Методические рекомендации по защите прав ребенка

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Методические рекомендации по защите прав ребенка" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Методические рекомендации по защите прав ребенка

от 3 октября 2017 года N 09-1995

О направлении рекомендаций

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направляет для использования в работе методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.

Приложение. Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

— разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;

— обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе, соблюдая социальные обязанности и отстаивая собственные права;

— реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;

— повышение уровня правовой грамотности педагогов.

В соответствии с этим, всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы, с учетом их особенностей, различных ролей и соответственно требуемых различных подходов при организации мероприятий:

1. Дети, обучающиеся в образовательных организациях.

2. Родители (законные представители).

3. Педагоги, участвующие в воспитании детей.

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей.

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей)

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей

Список нормативно-правовых актов, рекомендуемых для использования при проведении мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.);

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
статья

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Оглавление:

1.1. Международные акты, затрагивающие образование в области прав человека

В соответствии с пунктом 2 Статьи 26 Всеобщей декларации прав человека, ратифицированная в Российской Федерации, гласит о том, что «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к укреплению чувства уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Статья 29 Конвенции о правах ребенка Организации объединенных наций (ООН) о правах ребенка, ратифицированная в Российской Федерации, (далее – Конвенция) содержит положение о необходимости правового просвещения детей:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций»

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государств, а для ее реализации создан Комитет ООН по правам ребенка. Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в данный орган доклады каждые 5 лет о реализации положений Конвенции на национальном уровне.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции о правах ребенка Российская Федерация направляет Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций доклад о реализации прав человека, в том числе в части образования в сфере прав человека.

В 2018 году Российская Федерации в части «I. Образование, в том числе в области прав человека (рекомендации № 205–211)» представила следующую информацию о реализации мер в области основного образования:

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проходившая с 17 октября по 23 ноября 1974 года в Париже, рекомендует государствам-членам выполнять Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (далее – Рекомендации ООН) и довести Рекомендации ООН до сведения как органов, ведомств или учреждений, ответственных за школьное, высшее и внешкольное образование.

Рекомендации ООН содержат, в том числе следующие статьи:

11. Государствам-членам следует принимать меры по обеспечению того, чтобы принципы Всеобщей декларации прав человека и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации стали неотъемлемой частью развития личности каждого ребенка, подростка, молодого человека или взрослого путем применения этих принципов в повседневном процессе образования на всех уровнях и во всех его формах, предоставляя возможность каждому вносить свой вклад по мере своих возможностей в обновление и расширение воспитания в указанном направлении;

12. Государствам-членам следует побуждать работников образования в сотрудничестве с учащимися, родителями, заинтересованными организациями и обществом применять методы, которые затрагивают творческое воображение детей и подростков и их общественную деятельность и подготавливают их пользоваться своими правами и свободами, наряду с признанием и уважением прав других, и к выполнению своих гражданских обязанностей;

Читайте так же:  Пособия несовершеннолетним матерям одиночкам

16. Участие студентов в организации учебного процесса в своих учебных заведениях следует рассматривать само по себе как фактор гражданского воспитания и важный элемент международного воспитания;

18. Образование следует направить как на ликвидацию условий, которые увековечивают и обостряют основные проблемы, влияющие на выживание и благосостояние человечества: неравенство, несправедливость, международные отношения, основанные на применении силы, так и на развитие международного сотрудничества, которое может помочь в решении этих проблем. Образование, которое в этом отношении должно обязательно носить междисциплинарный характер, следует увязывать с такими проблемами, как: в) деятельность по обеспечению осуществления и соблюдения прав человека, включая права беженцев; расизм и его искоренение; борьба с дискриминацией в ее различных формах;

20. Государствам-членам следует поощрять органы и работников образования в их усилиях придать образованию, спланированному в соответствии с данной Рекомендацией, междисциплинарное проблемно-ориентированное содержание, учитывающее сложность вопросов, связанных с осуществлением прав человека и международным сотрудничеством и само по себе служащее иллюстрацией идей взаимного влияния, взаимной поддержки и солидарности. Такие программы должны основываться на соответствующих исследованиях и экспериментальной работе, а также на определении конкретных задач в области образования;

33. Государствам-членам следует постоянно улучшать пути и средства подготовки и аттестации преподавателей и другого персонала системы образования для работы по достижению целей этой Рекомендации и в связи с этим: а) развивать у преподавателей мотивации для их последующей работы: приверженность этике прав человека и цели изменяющегося общества, с тем чтобы права человека осуществлялись на практике; понимание основного единства человечества; способность прививать глубокое понимание богатств, которые разнообразие культур может даровать каждому человеку, группе или нации; г) предусматривать эксперименты в процессе применения активных методов воспитания и подготовки по крайней мере по элементарным средствам оценки, особенно таким, которые применимы к общественному поведению и позициям детей, подростков и взрослых;

34. Государствам-членам следует обеспечивать тех, кто отвечает за руководство, инспекцию и управление, например инспекторов, консультантов по воспитанию, директоров педагогических колледжей и организаторов учебной работы с молодежью и взрослыми, подготовкой, информацией и консультациями, дающими им возможность оказывать преподавателям помощь в работе по достижению целей этой Рекомендации с учетом стремлений молодежи в отношении международных проблем и новых учебных методов, которые должны улучшить перспективы осуществления этих стремлений. В этих целях следует организовывать семинары или курсы усовершенствования по вопросам международного и межкультурного воспитания с участием руководящих работников и педагогов, на других семинарах или курсах инспектора школ и педагоги могут встречаться с другими заинтересованными группами, такими как родители, учащиеся и представители ассоциации преподавателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

    Георгий Бегильдеев 3 лет назад Просмотров:

2 Разработано по заказу Департамента социальной защиты населения города Москвы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ Москва, 2014

3 Под общей редакцией Департамента социальной защиты населения города Москвы АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Тригубович Наталия Викторовна советник Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, специалист-эксперт ФГБНУ «Исследовательский центр частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ», кандидат юридических наук, доцент Тарасова Анна Евгеньевна кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ Методические рекомендации по вопросам защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей. М.: АНО «Центр развития социальных проектов», ООО «Вариант», стр. АНО «Центр развития социальных проектов», 2014 Подписано в печать Формат 60х88 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 2000 экз. Объем 12 печ. лист. Заказ. Издательство ООО «Вариант» г. Москва, ул. Б. Серпуховская,

4 СОДЕРЖАНИЕ Общие положения. 5 РАЗДЕЛ I. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ.15 Глава 1. Разрешение вопросов о присвоении имени ребенку и перемене имени ребенка 15 Глава 2. Установление отцовства по заявлению отца ребенка. 21 Глава 3. Споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей. 25 Глава 4. Споры об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. 35 Глава 5. Споры об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников. 44 Глава 6. Споры о возврате ребенка родителям 46 Глава 7. Применение медиации при разрешении споров, связанных с воспитанием детей.. 50 Глава 8. Лишение родительских прав 53 Глава 9. Восстановление в родительских правах 69 Глава 10. Ограничение родительских прав.. 71 Глава 11. Отмена ограничения родительских прав. 75 Глава 12. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

5 РАЗДЕЛ II. ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ Глава 13. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних как правовые предпосылки их участия в имущественных отношениях. 80 Глава 14. Самостоятельное распоряжение несовершеннолетними их доходами.. 93 Глава 15. Порядок распоряжения выплатами на содержание детей. 97 Глава 16. Выявление и учет имущества детей, оставшихся без попечения родителей. Передача их имущества в доверительное управление. 102 Глава 17. Контроль органа опеки и попечительства за сделками с имуществом несовершеннолетних. 110 Глава 18. Защита жилищных прав несовершеннолетних 137 Глава 19. Участие несовершеннолетних в договорных имущественных отношениях (кредит, заем, аренда, рента, банковский вклад). 165 Глава 20. Защита наследственных прав несовершеннолетних Глава 21. Участие несовершеннолетних в обязательствах, возникших в связи с причинением вреда 184 4

21 шего указанного возраста, подлежит государственной регистрации как отдельный акт гражданского состояния, которая производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить имя. В удостоверение факта регистрации указанного акта выдается свидетельство о перемене имени, а после внесения изменений в запись акта о рождении повторное свидетельство о рождении Статьи ФЗ «Об актах гражданского состояния». 20

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
статья

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

Предварительный просмотр:

Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Читайте так же:  Куда подавать заявление на уменьшение алиментов

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Консультация для воспитателей ДОУ «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ»

Людмила Рябова
Консультация для воспитателей ДОУ «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ»

Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.

2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.

3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

Читайте так же:  Похищение детей выкуп

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

• возможность получать образование,

• духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

• воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;

• воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

• право на охрану здоровья,

• право на образование,

• право участвовать в играх,

• право на сохранение своей индивидуальности,

• право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

Видео (кликните для воспроизведения).

• Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

• Семейный кодекс РФ.

• Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».

• Закон «Об образовании РФ».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития.

Семейный кодекс регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.

Ст. 54 — гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Ст. 56 — гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.

Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:

• дети — жертвы межнациональных конфликтов;

• дети с отклонением в поведении;

• дети с ограниченными возможностями.

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями. Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с деть ми:

• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку). Признаки: боязнь физического контакта с взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки.

• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми). Признаки: ночные кошмары, страхи; не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка.

• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. Признаки: постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; различные соматические заболевания; беспокойство, тревожность, нарушения сна; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; задержка физического, умственного развития; плохая успеваемость; нервный тик, энурез.

• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию). Признаки: задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; требование ласки и внимания; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность, импульсивность; сонный вид и утомленность; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; часто вялотекущая заболеваемость; антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с деть ми:

• создание доверительно-делового контакта с родителями;

• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе. Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

Читайте так же:  Порядок действий при разводе с детьми

• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нель зя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

• оградить ребенка от реакции других детей;

• уделить ребенку максимум внимания;

• дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, служба здравоохранения, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до «Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» Нормативно-правовая.

Деловая игра для педагогов ДОУ Справочное педагогическое бюро «Защита прав и правовое воспитание ребенка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Рябинка» п. Бисерть Деловая игра для педагогов ДОУ.

Документы воспитателя ДОУ в соответствии ФГОС Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС. Проверка документации воспитателей Воспитатель в детском саду – ключевая фигура. От.

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ» «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».[/h3].

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей» «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста». Если сегодня будем учить.

Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ» В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению.

Консультация для воспитателей и родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в совместной деятельности ДОУ и семьи» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в совместной деятельности ДОУ и семьи» Цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольника.

Консультация для воспитателей «Оптимизация закаливающих процедур в работе по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ» Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Круглый стол «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и ДОУ» Елена Чужайкина Воспитатель: Уважаемые родители! Я рада видеть вас за нашим круглым столом. Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам.

Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию (консультация для воспитателей ДОУ) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Методические рекомендации по защите прав ребенка

Скачать в формате WORD или PDF.

О назначении

Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений федерального законодательства и Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённых Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168.

Методическое сопровождение

Письмо члена Совета Федерации Л.Н. Боковой об утверждении методических рекомендаций.

Письмо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой о согласовании методических рекомендаций.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации о согласовании методических рекомендаций.

Пункт 11 протокола заседания рабочей группы «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства от 2 июля 2019 года.

В рамках реализации методических рекомендаций Экспертным советом организованы программы повышения квалификации:

Скачать образцы локальных актов образовательной организации организации правового просвещения в образовательной организации, предусмотренные методическими рекомендациями, в формате WORD.

В целях реализации положений федерального законодательства и Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан администрации субъектов Российской Федерации и органы муниципальных образований принимают документ стратегического планирования по правовому просвещению населения на основе методических рекомендаций для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации плана мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, разработанные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Читайте так же:  Мать одиночка ребенок инвалид льготы

Скачать в формате WORD или PDF.

Ознакомиться с информацией о проведении Единого урока прав человека в декабре 2019 года Вы можете по ссылке.

Ознакомиться с часто задаваемыми вопросам и задать интересующие вопросы Вы можете по ссылке.

Скачать:

Вложение Размер
normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Источники

Методические рекомендации по защите прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here