Анкетирование детей и родителей «Жестокое
обращение в семье. Что мы о нем знаем? » Педагог-психолог
2. Беседа «Синяя лента апреля» Социальный педагог
3. Уличная акция «Защитим детей от насилия» Педагог-психолог Социальный педагог
4 Разработка и распространение памяток, листовок, информационных листов по профилактике жестокого обращения Педагог-психолог Социальный педагог
5 Интегрированное занятие «Рука друга» Педагог-психолог Социальный педагог
6 Интегрированное занятие «Ваш друг – телефон доверия» Педагог-психолог Социальный педагог
7 Социальная акция «Защитим детей от насилия!» Педагог-психолог Социальный педагог Педагог дополнительного образования Музыкальный руководитель
8 Публикация статей в средствах массовой информации, на официальном сайте учреждения Социальный педагог
9 Подведение итогов Педагог-психолог Социальный педагог Педагог дополнительного образования

Домашнее насилие и пути его преодоления в современном российском обществе

Дата публикации: 09.03.2019 2019-03-09

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Клименок М. А. Домашнее насилие и пути его преодоления в современном российском обществе // Молодой ученый. — 2019. — №10. — С. 178-180. — URL https://moluch.ru/archive/248/57103/ (дата обращения: 16.03.2020).

Тяжело осознавать, что в современной России побои, которые приносят физическую боль и выражаются в синяках, царапинах, ссадинах и др. становятся уже обыденным явлением для нашего общества. Вы замечали, что даже некоторые знаменитые и культурные люди на все страну публично и с улыбкой на лице признаются, что для них рукоприкладство это норма. Да к тому же ни для кого не секрет, что 3 июля 2016 году в КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ были внесены серьезные изменения, которые существенно трансформировали алгоритм привлечения виновных к ответственности за побои.

В настоящее время уголовный закон Российской Федерации выделяет несколько видов насилия, а именно: насилие в семье — а по-простому это означает — бьем близких; насилие бытовое — бьем друзей, знакомых или же соседей; насилие из хулиганских побуждений — бьем чужих, да еще и просто так. А также законодатель выделяет насилие по национальным, религиозным и другим мотивам, которые могут быть признаны экстремистскими — это уже как в анекдоте, «бьют по лицу, а не по паспорту».

Если рассматривать каждый вид отдельно, то можно выявить незамысловатый факт: домашнее насилие носит в основном систематический характер, а вот побои на улице вероятней всего окказиональный факт. А все потому, что «попасть под горячую руку» одного и того же тирана хотя бы несколько раз подряд — нужно постараться, да и вряд ли человек, имеющий здравый смысл, будет терпеть от незнакомого или неблизкого человека неоднократные избиения и не сообщать данный факт в полицию. А вот в плане домашнего насилия такое вполне вероятно. И мы можем это объяснить тем, что жертва домашнего насилия заведомо находится в более невыгодной ситуации: бежать некуда, жаловаться — стыдно, а назначенный штраф будет, скорее всего, выплачен из семейного бюджета. А самое главное — домашний тиран снова вернется домой, и когда он вновь поднимет руку на беззащитных домочадцев — неизвестно. И только в единичных случаях, жертва домашнего насилия доводит дело до конца.

Хочется отметить, что до недавнего времени такого понятия как домашнее насилие в Российской Федерации не существовало. Только с внесением проекта Федерального закона № 1183390 «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», было вынесено на рассмотрение понятие «домашнее насилие». В соответствии со статьей 1 проекта Федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» семейно-бытовое насилие — это умышленное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние нарушает права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред [1, 3–5 с.].

К объектам, которые подвергаются бытовому насилию, законодатели отнесли близких лиц. Под близкими лицами понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

В проекте Федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» также было выделено четыре вида домашнего насилия:

До 2016 года любые побои являлись исключительно уголовно наказуемым деянием и были предусмотрены только статьей 116 УК РФ. Федеральным законом от 3 июля 2016 года некоторые виды побоев декриминализированы и преобразовались в разряд административных правонарушений, так в КоАП РФ введена новая статья — ст. 6.1.1.

В соответствии со ст. 6.1.1. КоАП РФ санкцией за побои является штраф от 5 до 30 тысяч рублей, либо арест до 15 суток.

Наказание за побои, исходя из судебной практики по административным делам, в основном составит 5–10 тысяч рублей штрафа.

Соответственно уголовная ответственность за домашнее насилие наступает, только если тиран, получивший административное взыскание, нанес побои близкому человеку вновь в течение 1 года или если побои принесли зафиксированный медиками вред здоровью.

Согласно статьей 116 УК РФ за нанесение побоев, иные насильственные действия, причинившие физическую боль (без последствий, указанных в статье 115 УК РФ), в отношении близких лиц виновный мировым судьей будет наказан:

Читайте так же:  Поменять фамилию ребенку без усыновления

– обязательными работами на срок до 360 часов;

– исправительными работами до 1 года;

– ограничением свободы до 2 лет;

– принудительными работами до 2 лет;

– арестом до 6 месяцев;

– лишением свободы до 2 лет.

Но, к слову, наказание за побои по уголовному делу на практике в 99 % дел — штраф, а в исключительных случаях — условное лишение свободы.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 116 УК РФ, относятся к уголовным делам частно-публичного обвинения и возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Но потерпевший должен оформить заявление по всем юридическим правилами, иначе его не рассмотрят. За это время насилие может неизбежно повторяться и домашнее насилие становится своеобразной «нормой». К тому же, на потерпевшего может быть оказано давление, запугивание, унижение, что приводит к тому, что пострадавшие боятся обращаться в полицию. Санкции за побои не является серьезным сдерживающим фактором тиранов, а вот страх, лишиться самого дорогого — жизни, у потерпевшего максимальный. Да к тому же, прекращение делопроизводства возможно по примирению сторон до удаления судьи из зала. Подводя черту, мы приходим к выводу о том, что приговорами завершается ничтожно малая доля дел о домашнем насилии.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что России крайне необходим отдельный закон против домашнего насилия, поскольку, во-первых, только закон может ввести легальные термины, которые касаются домашнего насилия. Во-вторых, в России отсутствует охранный ордер. И только с ведением закона, можно добиться того, чтобы насильник не приближался к своей жертве. В-третьих, факт домашнего насилия все еще очень сложно доказать. Пострадавшие несвоевременно фиксируют телесные повреждения у врача и вызывают полицию. Никто не знает алгоритм действий. Да и к тому же только с созданием закона о домашнем насилии, можно собрать достоверную статистику домашнего насилия. И это малая часть новаций, которые может внести только отдельный закон о домашнем насилии, и который повлияет на сокращение насилия в обществе и в семье.

  1. Проект Федерального закона N 1183390–6 «О профилактике семейно-бытового насилия» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.09.2016). — 3–5 с.

Домашнее насилие исследовательская работа

Листая ленту в популярной соцсети, я наткнулась на статью девушки, которая писала о проблеме в своей семье. Дело в том, что ее права очень часто ущемляют и ее родители прибегают к телесным наказаниям. Главным посылом девушки была фраза: «Не нужно воспринимать это как должное». Меня очень затронули и воодушевили ее слова, поэтому я решила написать данную работу.

Мне кажется, что в нашей стране эта тема является достаточно актуальной. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90 % беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться.

Цель моей работы: разобраться, почему родители угнетают своих детей в физическом и моральном смыслах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, защищающие права детей;

2. Изучить проведенные научные исследования, касающиеся домашнего насилия;

3. Сравнить взаимоотношения в семье в разных странах;

4. Понять, какие права есть у ребенка в семье;

5. Разработать памятку идеального воспитания ребенка для родителей без причинения ему вреда.

Объект исследования: домашнее насилие.

Предмет исследования: взаимоотношения родителей и детей, научные исследования и методики воспитания детей.

Методы исследования: разработка методических материалов для родителей по взаимоотношению и воспитанию детей, изучение литры и использование материалов интернета, сравнивание взаимоотношений родителей и детей в других странах.

Гипотеза: проблема домашнего насилия является всеобъемлющей, и ее решение зависит от большего круга лиц, а не заключается в рамках одной семьи, однако соблюдение и применение в воспитании детей установленных методик, может привести к воспитанию более уравновешенного и целеустремлённого будущего поколения.

Насилие, его формы, причины, последствия

На обсуждение проблемы насилия над детьми до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Различают несколько видов насилия:

1. Физическое насилие над ребёнком – преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий;

2. Эмоциональное насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) на ребенка;

3. Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями ребёнка со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми:

– медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей.

– социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком.

– ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде. (Особенностям поведения ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье).

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых – младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать.

Исследования данной проблемы

Люди издавна стали задумываться о данной проблеме и проводили ряд исследований.

Например, иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов, таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей.

В 2005 Питер Людвиг Бергер, австрийский лютеранский теолог и социолог, провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях. Он пришел к выводу, что это является одной из основных причин проявления агрессии и насилия над детьми.

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление, зависящее от многих факторов, и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них.

Домашнее насилие в других странах

Читайте так же:  Алименты на ребенка инвалида заявление

На Украине, принятый 6 декабря Верховной Радой законопроект «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» предполагает ужесточение наказания для обидчиков. Относительно насилия над детьми, значительную роль в этом вопросе возлагают на работников сферы образования. В случае выявления фактов домашнего насилия, они должны сообщить об этом в службу по делам детей и нацполицию.

Права ребенка и их защита

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и в Федеральном Законе 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Ребенок в семье имеет собственные права, которые он должен знать и не переходить за рамки дозволенного.

1. Право жить и воспитываться в семье.

2. Право на общение с родственниками.

3. Право на получение фамилии, имени, отчества.

4. Право на выражение собственного мнения

5. Право на собственные доходы и средства существования

6. Право на защиту

Исходя из этого, можно сделать вывод о том что, права ребенка защищаются нормативно-правовыми актами:

• Конвенция о правах ребенка

• Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Выявление проблемы, путем общения с носителем другого языка

Изучая проблему домашнего насилия в других странах, я задумалась о правдивости фактов, которые прочитала. Я решила лично пообщаться с детьми из других стран и задать им несколько вопросов по этой теме. Мне было интересно, знают ли они свои права, обсуждается ли тема насилия у них в школах и семьях и как они выходят из конфликтных ситуаций в своей семье. Я задала им 4 вопроса:

1) Как в вашей стране относятся к телесным наказаниям в адрес ребенка?

2) Является ли домашнее насилие наказуемо?

3) Знаете ли вы свои права в семье?

4) Обсуждается ли у вас тема домашнего насилия?

Я опросила 4 человек (двух девушек их Нидерландов и 2 молодых людей из Германии и Франции)

На 1 вопрос школьницы ответили одинаково, они написали, что телесные наказания в адрес ребенка не приветствуются у них в стране. На 2 вопрос обе девушки из Нидерландов ответили, что домашнее насилие в их стране строго наказуемо, ребенка могут отправить в приют или в другую семью. На 3 вопрос девушки ответили по-разному, одна сказала, что она не знает своих прав и она никогда не задумывалась об этом, а другая ответила совсем наоборот. Она четко расписала какие у нее есть права, более того девушка рассказала как она и семьи ее друзей справляются с конфликтными ситуациями. Когда у них происходит разлад, они просто расходятся по комнатам, не говоря друг другу ничего, через некоторое время, когда гнев ушел, они садятся за стол и обсуждают проблему мирно и спокойно. Так же они одинаково ответили на 4 вопрос, связанный с обсуждением данной проблемы в обществе. Они объяснили мне, что практически во всех школах есть несколько психологов, которые беседуют со школьниками и помогают им в трудной ситуации.

На 1 вопрос молодые люди ответили по-разному. Юноша из Германии написал, что не знает, как другие люди относятся к этому, потому что на тему домашнего насилия существует своего рода табу. Второй молодой человек из Франции ответил, что в некоторых семьях существует данный вид наказаний, сам же он относится к ним отрицательно. На следующий вопрос они единогласно ответили: «да, домашнее насилие в нашей стране наказуемо и государство борется с этим». На 3 вопрос молодой человек из Франции ответил, что он знает свои права и более того, у них подробно рассказывается об этом на лекциях. Юноша из Германии ответил на данный вопрос так: «я знаю какие у меня есть права. Так же в моей семье мы не можем причинять вред друг другу или использовать грубые слова». На 4 вопрос юноши ответили одинаково: «В обществе (в школе, с друзьями) эта тема не обсуждается вообще»

Исходя из опроса, мы можем сделать вывод о том, что в данных странах (Нидерланды, Франция, Германия) практически не используются телесные наказания для детей. Взрослые с ранних лет своего ребенка, относятся к нему как к взрослому и решают конфликты мирно и спокойно.

Создание идеальной методики воспитания, путем объединения различных эффективных методик

Для того чтобы подобрать методику воспитания ребенка, мне пришлось изучить уже известные методики. Больше всего мне понравились следующие:

• Методика Сесиль Лупан

• Методика воспитания Бориса и Елены Никитиных

Сесиль Лупан – педагог, мать двоих детей. Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания. Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали. В основе нее лежат наблюдения за детьми.

Объединяя эти методики, можно создать памятку, которая поможет будущим родителям правильно и грамотно воспитать своего ребенка, без увечий ему.

Данная памятка включает в себя основные воспитательные моменты, применяя которые родители могут избежать дальнейших конфликтов и недопониманий со своими детьми. (см. Приложение)

Заключение

Домашнее насилие в семье – многогранная проблема.

Дети подвергаются насилию там, где они должны чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного насилия – одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии. Современное российское общество и социальные институты не в полной мере способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для решения проблемы необходимо более детально и всеобъемлюще рассмотреть на законодательном уровне возможности защиты прав детей, а так же давать право детям, находящимся в трудной жизненной ситуации проходить психологическую реабилитацию и выявлять проблему в первом ее проявлении.

Источники

Домашнее насилие исследовательская работа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here