Физическое насилие над детьми статья

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Физическое насилие над детьми статья" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Жестокое обращение с детьми

Огромное количество государственных инстанций и общественных организаций направляют свои усилия на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Законодательство строго регламентирует обязанности официальных представителей детей и предусматривает ответственность за их нарушение. Но, несмотря на это, во многих семьях и сегодня дети подвергаются жесткому обращению со стороны родителей или опекунов. Не каждый взрослый до конца понимает, что такие действия имеют не только моральную подоплеку, но влекут и весьма серьезные последствия.

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Данная формулировка включает в себя целый ряд правонарушений.

Обязанности родителей

Дети в возрасте до 18 лет считаются недееспособными. Они требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых. Официальными представителями детей при их рождении автоматически становятся биологические родители. Именно на них возлагается весь спектр обязанностей по защите детей. Если родителей нет или они были лишены своих прав, то полномочия передаются опекунам или попечителям, которые несут ту же ответственность. Представители обязаны выполнять свои функции до совершеннолетия ребенка.

Родители обязаны выполнять следующие действия:

  1. Заботиться о материальном обеспечении своих детей.
  2. Воспитывать несовершеннолетних.
  3. Защищать их права.
  4. Представлять интересы своих отпрысков в различных инстанциях.
  5. Давать образование.
  6. Развивать детей соответственно возрасту.
  7. Не препятствовать общению с иными родственниками.
  8. Заботиться о здоровье.
  9. Создавать жилищные условия, позволяющие расти, обучаться и развиваться.

На самом деле обязанности официальных представителей намного шире, но многие пункты просто невозможно регламентировать по закону.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Формы и последствия насилия

Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Читайте так же:  Куда сообщать о жестоком обращении с детьми

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Уголовная ответственность

Если родители или опекуны нарушают права ребенка или уличены в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, они могут быть привлечены к ответственности. Она может быть разной:

  1. Административной.
  2. Гражданско-правовой.
  3. Семейно-правовой.
  4. Уголовной.

Уголовная ответственность – это самое строгое наказание, а потому применяется лишь в исключительных случаях, когда доказано умышленное причинение вреда или оставление в опасности. Если состава преступления нет, но ребенок подвергается нравственным или психологическим страданиям, то применяются более слабые меры. Так, представители органов опеки и попечительства могут взять семью на контроль, проверять жилищные условия, проводить беседы с представителями, разъясняя им перечень обязанностей, которые они должны выполнять.

Уголовная ответственность, в отличие от административной и гражданской, применяется, если было зафиксировано жестокое обращение. Обратиться с соответствующим заявлением может любой человек, который стал свидетелем этого факта и располагает соответствующими данными о нарушителе и потерпевшем.

Законодательство

Запрет на жестокое обращение с детьми носит международный характер. В статье 19 Конвенции о правах детей прописано, что страны, которые входят в ее состав, обязаны прилагать все усилия, чтобы исключить насилие над несовершеннолетними во всех его формах и проявлениях. Конечно, добиться 100% результата достаточно трудно, но проводимая в этой области государственная политика направлена на постепенное снижение жестокого отношения.

Статьей 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» регулируется применение уголовных наказаний по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей их родителями или опекунами. Данная статья применяется в тех случаях, когда указанные проступки сопровождались жестоким обращением с детьми.

Статья 156 применяется без дополнения, если ребенку не был причинен тяжкий вред. В противном случае она может быть отягчена дополнительными статьями УК РФ. Зачастую сторона обвинения в зависимости от квалификации может присовокупить не одну статью к уже указанной, что, безусловно, влияет на конечный судебный вердикт и степень налагаемой ответственности.

Условия привлечения

Нерадивым родителям и опекунам будет нелишним узнать, за что именно могут применяться уголовные меры наказания. Жестокое обращение подразумевает под собой следующие действия:

  1. Физическое насилие – истязания, побои, умышленное или неумышленное причинение вреда здоровью малолетнего.
  2. Психическое насилие – унижения, оскорбления, эксплуатация.
  3. Непредоставление ребенку питья, еды, одежды.
  4. Применение угроз.
  5. Постоянная критика и психологическое давление.
  6. Унижение его чести и достоинства.
  7. Пренебрежение его интересами и потребностями.

При таком обращении с ребенком процесс формирования его личности деформируется. Последствиями такого обращения у малолетнего могу стать следующие проявления:

  1. Задержка физического развития.
  2. Отсталость в умственном развитии.
  3. Снижение обучаемости.
  4. Полная потеря уважительного отношения к взрослым.
  5. Психические изменения.

Меры наказания

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ к родителям или опекунам, которые были уличены в жестоком обращении по отношению к опекаемым, могут применяться следующие меры:

  1. Штраф в размере до 100 тысяч рублей или годовой размер зарабатываемого дохода.
  2. Привлечение к обязательным работам на срок до 440 часов.
  3. Исправительные работы сроком до 2 лет.
  4. Принудительные работы до 3 лет. Как дополнительная мера наказания может применяться лишение права занимать определенные должности или выполнять какие-то обязанности. Обычно данная мера применяется по отношению к лицам, которые занимаются воспитательской и педагогической деятельностью. Период ограничения может варьироваться от трех до пяти лет.
  5. Лишение свободы на срок до трех лет с применением дополнительного ограничения по трудовой деятельности или без такового.

В случаях, когда речь идет о тяжком вреде здоровью несовершеннолетнего, указанные меры могут быть ужесточены, в соответствии с дополнительными статьями, вменяемыми представителям.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Скачать:

Вложение Размер
nasilie_nad_detmi.docx 35.63 КБ

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются методами воспитания, или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей неспособностью к процветанию.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Читайте так же:  Как записать ребенка в гражданском браке

Скачать:

Вложение Размер
fory_nasiliya_nad_detmi.doc 59.5 КБ

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что она хуже всех. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними. В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.

Классификация насильственных действий

Можно выделить следующие виды насилия в отношении несовершеннолетних:

  • Физическое – сюда относятся действия, причиняющие вред здоровью или физические страдания: побои, ограничение свободы и т.п.
  • Сексуальное – любые развратные действия, склонение к половому контакту, изнасилование.
  • Психологическое или эмоциональное – унижения, оскорбления, угрозы, социальная изоляция, шантаж и т.д.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних 1 . Например, ст. 117 УК РФ определяет наказание за истязание несовершеннолетнего – систематическое причинение ему физических или психических страданий, побоев, не приносящих вреда здоровью. Кроме этого, любое противоправное действие по отношению к малолетнему лицу (ребенку до 14 лет) относится к отягчающим обстоятельствам, увеличивающим срок наказания за любое преступление. Особой формой насилия по УК РФ является оставление в опасности малолетнего лица. Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий – демонстрация половых органов, порнографической литературы, непристойные прикосновения и т.д. К преступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (ст. 151 УК РФ).

Однако в УК РФ не предусмотрена ответственность за психологическое насилие, хотя ребенок страдает от его проявлений не менее тяжело, чем от физических действий. В рамках ст. 110 вводится ответственность за доведение до самоубийства и определяется роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора. Но наказание за эти действия наступает только в случае развития трагических событий – попытки ребенка свести счеты с жизнью или самоубийства. В тоже время любое психологическое давление на ребенка со стороны взрослых сказывается на его развитии и самочувствии. К сожалению, привлечь виновное лицо к какой-либо ответственности за подобные действия очень сложно.

Что делать, если ребенок подвергся насилию?

Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

Следующие возможные действия:

  • Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в Дежурную часть полиции.
  • Нужно взять направление у дежурного полицейского или следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
  • Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.
Читайте так же:  Проект раздела квартиры

Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос малыша сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, опекунов или психологов.

Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
  • Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
  • Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. Главная функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
  • Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.

Михаил Красильников

1 Судебное толкование

В. осужден по ст. 116 УК РФ: он хватал несовершеннолетнего С. за ворот куртки, сдавливая при этом шею ребенка до состояния удушения, причиняя физическую боль, протащил его в таком положении в подъезд и по ступенькам лестничного марша (судебный участок №1 Багратионовского района Калининградской области, дело №112/2012).

М. осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ за совершение насильственных действий в отношении В., а именно: не пуская В. в квартиру, М. стала закрывать дверь и умышленно ударила потерпевшую дверью по спине, зажав В. в дверном проеме и причинив ей физическую боль (судебный участок N 81 Чусовского муниципального района Пермского края, дело №1-12/2011).

При рассмотрении уголовного дела в отношении Д. по ч. 1 ст. 116 УК РФ мировой судья пришел к выводу, что иные насильственные действия выразились в том, что подсудимая поставила несовершеннолетнего Г. на колени в угол прихожей, где ребенок простоял не менее семи часов, в результате чего от длительного соприкосновения коленей с твердой поверхностью мальчик испытывал физическую боль (судебный участок №1 Кемеровского района г. Кемерово, дело №1-17/2011).

Информация о формах насилия над детьми
статья по праву на тему

Организация работы учебного учреждения по профилактике насилия над детьми.Административная и уголовная ьтветственность

Предварительный просмотр:

Организация работы образовательного учреждения по профилактике жестокого обращения с детьми

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. Именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска, более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социокультурных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства — участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» .

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

Физическое

Насилие над детьми
статья на тему

Судебная практика

В 2018 году в Азнакаевском городском суде Республики Татарстан на открытом заседании было рассмотрено дело по жестокому обращению с детьми.

Иск был выдвинут против гражданина, который систематически причинял физические и нравственные страдания родным детям и дочери своей жены от первого брака. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он находил ничтожные поводы для того, чтобы избить и унизить детей. Снятые побои были квалифицированны как ущерб, не повлекший вреда здоровья, но причинявший детям немалые нравственные страдания.

Читайте так же:  Алименты на двоих детей беларусь

Подсудимому по совокупности преступных деяний и на основании статьи 156 УК и статье 117, которая подразумевает преступление против личности, был вынесен совокупный приговор три года и шесть месяцев. Отбывание наказания должно проводиться в исправительной колонии общего режима.

Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Неисполнение родительских обязанностей

В той или иной мере все родители заботятся о своих детях, но закон не признает полумер и четко прописывает, какие действия или бездействия могут быть признаны невыполнением родительских обязанностей. Под этой формулировкой понимается формальный подход к исполнению родительской функции. Такое же определение дается и в тех случаях, если вред ребенку был нанесен посторонними людьми, с которым его оставили родители или опекуны.

Итак, под неисполнением родительских обязанностей понимается:

  1. Содержание несовершеннолетнего в антисанитарных условиях. Имеется в виду грязная одежда, несоблюдение гигиены тела, неухоженное жилье, в котором водятся насекомые или грызуны.
  2. Оставление малыша без надзора. При нахождении его в дошкольных или школьных учреждениях, в секциях, на кружках, ответственность за него несут педагоги и воспитателя. В остальное время именно родители должны следить за несовершеннолетним, нельзя оставлять его дома одного и тем более выпускать на улицу без сопровождения взрослых. Конкретные возрастные ограничения устанавливаются субъектами федерации самостоятельно.
  3. Недостаточная забота и внимание.
  4. Препятствие получению среднего образования и медицинского обслуживания.
  5. Пренебрежительное отношение к несовершеннолетнему.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Порядок привлечения

Уголовная ответственность наступает только после того, как будет проведено расследование обстоятельств дела, собрана доказательная база, вынесен приговор. Эти меры позволяют оценить степень вины родителей или опекунов и назначить наказание в строгом соответствии с деянием.

Инициировать судебное разбирательство имеют право представители органов опеки или прокурор. Привлечение к ответственности родителей производится в следующем порядке:

  1. При выявлении жестокого обращения дети должны быть немедленно ограждены от родителей. Органы опеки пишут акт, в соответствии с которым ребенок изымается из семьи. Несовершеннолетний может быть передан в специализированное учреждение или под временную опеку родственников или иных лиц.
  2. Проводится разбирательство по факту выявленного нарушения. В его ходе производятся опросы соседей, родных, знакомых, медицинских работников, воспитателей, педагогов. Собираются характеристики на родителей и детей.
  3. Дело передается в суд, где и выносится приговор.

Родителей же лишают родительских прав, после чего они не имеют возможности воспитывать своих детей. По отношению к кровным отцам и матерям может подразумеваться поблажка, если они доказали, что желают исправить ошибку и выполняют для этого все требования.

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА№ 44 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Жестокое обращение с детьми»

Автор: Владимирская Тамара Михайловна

Насилие над детьми.

Насилие над детьми – это умышленное или неосторожное обращение, или действие со стороны взрослых или сверстников, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями.

Опасными социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями так же высока вероятность того, что они будут применять насилие по отношению к своим детям. Подвергшиеся насилию дети с высокой вероятностью могут убегать из дома.

В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации…имеет право на такие меры защиты, которые требуются в положении как малолетнего со стороны его семьи, общества, государства.

Читайте так же:  Признание отцовства после смерти матери

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, — таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения. Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает обязаность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6), провозглашает права ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию на защиту от произвольного или незаконного вмешательства (ст.16). В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 говорит о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Говориться о защите ребенка от сексуального посягательства (ст.34) ; от других форм жестокого обращения (ст.37); определяются меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» устанавливает, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4)

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядски руководящие принципы) требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок…не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях » (ст.54).

Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.п.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятий проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный кодекс РФ и другие.

Конституция Российской Федерации, 1993г.

— статья 17, ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободу других лиц;

-статья 21,ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

— статья 38, ч.2 Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.

Закон Российской Федерации «Об образовании». В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный-несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-139);за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает с 2012 года правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

Наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

— соблюдать права и интересы детей

— создать уклад норм школьной жизни

— помочь школьникам узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения

— помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека

— помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами

— воспитать навыки правовой культуры

— воспитание в духе ненасилия и уважения к правам человека

Классные руководители выявляют по отзывам учителей, воспитателей, руководителей кружков, спортивных секций тех учащихся, у кого есть различного рода проблемы в:

— трудности в обучении

— неуверенность в себе

— трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

Видео (кликните для воспроизведения).

В семье появился сожитель, который наказывал мальчика физически: бил руками, ремнем. В школьном кабинете медики зафиксировали синяки на спине, ногах, руках. Администрация школы поставило в известность отдел по делам несовершеннолетних. Семью рассматривали на ОДН, решение которой было поставить ее на учет, как неблагополучную 02.06.2016г. Мальчику были предоставлены путевки в городской лагерь (в загородный мама отказалась). Кроме школы сопровождением детей занялся отдел опеки и попечительства, центр «Семья».

Источники

Физическое насилие над детьми статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here