Международные правовые стандарты защиты прав ребенка

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Международные правовые стандарты защиты прав ребенка" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Законодательство Российской Федерации как инструмент защиты прав ребенка.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста («Конвенция о правах ребёнка», ст. 1).

Права ребенка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

основные международно-правовые стандарты прав ребенка:

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 03.12.1986 г.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14.12.1990 г.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) – 29.12.1985 г.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; вступила в силу 02.09.1990 г.

Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14.12.1974 г.

Венская декларация и программа действия (1993 г.).

Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.1990 г.

ребенок в Российской Федерации имеет право на:

Право на жизнь, Право на имя, Право на гражданство, Отсутствие дискриминации, Право на свободу совести и религиозных убеждений, Право на жизнь с родителями, Право на труд, Право на отдых, Право на защиту жизни и здоровья, Право на образование, Право на отсутствие рабства, Право на жилище, Право на свободу слова, Право на получение информации, Право пользоваться достижениями культуры, Право создавать семью, Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Семейный кодекс РФ

предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сотрудничество образовательных учреждений с органами правопорядка и социальной защиты населения.

Источники законодательства об образовании.

Субъекты образовательного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9877 —

| 7674 — или читать все.

http://studopedia.ru/19_303644_zakonodatelstvo-rossiyskoy-federatsii-kak-instrument-zashchiti-prav-rebenka.html

Основные международные и национальные акты о защите прав ребёнка

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического документа.

Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции.

«Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Читайте так же:  Дети пострадавшие от жестокого обращения

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8752 —

| 7559 — или читать все.

http://studopedia.ru/9_199079_osnovnie-mezhdunarodnie-i-natsionalnie-akti-o-zashchite-prav-rebenka.html

Презентация. Международные правовые акты в сфере защиты детей.
презентация на тему

Высшей юридической силой обладает международно — правовые акты. Так в ст.15 Конституции определяется, что общепринятые нормы международного права и международные договоры являются составной частью её правовой системы.

Скачать:

Вложение Размер
mezhdunarodno-pravovye_akty.pptx 849.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Международно – правовые акты в сфере защиты детей Выполнила воспитатель Капаева Елена Александровна

Международно – правовые акты в сфере защиты детей. Высшей юридической силой обладают международно – правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.

В числе международных актов следует выделить: — Декларация прав ребёнка (1959г.); — Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.); — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.); — Минимальные стандартные правила ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985г.) (Пекинские правила) и др. В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов: — Семейный кодекс РФ (1996г.); — Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; — Закон «Об образовании».

Декларация прав ребёнка (10 приципов ) * является первым международным документом. * в Декларации провозглашаются права детей: — на имя; — на гражданство; — на любовь; — на понимание; — на материальное обеспечение; — на социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребёнка Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно — правовым документом, в котором права ребёнка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 52 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений .

Конвенция – это документ высокого социально – нравственного значения, основанный на признании любого ребёнка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчёркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений , национального, этнического и социального происхождения – юридические права: * на воспитание; * на развитие; * на защиту; * на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, которые затрагивают его настоящее и будущее. Таким образом, Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, который определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государственными – членами ООН.

Содержание Конвенции о правах ребёнка: — Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. — Ст. 5-11 — это перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение , права и обязанности родителей по отношению к детям. — Ст. 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

— Ст. 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. — Ст. 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг . — Ст. 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

— Ст. 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн. — Ст. 41-45 упоминает о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях.

— Ст. 46-54 указывают решения процедурно – правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всем государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

«Семейный кодекс РФ от 29. 12. 1995г. N 223-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015 г.) Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье 1 . Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Где подают на алименты в браке

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. 2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. (в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. 3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. 4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. 5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка 1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ) 2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. 3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. 4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса. 2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. 3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. По вопросу, касающемуся защиты жилищных прав несовершеннолетних, см. Жилищный кодекс РФ, Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ. 5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/10/31/prezentatsiya-mezhdunarodnye-pravovye-akty-v-sfere-zashchity

Международные правовые стандарты в области защиты прав детей

Автор: Герасименко Ю.В., Агеева А.В.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы, посвященные осуществлению международной политики в области защиты прав детей. Авторы обращают внимание на невозможность решения проблем детей только национальными средствами. Необходимо объединить усилия мирового сообщества в целом. Международная политика осуществляется по нескольким направлениям: разработка деклараций, резолюций, конвенций, создание специального контрольного органа по защите прав ребенка.

Права ребенка , защита , обеспечение , международная политика

http://readera.org/mezhdunarodnye-pravovye-standarty-v-oblasti-zashhity-prav-detej-142178749

Основные международные стандарты в области прав и свобод ребёнка

основные характеристики международных стандартов в области прав и свобод ребенка:

—стандарты должны обеспечить соблюдение интере­сов ребенка;

—стандарты должны содействовать полноценной достойной жизни ребенка в обществе;

стандарты должны противодействовать дискрими­нации и обеспечивать равную защиту каждого ребенка независимо от расы, пола, вероисповедания и т. п.;

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время таким4рсновными стандартами яв­ляется Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Дек­ларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) и другие нормативные документы.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвер­дила Всеобщую декларацию прав человека — междуна­родный документ об экономических, социальных и куль­турных правах людей, основной международный кодекс поведения в области прав человека. Всеобщая Деклара­ция прав человека была провозглашена в качестве зада­чи, к выполнению которой должны стремиться мировые государства.

20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка, развившая положения Всеобщей декларации прав человека.

Читайте так же:  Есть ли временная опека

В Преамбуле провозглашены 10 принципов предос­тавления прав и свобод ребенку:

1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны при­знаваться за всеми детьми без исключений и без разли­чия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обсто­ятельства, касающегося ребенка или его семьи.

2. Ребенку должна быть обеспечена специальная за­щита и предоставлены возможности и благоприятные ус­ловия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наи­лучшее обеспечение интересов ребенка.

3. Ребенку должно принадлежать с его рождения пра­во на имя и гражданство.

4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоро­вый рост и развитие; с этой целью специальные уход и ч
охрана должны быть обеспечены как ему, так и его мате­ри, включая дородовой и послеродовой уход. Ребенку дол­жно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечение и медицинское обслуживание.

5. Ребенку, который является неполноценным в физи­ческом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребенок для полного и гармоничного развития лич­ности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственнос­тью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности: мало­
летний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда име­ются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной вла­сти должна лежать обязанность осуществлять особую за­боту о детях, не имеющих достаточных средств к суще­ствованию. Желательно, чтобы многодетным семьям пре­доставлялись государственные или иные пособия на со­держание детей.

Ребенок имеет право на получение образования, ко­торое должно быть бесплатным и обязательным, по край­ней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему куль­турному развитию и благодаря которому он мог бы .на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение и стать полезным членом общества.

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть сре­ди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребенок должен быть защищен от всех форм не­брежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то аи было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достиже­ния надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

10.Ребенок должен ограждаться от практики, кото­рая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспиты­ваться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы меж­ду народами, мира и всеобщего братства, а Также в пол­ном сознании, что его энергия и способности должны по­свящаться служению на пользу других людей».

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН «О правах ребенка» — «Миро­вая Конституция прав ребенка», которая выступает клю­чевым документом при разработке социальных стандартов.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Конвенция — международный договор, соглашение по ка­кому-либо специальному вопросу. Основная цель Конвенции состоит в макси­мальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифициро­вавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-полити­ческой жизни.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в воз­расте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершенноле­тия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, эко­номических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления. Она показывает, что необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей сво­бода зависит в первую очередь от здоровой и безопасной окру­жающей обстановки, доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Отсутствие дискриминации является важным принципом Кон­венции: дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имуществен­ного положения, состояния здоровья и места рождения ребен­ка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Исходными являются следующие положения Конвенции:

— несовершеннолетние, ввиду умственной и физической не­зрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

— вместе с тем они не только объекты воздействия воспитате­лей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей;

— в решении всех вопросов, связанных с интересами несовер­шеннолетних, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам;

семья рассматривается как основная ячейка общества, есте­ственная среда для развития и благополучия детей и обеспечива­ется защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реали­зовать свои обязанности в обществе;

целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода, равенство, солидарность и др.), традиций и культурных ценностей каждого народа;

— должно проявляться особое внимание к несовершеннолет­ним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

К основным международным договорам, связанным с про­блемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стан­дартные правила Организации Объединенных Наций, касающи­еся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах между­народного усыновления (1993), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.

направления государствен­ной социальной политики по улучшению положения детей:

укрепление правовой защиты детства (деятельность по при­ведению законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституци­ей Российской Федерации, по усилению защиты личных и иму­щественных прав детей и подростков в соответствии с меняющи­мися социально-экономическими условиями и отношениями соб­ственности);

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей (создание условий для улучшения материального положе­ния семей с детьми, развитие системы социального обслужива­ния семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг, обеспечение условий семейного воспитания детей);

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья де­тей (создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей, снижение материнской и младен­ческой смертности, усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской дис­пансеризации детей, улучшение санитарно-гигиенических усло­вий содержания детей в детских учреждениях);

Читайте так же:  Как подать на развод в судебном порядке

улучшение питания детей (обеспечение полноценного пита­ния новорожденных, предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей, повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов);

• обеспечение воспитания, образования и развития детей (обес­печение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры, развитие системы профессиональной ориентации, со­действие адаптации подростков к новым социально-экономиче­ским условиям, создание условий для устойчивого функциони­рования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей);

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятель­ствах (обеспечение действенной защиты детей в условиях стихий­ных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов; создание эффек­тивной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на осо­бую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей; обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям малочислен­ных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовно­го и физического развития).

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН каждые пять лет доклады об осуществле­нии Конвенции.

Всемирный саммит в поддержку детей (1991 г.). Все­мирный саммит в поддержку детей состоялся в Нью-Йор­ке в 1991 году 68 . На нем были приняты план действий и Всемирная Декларация по возможной степени выжива­ния, защите и развитию детей. Этот важный документ содержит конкретные цели, которые должны быть дос­тигнуты до конца двадцатого века по различным направ­лениям, касающимся жизни детей.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1835 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/15_41106_osnovnie-mezhdunarodnie-standarti-v-oblasti-prav-i-svobod-rebenka.html

Международные стандарты в области защиты прав детей

Законодательное закрепление прав ребенка и их защиты в России

Проблема детского (ювенального) права как отрасли права

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Ювена́льнаяюсти́ция (лат. juvenālis «юношеский»; лат. jūstitia «правосудие») — правовая основасистемы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.

1899 года в США в Чикаго на основании закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был учреждён первый детский суд.

Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальную юстицию (1910 г.). В свое время она считалась одной из наиболее передовых. На сегодняшний день наиболее развитыми и отвечающими современным международным стандартам и нормам считаются системы ювенальной юстиции во Франции и в Канаде. Кстати, во Франции закон о ювенальной юстиции был принят в феврале 1945 г., еще во время Второй мировой войны. Французские власти осознали, что нормальное развитие подрастающего поколения не менее важно, чем восстановление страны, и, уж, безусловно, является его неотъемлемым элементом.

Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст. 40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.

Институт ювенальной юстиции представляет собой весьма сложный комплекс концепций и «схем» влияния на подростка, его семью и непосредственное окружение, а также социальные структуры. Таким образом, нельзя говорить о делах, стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по закону он не вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав.

В России работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних активно велась до 2010 года включительно. Как предполагается, она должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В частности, был разработан проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14.02.05. Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов определяется Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах в Российской Федерации» и как законопроект был предложен общественными организациями. Была разработана концепция Ювенального суда г. Ростова-на-Дону (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних районных судов города.

В России различают] ювенальную широком смысле — это совокупность правовых механизмов (медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных и др. процедур и программ), предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.

Под системой ювенальной юстиции (ювенальной системой) в России понимается теоретико-правовая конструкция, включающая комплекс механизмов, нацеленных на реализацию и обеспечение на основе установленных законом процедур прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего и реализующихся в рамках деятельности специализированных служб и учреждений ювенального профиля. В системе защиты прав несовершеннолетних ювенальной юстиции отведено центральное место.

Международные стандарты в области защиты прав детей

Основополагающим международным стандартом в области защиты прав детей являются принятые Организацией Объединенных Наций Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Принятие Декларации прав ребенка было вызвано необходимостью создать всеобщие рекомендаций, какие именно права и свободы детей без различия расы, пола, языка и религии должны подлежать универсальному уважению и соблюдению. Декларация состоит из преамбулы и 10 принципов, провозглашающих основные права и свободы, которые должны принадлежать детям, такие как:

— право на имя и гражданство,- на социальное обеспечение,- на здоровые рост и развитие,- на особую заботу,- на любовь и понимание,- на получение образования,- на игру,- на защиту от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и другие].

Декларация прав ребенка была принята с целью обеспечить детям счастливое детство, и призывает родителей, отдельных лиц, организации, государственные органы и государства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права и свободы детей.

Декларация прав ребенка является международным документом рекомендательного характера и не возлагает на государства-участников ООН обязательства по исполнению изложенных в Декларации принципов.

Читайте так же:  Раздел временного земельного участка

Этот недостаток в 1989 году устранила Конвенция о правах ребенка, которая не только конкретизировала положения Декларации (часть I Конвенции), но и предусмотрела создание механизма контроля за соблюдением государствами положений Конвенции (часть II Конвенции).

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальному законодательству не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Особенно выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях и т. п.

Конвенция охватывает широкий перечень прав.

Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например процедуры усыновления (удочерения), доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов .

Конвенция содержит три основных новшества. Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах. Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств принимать шаги для традиционной практики, вредящей здоровью детей. В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления (удочерения) и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних].

Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое значение:

— «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 3) становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей»;

— принцип, в соответствии с которым родители (или другие лица, несущие ответственность за ребенка) обязаны должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка получать и осуществлять эти права (ст. 5).

В качестве руководящих принципов, которые являются основой для всех прав, можно выделить следующие:

— о предотвращении дискриминации (ст. 2);- о наилучших интересах ребенка (ст. 3);- о праве на жизнь, выживание и развитие (ст. 6);- об уважении взглядов ребенка (ст. 12).

Учитывая тот факт, что Конвенция запрет на призыв и вербовку в вооруженные силы и участие в военных действиях детей в возрасте лишь до 15 лет, Генеральная Ассамблея ООН 25 мая 2000 г. приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах. Протокол предусматривает, что государства, участвующие в нем, обеспечат, чтобы лица, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали бы непосредственного участия в военных действиях и не подлежали бы обязательному призыву на военную службу.

25 мая 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят также Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии [32].

Кроме вышеназванных документов ООН с целью охраны детства приняла ряд иных документов, такие как:

— Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.,

— Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.,

— Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.,

— Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и другие.

Значение Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с последующими изменениями) для развития института защиты прав ребёнка

Законодательство РФ признает детство важным этапом в жизни человека, когда формируется нравственность взглядов, творческие способности, общественная значимость, любовь к Родине и др. В обязанности родителей входит подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Государство, в свою очередь, должно обеспечить достойный уровень жизни.

Для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также контроля над воспитанием личности, был принят Федеральный закон №124 «О правах ребенка». Основной нормативно-правовой документ, который обеспечивает защиту прав и законных интересов ребёнка.регламентируют основные права и интересы ребёнка, в целях создания благоприятных условий для жизни.

Настоящий Федеральный закон устанавливает гарантию прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.

Согласно ФЗ №124, обязанности закреплены за каждым гражданином своей страны. Главным законодательным актом, который гарантирует защиту интересов ребенка в России, является Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 г. Помимо этого, государство несет ответственность за обеспечение: информационной защиты (оберегает от информации, которая каким-либо образом может негативно повлиять на нравственное развитие и психическое здоровье несовершеннолетнего); борьбы с незаконной эксплуатацией детского труда (в частности тех детей, которые лишены родительской опеки).Ответственными за контроль и профилактику правонарушений назначены органы Опеки и попечительства, а также соцработники.

Последние изменения в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав несовершеннолетнего в Российской Федерации» вносились госдумой 28 декабря 2016 года. На основании предложенных законопроектов, были согласованы поправки касательно отдыха и оздоровления детей. В статье №12 в последней редакции, описывается порядок разработки и внедрения новых объектов для полноценного отдыха, а также реабилитации детей инвалидов.Глобальные изменения настоящего закона коснулись статьи №14. Последняя редакция ФЗ от 1 сентября 2012 года гласит: пункт 1 дополнен актуальной информацией о защите от религиозного неравенства и информации порнографического характера. Рассмотрим подробнее.Краткое описание статьи №14 Защита несовершеннолетнего от информации, которая может нанести вред его развитию и морально — нравственным принципам, осуществляется в следующем порядке: запрет на предоставление информации (трансляции в СМИ): агитационной; сексуальной; развращающей и растлевающей; террористической; другой информации, которая по тем или иным причинам, негативно влияет на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, не давая возможности адаптироваться к взрослой жизни.

Для защиты граждан, законом установлен ряд требований к отбору и классификации информации:

ограничение в возрасте при трансляции фильмов, видео, фотографий и других материалов порнографического и террористического характера; оповещение родителей о негативном воздействии подобной информации на психику детей; организация встреч с соцработниками, которые разъясняют процессы деградации личности детям в школе.

Существуют специальные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти, с целью профилактики детского насилия и агрессии, при помощи внедрения в образование компьютерных и интеллектуальных игр. Также нуждающимся предоставляется психологическая, педагогическая и медицинская помощь согласно ФЗ №124.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 815 ;

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/6_103667_mezhdunarodnie-standarti-v-oblasti-zashchiti-prav-detey.html

Международные правовые стандарты защиты прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here