История разработки проблемы защиты прав детей

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "История разработки проблемы защиты прав детей" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

История разработки проблемы защиты прав детей

Орловский государственный университет, Россия

История международной защиты прав ребенка.

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Толчок к осмыслению и оформлению прав детей дала первая мировая война. Британский Союз спасения детей и ее швед­ский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в 1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ас­самблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.

Этот документ предполагал закрепление принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния ребенка. В их число были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бед­ствий, в том числе от угрозы войны, от непосильно­го труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитывать­ся в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

В 1924 году Лига наций приняла декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии упомянутая декларация получила на­звание Женевской, поскольку была подписана в 1924 г . в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций. Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.

Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в даль­нейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка ( 1959 г .) приведена более полная формулировка, почти пол­ностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в национальное законодательтво. В частности, в Германии в начале 20-х гг. был принят первый в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких лет. Примечательно, что фашистский политический режим не отменил данный закон, а просто прекратил его применять.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых — стариков, женщин и детей были приняты несколько важных документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г . При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

В этой Декларации была повторена мысль о «специальной ox ране и заботе» по отношению к ребенку и провозглашены принципы защиты прав детей.. В число подобных принципов и прав были включены: равенство, наилучшее обеспечение интересов ре­бенка; право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; на получение образования; первоочередность при получении защиты и помо­щи; защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г . были перечислены все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждаю­щиеся в особом контроле. На первый взгляд отпадала необходимость в каких-либо еще общих мерах, помимо воплощения поименованных принципов в нацио­нальную практику различных государств. Вероятно поэтому в 1978 г . инициатива группы общественных деяте­лей Польши о придании правам детей силы норм междуна­родного права вначале была воспринята несколько скепти­чески. Прозвучавшие возражения против разработки и при­нятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавших норм по правам че­ловека, поэтому выделение прав детей в специальную кон­венцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискримина­ции.

Дискуссии длились около года. Вскоре сторонники создания конвенции добились перевеса, а наиболее убеди­тельными аргументами международные эксперты, входящие в состав Радда Барнен, по­считали следующие. Во-первых, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых стра­дали дети: о высокой детской смертности, недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях по­лучения базового образования. Стали известны примеры использования детей в секс-бизнесе, на вредных производствах, обнародованы данные о подро­стках — узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн и пр.

Во-вторых, было признано, что во второй половине XX в. произошли значительные изменения в общественном мнении относительно психологических потребностей несовершеннолетних детей. Большинство людей осознало, что интересы детей необяза­тельно должны совпадать с взглядами родителей или опе­кунов. Кроме того, стало очевидным, что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях. Четко обозначи­лось явление, получившее название «садизм в детской», ко­гда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже убивали родители и близкие родственники. Недаром с течением времени проблем у основанного в Великобритании еще в 1884 г . Национального общества защиты детей от жестокости не уменьшается, а прибавляется. И это характерно для многих развитых стран мира: США, Германии, Японии, России и др.

Читайте так же:  Раздел имущества фермерского хозяйства

Наконец, отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия. Политики в ходе предвыборных кампаний обязательно в качестве безотказного довода выдвигают борьбу за интересы детей, но после победы, как правило, забывают о своих обещаниях.

Было признано очевидным, что суще­ствующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. В результате, в 1979 г . в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка.

Вся работа над Конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1988 г . рабочая группа представила Комиссии по пра­вам человека ООН окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г . в тридцатилетие со дня утверждения Декла­рации о правах ребенка 1959 г . Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положе­ние маленьких граждан.

Таким образом, после многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка». Конвенция принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Пункты 18-19 этого Плана особое внимание уделяют роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка.

В настоящее время именно Конвен­ция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Однако очевидно, что уже в обозримом времени данный международный документ также станет историей и потребуется дальнейшая разработка проблем защиты прав детей.

1.Александров Э. Международная защита детей / Пер. с болгарского В. Сергеенкова. – София, 1979.

2.Карташкин В.А. Международная защита прав человека. — М., 1976.

3.Коржуков А.В. Конвенция о правах ребенка // Журнал российского права. 2000. № 10.

4.Колосов Ю.М. Международные стандарты в области прав человека и проблемы советского законодательства // Советский журнал международного права. 1991. № 2.

5.Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 2000.

6.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Фонд НАН.- М., 1999.

7.Саидов А.Х. Международное право прав человека. М., 2002.

8.Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Научно-практический комментарий // Российская юстиция. 1999. № 6.

9.Томилов А.Ю. Международно-правовые нормы об опеке и попечительстве над несовершеннолетними. – Челябинск, 2000.

Проблема защиты прав ребенка в России

Анализ политики государства в области защиты интересов детей в различные исторические периоды. Обеспечение прав ребенка как глобальная проблема современности. Нормотворческая деятельность в данной области. Современная концепция ювенального правосудия.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 31.10.2017
Размер файла 25,6 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Исследование и анализ международного и национального законодательства отдельных стран, судебной и правоприменительной практики в области защиты прав и интересов детей. Практические рекомендации по усилению мер, принимаемых в сфере защиты прав ребенка.

дипломная работа [143,8 K], добавлен 08.04.2014

История развития международно-правовой защиты прав детей, главные принципы данного процесса, этапы формирования соответствующей Конвенции. Деятельность ООН, ЮНИСЕФ и всемирного банка в области защиты прав ребенка. Проблемы применения правовой защиты.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 17.01.2014

Значение правовых норм для воспитания несовершеннолетних. Проблема защиты детей в России. Перечень основных прав ребенка. Конвенция о правах ребенка как акт о правах ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей.

реферат [18,5 K], добавлен 22.03.2010

Определение прав ребенка как самостоятельного субъекта права. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция как важный инструмент системы защиты прав детей. Правительственные федеральные целевые программы для обеспечения защиты прав детей.

реферат [21,9 K], добавлен 26.07.2010

Понятие и место судебной защиты в системе охраны прав и интересов ребенка. Классификация судебных споров о детях. Подсудность дел и порядок обращения в суд. Судебная защита неимущественных и жилищных прав детей, деятельность прокурора в интересах детей.

дипломная работа [1,5 M], добавлен 19.12.2011

Становление и развитие законодательства России о правах ребенка. Особенности правового несовершеннолетнего. Гарантии прав социального обеспечения детей. Способы защиты прав несовершеннолетних граждан. Роль института омбудсмена по защите прав ребенка.

дипломная работа [91,3 K], добавлен 05.10.2017

Международные и республиканские стандарты в области охраны прав детей. Особенности нормативно-правовой базы по вопросу защиты детей в Республике Казахстан. Обоснование создания новых механизмов для дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка.

реферат [25,1 K], добавлен 29.11.2012

История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка.

реферат [33,8 K], добавлен 14.11.2010

Разработка социальных стандартов защиты прав детей в послевоенные годы. Положения Всеобщей Декларации, касающиеся прав и интересов детей. Анализ социально-правовых механизмов защиты прав ребенка на международном и национальном уровнях в современном мире.

дипломная работа [89,6 K], добавлен 12.05.2013

Исторические аспекты становления и развития идеи прав ребенка в государстве, классификация основных принципов, порядок их закрепления в законодательстве и реализация на практике. Проблемы развития и практики защиты прав ребенка в мире и конституции РФ.

дипломная работа [100,0 K], добавлен 02.08.2011

История разработки проблемы защиты прав детей

8(495)912-63-37
[email protected]

История разработки документов о правах ребёнка

Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Читайте так же:  Обязательно разводиться чтобы подать на алименты

Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История разработки документов о правах ребёнка

Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблючения свобод и уважения их достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

За 30 лет существования Декларации прав ребёнка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому конвенция, определяющая права детей, охватывает более широкий спектр вопросов. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особой остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребёнка, который отмечался в 1979 году. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения между взрослым и ребёнком, учителем и учеником. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

С текстом Конвенции о правах ребёнка можно ознакомиться на официальном сайте ООН.

Проблема прав ребенка и их защита, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной

30. Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН «О правах ребенка».

В нашей стране Конвенция ООН о правах ребенка была подписана от имени СССР 26 янва­ря 1990 г. 13 июля 1990 г. Российская Федерация как государство-продолжатель СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. Россия, подписав Конвенцию СОН, взяла на себя обязательства по содействию и защи­те прав детей, предусмотренных в ней. Эти права должны соблюдаться во всех действиях в отношении детей. При­нимая меры, направленные на улучшение качества услуг, предоставляемых детям, Конвенция ориентирует на со­блюдение прав ребенка.

Читайте так же:  Раздел имущества супругов как оформить

Первоначальный Государственный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции был представлен Комитету ООН по правам ребенка в октябре 1992 года

Видео (кликните для воспроизведения).

(разработка концепции государственной семейной, проведение научных исследований по проблемам
семьи и детей; создание при Верховном Совете РФ Комитета поделам женщин, охраны семьи, материнства и детства, который формирует государственную семейную полити ку
в отношении детей; назначение Президентом России должности совет­ника по вопросам семьи, материнства и детства; создание нового республиканского ведомства — Де­партамента проблем семьи, женщин и детей Министер­ства социальной защиты населения РФ .создание координирующего органа по осуществле­нию государственной политики в отношении детей.Координационного комитета по вопросам семьи, материн­ства и детства при Президенте информирование населения о принципах и положе­ниях Конвенции о правах ребенка В качестве позитивных аспектов социальной защиты детства в Российской Федерации Комитет ООН отметил принятие новых законодательных и нормативных актов по социальной защите детства; предполагаемое создание судов по вопросам семьи и делам несовершеннолетних;

участие местных и районных органов власти в социаль­ной защите детства; участие неправительственных орга­низаций в программах социальной защиты детства; под­готовку социальных и других работников, непосредствен­но занимающихся проблемами детей и семьи; распростра­нение информации о правах ребенка; выделение за счет сокращения вооружений дополнительных ресурсов на со­циальную защиту детства.

В январе 1993 г. Комитет ООН принял «Заключитель­ные замечания», в которых выделил вопросы, вызываю­щие обеспокоенность за судьбы российских детей, и пред­ложил рекомендации в сфере совершенствования системы социальной защиты детства в РФ, в частности:

(рекомендовал провести всеобъемлющую судебную реформу в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; выразил озабоченность практикой направления де­тей, лишенных семейного окружения, в интернатные уч­реждения и рекомендовал активное развитие альтерна­тивных форм, заменяющих воспитание ребенка в интер­натных учреждениях; выразил озабоченность фактами грубого и жестоко­го обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предло­жил разработать процедуры и механизмы рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними.

Учитывая рекомендации Комитета ООН по правам ре­бенка, Российская Федерация разработала систему мер организации и мониторинга реализации Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, Постановлением Прави­тельства РФ от 8 октября 1998 г. № 1174 «О Межведом­ственной комиссии по координации работ, и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, на которую возложены следующие функции . (об обеспечении выживания защиты и развития детей, по организа­ции отдыха и оздоровления детей и подростков; рассмотрение предложений о совершенствовании механизма реализации в Российской Федерациией Конвен­ции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Система социальной защиты детства в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения по цели, задачам, по категориям объектов и субъектов, по формам и методам, по источникам финансирования. Ру­ководствуясь рекомендациями Конвенции ООН «О правах ребенка», Российская Федерация присоединилась к Все­мирной декларации «Об обеспечении выживания, защи­ты и развития детей», а также к Плану ее реализации. Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка. Фундаментально изменилась законодательная база со­циальной защиты детства. Только в период 1993-1997 гг. в Российской Федерации было принято более ста норма­тивно-правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетны­ми, разработаны основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовер­шеннолетних, определены группы детей, требующих осо­бого внимания государства, утверждены конкретные про­граммы мероприятий по СЗД.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 2162 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проблема защиты прав ребенка в России (доклад)
занимательные факты на тему

о защите прав ребенка

Скачать:

Вложение Размер
доклад 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема защиты прав ребенка в России

Во все времена в России существовали проблемы реализации и защиты прав ребенка, к сожалению они существуют и сейчас.

Раскрыть основные проблемы прав ребенка в нашей стране.

Узнать какие принимаются меры по их реализации.

Участие государства в решении данных проблем.

Научиться общественности принимать правильные решения и принимать необходимые меры в целях уменьшения массива нарушений прав детей.

Декларация прав ребенка

в 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Дети- не только будущее, но и настоящее, не только национальное, но и общечеловеческая ценность.

специфика правосубъектности несовершеннолетних:

Небольшой жизненный опыт.

Зависимость от родителей или иных законных представителей

приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек.

Право ребенка на защиту.

Актуальной проблемой является насилие в семье.

-Каждый год более 120000 детей подвергаются насилию, в том числе становятся жертвами насилия в собственных семьях.

Жестокое обращение с детьми приводит к серьезному ущербу для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угроза жизни или даже смерть.

От нечеловеческой жестокости своих собственных родителей в России гибнет каждый год до 2,5 тысяч детей.

По словам Президента России, насилие в семье порождает встречную жестокость. Дети усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые, а затем переносят ее в свою жизнь: школу, институт, армию и в собственную семью.

Проблема реализации права ребенка на получение образования.

Другой важнейшей проблемой, является доступность образования для лиц с ограниченными возможностями.

Практически любое избыточное общение ребёнка со специализированными государственными учреждениями должно быть по возможности минимальным.

Каждому ребенку больше всего на свете нужна семья.

Изъятие ребенка из семьи – это следствие, когда начинают посещать неблагополучную семью.

Проблема Российской системы защиты прав ребенка заключается в том, что деятельность институтов защиты прав ребенка в России почти всегда направлена на разрушение семьи.

Сегодня в специальных государственных воспитательных учреждениях находится более 450 тысяч таких несовершеннолетних, причем более 90% из них имеют живых родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы.

Читайте так же:  Взыскание алиментов с осужденных

Улица – это также одно из самых уязвимых пространств сегодня. Именно здесь ребёнок, оказавшийся без внимания взрослых, нередко становится добычей и жертвой преступного мира наркоторговцев, современных работорговцев и подвергается многим другим опасностям..

К сожалению опыт таких организаций, как Фонд «Нет алкоголизму и наркомании»(НАН),

социальной работы с детьми на улицах, в семьях в реабилитационных программах, в судах и т.д., в России до сих пор внедряется в социальную практику с большим трудом.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны Федеральных органов Государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Защита интересов и прав несовершеннолетних детей

К сожалению в нашей стране отсутствует культура обращения граждан и детей в органы по защите прав ребенка. В большинстве случаев дети не знают куда обратиться с просьбой о помощи. Важно сформировать и всемерно развивать сети государственных и негосударственных служб, работающих с ребёнком, не оставляющих его без внимания

Главенствующим здесь становится принцип социального насыщения работы с ребёнком.

Службы работы на улице, а также вне семьи и школы – то, что позволяет входить в контакт с ребёнком на раннем этапе его появления на улице, общаться с ним, начинать помогать ему и его возвращению в семью.

  1. Июня наша страна как и многие другие страны отмечает «День защиты детей» история его возникновения берет начало с 1949 года. В этот день проводят акции и митинги против абортов . Оказывают внимание детям- инвалидам , сиротам . Волонтеры привозят подарки в детские дома, больницы и реабилитационные центры. Лозунг таких встреч «Чужих детей не бывает»

Участие государства в решении данных проблем:

— Государственная поддержка органов местного самоуправления общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав и интересов детей.

-Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства и т. д.

Необходимые меры, проводимые в целях уменьшения массива нарушений прав и законных интересов детей:

1. Задействовать все силы общества. При этом особое внимание следует уделить оказанию несовершеннолетним своевременной и качественной юридической и психологической помощи.

Защита прав ребенка – задача номер один для всех нас . Долг всего общества сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми , выявить и пресекать подобные случаи.

26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране должны полноценно развиваться . Расти здоровыми и счастливыми . Стать её достойными гражданами.

Права ребенка. Немного об истории вопроса

Знание правовых основ и основ истории права – это база, владение которой, как мне представляется, помогает человеку жить в обществе, работать и общаться. Специалист любой отрасли, владеющий правовыми знаниями, более высоко оценивается на профессиональном уровне.

В особую часть права выделяют права ребенка. Это связано с тем, что детство является самым незащищенным и сложным периодом в жизни каждого человека.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Поэтому в соответствии с Конституцией РФ и общепринятыми международными документами (к числу которых относится Конвенция о правах ребенка) Россия стремится к тому, чтобы первоочередное внимание во всех отраслях внутренней государственной деятельности уделялось наилучшему обеспечению интересов своих граждан, а особенно несовершеннолетних, т. е. детей, защите всех их прав.

Мне стало интересно, как развивалось это направление права, откуда оно берет свои истоки, кто впервые сформулировал такое понятие, как «права детей», и что происходит с отраслью сейчас. В течение некоторого времени исследую материал по этим вопросам, первыми ответами на них и сделанными в процессе изучения выводам хочется поделиться с вами. Планируется, что серия будет состоять из трех статей по правоведению.

Итак, история происхождения и развития современной концепции прав человека (ребенка)
Проблема прав человека – одна из вечных проблем, сопровождающих человечество, так как осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.

Идея прав человека намного опережала реальные политические условия их осуществления. Принципы свободы людей, достоинства человеческой личности, равенства и братства нашли свое отражение в ряде мировых религий, в частности и в христианстве. Иисус Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства, братства. Именно христианский взгляд на тварную Личность, созданную по образу и подобию Творца и занимающую в силу этого исключительного положение в мире, задает базовое для европейской культуры представление об уникальности человека.

Генезис концепции прав человека неотрывен от исторической динамики развития европейской цивилизации. Европейская культура в ее целостности сформировала комплекс представлений, который породил убежденность в природном праве человека на жизнь, свободу, равенство. Становление этих идей связано не только с формированием специфически европейского концепта права как феномена, отличного от традиции и морали, но и с оформлением европейского представления о человеке как равноправной, уникальной, цельной личности.

В античности зародились идеи гражданского равенства, видение другого как равного себе, что нашло законченное выражение в концепции справедливости Аристотеля (384-322 г. г. до н. э.), изложенной им в «Никомахоновской этике». Аристотель различает справедливость, основанную на существующем праве (т. е. представлениях о правах, актуальных для некоего конкретного общества), и справедливость, основанную на принципах равенства. Таким образом, он впервые говорит о существовании общезначимых принципов, выходящих за границы юридической практики.

Особое представление о человеке формируется деятелями Возрождения. Они рисуют идеал человека-гуманиста, не созерцательного, а деятельного человека-мастера.

Джон Локк () в своей теории «Общественного договора» рассматривает неотъемлемые права каждого индивида. Идеи Локка сыграли огромную роль в формировании социально-критических взглядов французских просветителей, которые считают главными врагами – невежество и суеверие, затемняющие человеческий разум.

Близок философам Просвещения Иммануил Кант (). Как и они, Кант считает, что каждый человек обладает врожденными и неотъемлемыми правами. По его мнению, индивид самоценен, что влечет за собой равенство всех. Каждый человек имеет право на такую степень свободы действий, которая совместима со свободой действий другого человека. Категорический императив Канта звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Читайте так же:  Каковы правовые последствия лишения родительских прав

Важным документом, оказавшим влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.. В ней говорилось, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств». Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы осознали общечеловеческую ценность прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации объединенных наций. В Уставе ООН, подписанном 25 июня 1945г., и во Всеобщей декларации пав человека, принятой 10 декабря 1948 г., проблема неотъемлемых прав и основных свобод человека заняла центральное место.

Очевидно, что уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство – уникальный и важнейший период в развитии человеческой личности.

Права отдельного ребенка, молодого человека, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной государственной политики на международном и государственном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.
Именно конкретизация прав детей и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело ученых и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Однако утверждалась эта идея с большим трудом.

Анализируя проблемы, которые возникали в процессе философского осмысления и юридического оформления прав ребенка, можно сказать, что даже экономическим и социальным правам, длительное время отводилась подчиненная роль в сравнении с гражданскими и политическими правами.

Чрезвычайным событием, побудившим энтуазистов на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных последствий бойни в планетарных масштабах, британский союз спасения детей совместно с Лигой женщин в 1923 г. Разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка. В число этих условий были включены:
• право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе и образование;
• первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;
• указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской, ибо была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций, куда были приглашены государства, руководствовавшиеся принципами этой международной организации.

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых: детей, стариков и женщин,- были приняты несколько важных документов. К их числу относится Декларация прав ребенка, утвержденная 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В этой декларации была повторена мысль о «специальной охране и заботе» по отношению к ребенку. В декларации прав ребенка 1959 г. были перечислены, казалось все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле. Следовательно, на первый взгляд, отпадала необходимость в каких-либо общих мерах, помимо воплощения принципов Конвенции в национальную практику различных государств мира. Вероятно, поэтому в 1978 году инициатива группы общественных деятелей Польши о придании правам детей силы международного права вначале была воспринята несколько скептически. Прозвучавшие возражения против разработки и принятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавши ном по правам человека, поэтому выделение прав детей в отдельную специальную конвенцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискриминации.

Дискуссии длились около года. Отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия, что они платят самую высокую цену за близорукую экономическую политику государства, его ошибки, за войны. В результате, в 1979 г. В Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. Вся работа над конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1978 г. Комиссии по правам человека ООН был представлен окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г., в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка, Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство перейти от постой поддержки в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены права детей.

Концептуальная основа Конвенции воплощена в 4-х ведущих принципах, суть которых заключается в следующем:
• Принцип недискриминации, т. е. равенства.
• Принцип приоритетности интересов детей отражен в ст. 3 и предписывает в случае возникновения противоречий между интересами любых представителей населения и детей и отдавать предпочтение последним.
• Принцип соблюдения права детей на жизнь, здоровое развитие и достойное образование.
• Принцип уважения права детей на выражения собственных взглядов и указывает на необходимость ребенку возможности принимать участие в решении свой судьбы.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый гуманный мир. Ее нормы служат ориентиром для правительств, партий, организаций, движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разумеется, всему мировому сообществу и нашей стране в частности предстоит большая работа по претворению в жизнь Конвенции о правах ребенка. И хочется, чтобы при этом все руководствовались принципом: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Источники

История разработки проблемы защиты прав детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here