Насилие над детьми в школе учителями

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Насилие над детьми в школе учителями" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Насилие в школе. Как защитить ребенка

  • Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку.

    Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел ребенка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам, другой скинул ученика со стула, третья била детей линейкой, четвертая запирала первоклашек в шкафу.

    Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, — верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого.

    1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые были замечены в применении насилия над детьми.

    Все примеры ниже — московские, свежие, из приличных школ.

    Для печати подробности рассказывают крайне неохотно и только с условием полной анонимности: такие раны долго не заживают.

    Обыкновенные истории

    «Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».

    «На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает». Ребенок описался прямо на уроке».

    «Учительница началки говорит: «Козлов полностью оправдывает фамилию: козел — он и есть козел».

    Подробностями готовы делиться только те, у кого ребенок уже перешел в другую школу.

    «Учительница ударила моего сына по руке за то, что он неаккуратно пишет. На следующий день он подрался с другим мальчиком, и она выдрала обоих за уши. Сын сказал, что уже не в первый раз. У второго мальчика на ушах я видела кровоподтеки — и старые, и свежие, — но его мама жаловаться побоялась. Учительница била еще троих детей, но все молчали.

    Я пошла к директору. Та обещала принять меры — вплоть до увольнения. Родители стали собирать подписи в защиту учителя и против моего ребенка. Мне говорили: ваш сын ее доводит, таких надо драть! Учительницу уволили, но через два дня делегация родителей сходила к директору и уговорила восстановить ее на работе. Я просто перевела сына в другую школу — даже жаловаться не стала».

    Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с коллективными письмами: просят вернуть педагогов.

    Беззащитность и безнаказанность

    Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».

    Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.
    Учитель, конечно, не должен кидаться на ребенка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если выматерил — не должен по младости лет оставаться безнаказанным.

    Учителя в один голос жалуются на беззащитность перед детьми. Априорный авторитет, держащийся на любви или страхе, а то и просто на представлении о священной роли учителя, — давно в прошлом. Перехода этого мы не заметили.

    Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.

    В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос — что есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» — не бином Ньютона. В иных странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не лучшие времена.

    Беспомощность

    На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках, телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят детей по головам книжками… А дети смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И мстят им за боль и унижение — по-взрослому, без скидок на малолетство.

    Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос: дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные уроки — и методически, и дисциплинарно.

    Говорят, что нынешние дети — настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их обозначить, — острейший в сегодняшней школе.

    Вот одна учительница пишет на сайте пресловутого сериала «Школа»: «Мы не воспитатели, а учителя! А воспитание закладывается в семье. Так что это сигнал не нам, учителям, а ВАМ, уважаемые родители! Почаще надо заглядывать ребенку в душу, а не затыкать еe деньгами и свободой, и в школу заходить не 4 раза в год на собрания, а хотя бы раз в месяц! Вот тогда и результат будет!».

    Читайте так же:  Отказ от ребенка в роддоме алименты

    Учителя свято веруют, что у родителей есть пульты дистанционного управления детьми. И забывают о том, что на уроке дети — это социальная группа, в которой действуют свои законы, и что родители в эту группу уже не входят.

    Что делать?

    Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) — учителя начинают взрываться, как банки в погребе, и калечить окружающих.

    При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.

    Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической помощи и разгрузки. Кто это должен делать? Это вопрос не только к Минобрнауки и региональным образовательным властям, но и к каждой школе.

    Что делать родителям? Объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе; младшим — что не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем. Если педагог превысил полномочия — точно выяснять, что случилось и какова доля вины ребенка (если она есть — работать с этим отдельно). Фиксировать побои у врача, а моральный вред — у психолога, если вред и побои налицо. Заявление на имя директора школы — обязательно, в милицию — по желанию, все это с копиями справок. Копию заявления можно подать в районное управление образования. Если школа не принимает никаких мер — изымать ребенка из травмирующей ситуации и жаловаться выше: в районное управление образования, в прокуратуру.

    Пока молчим — ничего не изменится.

    Под текст

    Нормы закона, о которых надо помнить и на которые можно ссылаться в заявлениях:

    Закон об образовании:

    Статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

    Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

    Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет.

    Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания.

    Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.

    Статья 151 ГК РФ позволяет требовать денежной компенсации за причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).

    Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо

    Посетители блога в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с мерами физического или психологического воздействия, применяемые педагогами к обучающимися, а также интересуются, какие действия учителя относятся к ним, как поступить родителям в случаях, когда учитель прибегает к таким мерам воздействия на учеников.

    Ответы на поставленные вопросы можно найти в многочисленных научных работах, нормативных правовых документах и материалах, посвященных проблемам насилия.
    В них насилие по отношению к детям определяется как любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

    Что такое психологическое (эмоциональное) насилие

    Об ответственности
    Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
    За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана вина педагога, то в зависимости от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.

    Также по теме в блоге:
    « Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
    «Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»
    «Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации»
    «Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников»
    «Ситуацию насилия в школе можно предупредить»
    «Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?»
    «Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров» между участниками образовательных отношений»

    Психологическое насилие со стороны учителя

    Какие действия со стороны учителя расцениваются как психологическое насилие над ребенком (в частности — коллективный разбор ситуации, (виновник стоял у доски, рядом с ним всидетель произошедшей ситуации) когда один в отместку через день после предыдущего конфликта бил ногами другого и родители потерпевшего обратились за помощью к учителю, 3 класс).

    Какое наказание может применить директор школы к учителю, если родители написали жалобу, в которой коллективный разбор ситуации драки был обозначен как психологическое насилие над ребёнком (до этого учитель не имел за многолетнюю практику даже устного взыскания).

    Имеет ли право директор школы при присутствии родителей требовать от учителя обещания, что учитель не будет в дальнейшем преследовать ребёнка, если родители категорически отказываются перейти в другой класс, несмотря на то,что считают со стороны учителя предвзятое отношение к их ребёнку.

    Из того как Вы описали ситуацию не усматривается предвзятость учителя.

    Коллективный разбор ситуации — так во всех школах делают, это стандартная практика.

    Избиение — это другой вопрос, тут нужно смотреть из-за чего начался конфликт, где в этот момент был учитель. Т.е. как и чем его действия могли данный конфликт спровоцировать (если речь идет предвзятости).

    Читайте так же:  Штраф за не вовремя смену фамилии

    третий вопрос — если родители обратились за помощью. За какой, в чем она должна выражаться и что сделал учитель.

    Требовать обещание — в принципе может, а почему нет. Если родители настаивали на этом, то мог. Только , что она дает это обещание.

    Возникает очень много дополнительных вопросов.

    Что за первый конфликт? С каким заявлением и о какой именно помощи просили родители? В связи с чем и именно с чем они ходили к директору школы?

    Из моего личного опыта: 1.меня вызвали в школу из-за того, что ребенок якобы ругнулся на уроке на учителя. В кабинете завуча присутствовали: я, мой сын, этот учитель и завуч. Учитель в присутствии ребенка начал на меня орать не давая вставить слова. Я попросила сына выйти в коридор. Учителя это не остановило и он продолжал свой ор. В тот день мы кое-как договорились (несмотря на то, что была установлена невиновность сына). После уроков сына подзывает кл.рукодитель и начинает отчивать его за то, что я орала на учителя, ребенок сказал, что стоял в коридоре и слышал крик только учителя (этот факт потом подтвердили и другие дети и завуч в кабинете директора). На следующих уроках учитель вообще стал игнорировать поднятую руку сына и ставил в журнале ему «2».

    Вот это расценено было впоследствии и вкупе с другими событиями милицией, как предвзятое отношение к ребенку.

    С уважением, Светлана.

    Уважаемая Светлана! Большое вам спасибо, что с вниманием отнеслись к моему вопросу.

    Хотелось внести немного ясности в суть кофликтной ситуации.

    Накануне во время питания в столовой один ученик по ошибке( Левон ) выпил кисель другого , учительв это время получал готовую продукцию для учащихся. Подойдя с столу, услышал громкий крик со стороны того, чей кисель был выпит. Ученик ( Витя) был выведен из столовой, для того чтобы успокоился. После раздачи всем детям продуции, учитель привёл Витю в столовую и предложил ему съесть свою порцию. На следующий день, после уроков , Витя решил отомстить Левону за выпитый кисель. Учитель был в классе. Произошло все накануне выходных.

    Бабушка Левона, через 40 минут после произошедшего ( когда Левон прибежал домой в слезах ) позвонила учителю и попросила разобраться в данной ситуации, так как конфликты между мальчиками происходят не первый раз и беседы с родителями не смогли остановить эти конфликты.

    Учитель против школьника: что делать, если педагог применяет психологические давление

    Специально для «Летидора» статью подготовила Анна Яблочкина, профайлер, социальный психолог, основатель и вдохновитель проекта «Управление Общением».

    Каково сейчас учиться детям — хорошим, прилежным, старательным и интересующимся знаниями?

    Впечатления школьника, закончившего на очень хорошие оценки 11 классов одной из лучших школ крупного города России:

    «У меня со школой отношения были всегда натянуты до предела. И да, я любила учиться, и проблема была не в предметах. Проблема была в учителях.

    Прекрасные на вид, но озлобленные на весь мир и на беззащитных детей в особенности — видимо, это критерии для найма на работу.

    Что ни учитель, то отдельная клиника. Одна устраивает скандалы с унижением учеников по поводу и без, другая пытается манипулировать запуганными десятиклассниками, угрожая отказаться от классного руководства, третья орет «Дурак! Дебил!» за любое промедление в решении уравнения у доски.

    На последнем звонке они же будут говорить вашим родителям, как трепетно любят нас и как рады были провести нас через сложную пору детства и юношества. Вам же, дети, именно учителя скажут: что вы завалите экзамены, что вообще готовить к ним они вас не обязаны, сдайте на минимум и идите мести дворы — вот ваша судьба остолопов.

    О какой любви к образованию может идти речь, когда каждый поход в школу — эмоциональное насилие? Когда вашим родителям врут про вас, а родители зачастую склонны верить учителю. Верить чужому человеку с чужими тараканами, больше чем собственному ребенку, с тараканами вполне родными, как минимум по крови. ».

    У этого бывшего школьника сейчас все хорошо: университет, студенческая жизнь, интересные проекты, хорошее окружение. И это благодаря поддержке родителей — они не допустили, чтобы ребенка сломали, и научили его постоять за себя._

    Невозможность защитить себя, отсутствие опыта, знаний о людях и жизни порождает детскую уязвимость, открывает путь агрессору.

    Но ведь так было не всегда. Что происходит сейчас с образованием в школе? Откуда так много эмоций и давления? Почему образовательное учреждение приобретает статус пространства для эмоциональной ломки и эмоционального насилия над личностью маленького человека?

    Почему учителя используют психологическое насилие

    • Первый ответ лежит на поверхности. Нет стандартов морально-психологической, культурной компетентности педагога при приеме на работу. Их просто нет! Не предусмотрены. Диплома о профильном образовании достаточно. Опыт работы не обязателен.

    • Профессия учителя стала социально незначимой. Статус учителя в обществе потерян. Уважение тоже. Зарплаты — не разбежишься. В школы очередь из учителей не стоит, конкурса на место нет. Некому учить детей.

    • Стандарты образования изменились. Учителю некогда строить доверительные отношения с ребенком. Учитель должен заполнять отчеты и писать учебные планы.

    Да и зачем? За это не доплачивают.

    Как проявляется эмоциональное насилие педагога

    Создание обстановки общего недоверия. Все всем не доверяют.

    Поддержание разобщенности и противостояния в классе.

    Деление на группы: отличники и хулиганы, гордость класса и позор класса. Отдельная группа — изгои: плохо прошли психологический тест, не понимают сразу объяснение учителя, медленно усваивают материал, медленно едят, некрасиво выглядят, слишком худые, слишком толстые (переход на личности) и тому подобное.

    Неуважение к личности ребенка. Высмеивание недостатков характера, привычек, личных особенностей ребенка, обесценивание его достижений и стараний.

    Негативные отзывы в адрес ребенка как человека в некорректной форме и публично выраженные.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Самоутверждение за счет маленького человека, который заведомо не даст отпор.

    Нет цели помочь ребенку изменить ситуацию, привычки и поведение, стать компетентнее. Есть цель сделать больно, заклеймить, дать оценку, присвоить категорию. Без возможности выхода и изменений.

    Обычно учитель применяет психологическое насилие в классе в отношении только «избранных». Рассмотрим их.

    Читайте так же:  Жестокое обращение детей в доу

    Какие ученики оказываются в зоне риска

    Уже первоклассников могут оскорблять, ставить при всех в классе в угол, наказывать выставлением к доске и так далее. Это все на фоне низкой дисциплины учеников, которые отказываются слушать и слышать учителя. Учитель уже ни для кого не авторитет. Увы и ах!

    В зоне риска две основные группы детей:

    Первая категория — скромные, тихие, хорошо воспитанные дети из правильных семей, где все тихо и вежливо разговаривают друг с другом, где принято поддерживать друг друга, помогать, слушать и слышать. Вот такие дети впадают в шок и ступор при эмоциональных наскоках, истериках и качелях от «спокойно» до «ураган».

    Результат. Ребенок замыкается, перестает участвовать в учебном процессе, начинает отказываться идти в школу или получать знания вообще из любого источника. Образование начинает ассоциироваться с эмоциональной болью.

    Вторая категория — дети гиперактивные, энергичные, неуправляемые, еще в семье привыкшие к физическому воспитанию разными бытовыми предметами. Статус «хулиган» и «разрушитель» они приносят с собой из дома, полезных привычек и социальных навыков у них крайне мало, после себя оставляют разруху.

    При эмоциональных наездах в свой адрес выбрасывают энергию агрессии в разы превышающую воспитательный посыл. Чем постоянно кормят агрессора. Симбиоз с агрессором получается стопроцентным.

    Результат. Как не учились, так учиться и не будут.

    Насилие над детьми в школе

    Насилие над детьми в школе как факт существует уже не один десяток лет. И всевозможные меры, применяемые для решения этой проблемы, не дают желаемого результата. А насилие в школах, особенно в начальных классах, это просто катастрофа. Ведь именно в начальной школе делается закладка на все будущее обучение, да и на весь жизненный сценарий.

    Вчера моя дочь, ученица второго класса, ходила с классом в театр на детский спектакль. Вернулась вся в слезах до заикания. Кое-как успокоив, выяснил, что в театр их водила учительница параллельного класса, которая из-за чего-то накричала на нее. «Я теперь никогда не стану счастливой», — сказала дочь.

    Если бы я не прошел тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, то этот стресс мог нанести моему ребенку огромный вред, а так я смог успокоить ребенка без последствий для его психического и физического здоровья.

    Учительница первая моя

    Талантливый преподаватель умеет найти подход. Пробует, ищет, экспериментирует, вовлекает детей в учебный процесс. И у такого педагога класс всегда будет спокойным, успешным и дисциплинированным. И тогда над детьми не нужен строгий присмотр, ведь в классе витает дружественная, спокойная, плодотворная атмосфера. Но таких преподавателей, к сожалению, не так много.

    Когда учитель обучает детей с помощью крика, страха или придумывает какие-то наказания, он оказывает мощное давление на детей. Учителю кажется, что так легче, проще, порядка больше. Крикнул раз-другой — и ребенок сидит тихо. Рявкнул еще разок — и он даже пример решил. А если не решил, то и бестолочью назвать можно.

    А насилие над мальчиками? Там и подзатыльник можно отвесить или линейкой по рукам. Стоит такой преподаватель над детьми и своим отношением показывает, что в классе от него все зависит. И он будет учить так, как считает нужным. Случаи насилия в школе со стороны преподавателей — просто «метод воспитания». Который они ошибочно считают правильным.

    А когда родители приходят разбираться, им говорят с честными глазами: «Я не кричала на детей, а просто пыталась громко объяснить новую тему. Вообще, надо же приучать ребенка держать стресс!»

    Да, ребенок должен этому научиться. Но в среде сверстников. А как он должен адаптировать грубость преподавателя? И как теперь быть с последствиями? Рассеянность, нежелание учится, страх перед учителем, да и вообще перед человеком.

    Бывают еще и такие метаморфозы: в школе учитель — тиран, а в частной гимназии — он просто паинька и над детьми никакого насилия не производит. Получается, что в обычной школе учитель просто вымещает на них свою злость.

    И вечный бой, покой нам только снится

    Проблема насилия в школе была и, к сожалению, осталась. Куда обращаться? Как сделать над детьми защитный купол? Как бороться и с кем бороться?

    Вы, конечно, можете пожаловаться директору школы, обратиться в прокуратуру, поднять общественность и в конце концов избавиться от этого крикливого тирана-учителя. И вам найдут нового, опытного. Или, наоборот, молодого и перспективного.

    Ура! Мы победили! Над детьми нет больше угрозы! А нет ли? Вы знаете, кто придет на замену? У вас есть гарантия, что новый учитель будет лучше? А если нет — тогда все с начала? И пока мы будем биться с ветряными мельницами и менять преподавателей, дети будут получать стресс. Причины не уйдут, психологическая проблема останется нерешенной.

    Что же получается — просто безвыходное положение и проблема насилия в школе останется? Какие мероприятия нужны, чтобы отвести угрозу, нависшую над детьми?

    Что посеешь, то и пожнешь

    Итак, насилие над детьми в школе, психологическое и, не дай бог, физическое. Когда на учеников кричат, дети теряют чувство защищенности и безопасности. И тогда с ними происходят страшные изменения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана подробно объясняет, что может произойти. Какие изменения происходят с обладателем того или иного вектора.

    Кто-то из детей может уйти в себя, замкнуться, спрятаться, как улитка в раковину. А потом у него диагностируют расстройство аутистического спектра. А ведь он гений, который должен двигать науку вперед. Кто-то затаит обиду, которая будет мешать учиться и создаст неудачный жизненный сценарий. И из этого ребенка может вырасти критикан — вместо классного мастера-преподавателя.

    Кому-то крики принесут сильный испуг и страх. И вместо добрых, чистых, прекрасных эмоций, несущих любовь и культуру, у ребенка будут страхи и истерики. А кто-то просто станет воровать, чтобы как-то погасить стресс. Хотя мог бы стать, например, инженером-конструктором или законодателем.

    Как правило, именно такие последствия возникают из-за насилия над детьми. И неважно — это насилие в школах или в спортивных секциях, или еще где-то. Но хуже всего, что насилие над детьми происходит и в семье.

    Насилие в школах: что делать

    Но насилие в школе проявляется не только со стороны педагога. И со стороны одноклассников нередко бывает насилие над детьми сверстниками. И прекратить такое насилие — тоже задача преподавателя совместно с родителями. Сделать это можно, зная особенности детей. А узнать их помогает системно-векторная психология.

    Читайте так же:  Причины домашнего насилия в семье

    Пройдя тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я стал понимать причину происходящего. Понимая причину, стал понимать, как предупредить неудобные ситуации, как повести себя с тем или иным человеком.

    Также я понимаю своего ребенка, его желания, его состояния, его приоритеты, его способности. Понимаю, как воспитать психически и физически здорового ребенка, как не навредить ему, как помочь ему преодолеть стрессовые ситуации. И как ему вырасти порядочным, воспитанным, приносящим всему обществу пользу. И я не один такой, об этом говорят 19500 результатов. Эти люди смогли изменить себя. А когда меняются родители, меняются и дети.

    «…В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети — это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только не делала (посещения психолога, книги и т.д. и т.п.), но дочь все с меня «снимала»…

    И тут, во время моего прохождения тренинга я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. ) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую — это только начало. »
    Галина Д., педагог-психолог, Могилев

    Попробуйте и вы! Я уверен, вы сможете защитить своего ребенка. Начните с бесплатного онлайн-тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке

    Автор: Тимофей Федерко

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

    Тема лекции: Насилие в школе. Как защитить ребенка

    Учитель, унижающий или бьющий ребенка, точно знает, что нарушает свои обязанности, Конституцию страны и еще массу законов. Это его не останавливает. Почему?

    Фото: «Новая газета»

  • Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу.

    Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел ребенка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам, другой скинул ученика со стула, третья била детей линейкой, четвертая запирала первоклашек в шкафу.

    Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, — верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого.

    1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые были замечены в применении насилия над детьми.

    Все примеры ниже — московские, свежие, из приличных школ.

    Для печати подробности рассказывают крайне неохотно и только с условием полной анонимности: такие раны долго не заживают.

    Обыкновенные истории

    «Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».

    «На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает». Ребенок описался прямо на уроке».

    «Учительница началки говорит: «Козлов полностью оправдывает фамилию: козел — он и есть козел».

    Подробностями готовы делиться только те, у кого ребенок уже перешел в другую школу.

    «Учительница ударила моего сына по руке за то, что он неаккуратно пишет. На следующий день он подрался с другим мальчиком, и она выдрала обоих за уши. Сын сказал, что уже не в первый раз. У второго мальчика на ушах я видела кровоподтеки — и старые, и свежие, — но его мама жаловаться побоялась. Учительница била еще троих детей, но все молчали.

    Я пошла к директору. Та обещала принять меры — вплоть до увольнения. Родители стали собирать подписи в защиту учителя и против моего ребенка. Мне говорили: ваш сын ее доводит, таких надо драть! Учительницу уволили, но через два дня делегация родителей сходила к директору и уговорила восстановить ее на работе. Я просто перевела сына в другую школу — даже жаловаться не стала».

    Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с коллективными письмами: просят вернуть педагогов.

    Беззащитность и безнаказанность

    Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».

    Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.

    Учитель, конечно, не должен кидаться на ребенка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если выматерил — не должен по младости лет оставаться безнаказанным.

    Учителя в один голос жалуются на беззащитность перед детьми. Априорный авторитет, держащийся на любви или страхе, а то и просто на представлении о священной роли учителя, — давно в прошлом. Перехода этого мы не заметили.

    Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.

    В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос — что есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» — не бином Ньютона. В иных странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не лучшие времена.

    Читайте так же:  С какого периода можно подать на развод

    Беспомощность

    На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках, телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят детей по головам книжками… А дети смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И мстят им за боль и унижение — по-взрослому, без скидок на малолетство.

    Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос: дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные уроки — и методически, и дисциплинарно.

    Говорят, что нынешние дети — настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их обозначить, — острейший в сегодняшней школе.

    Вот одна учительница пишет на сайте пресловутого сериала «Школа»: «Мы не воспитатели, а учителя! А воспитание закладывается в семье. Так что это сигнал не нам, учителям, а ВАМ, уважаемые родители! Почаще надо заглядывать ребенку в душу, а не затыкать еe деньгами и свободой, и в школу заходить не 4 раза в год на собрания, а хотя бы раз в месяц! Вот тогда и результат будет!».

    Учителя свято веруют, что у родителей есть пульты дистанционного управления детьми. И забывают о том, что на уроке дети — это социальная группа, в которой действуют свои законы, и что родители в эту группу уже не входят.

    Что делать?

    Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) — учителя начинают взрываться, как банки в погребе, и калечить окружающих.

    При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.

    Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической помощи и разгрузки. Кто это должен делать? Это вопрос не только к Минобрнауки и региональным образовательным властям, но и к каждой школе.

    Что делать родителям? Объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе; младшим — что не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем. Если педагог превысил полномочия — точно выяснять, что случилось и какова доля вины ребенка (если она есть — работать с этим отдельно). Фиксировать побои у врача, а моральный вред — у психолога, если вред и побои налицо. Заявление на имя директора школы — обязательно, в милицию — по желанию, все это с копиями справок. Копию заявления можно подать в районное управление образования. Если школа не принимает никаких мер — изымать ребенка из травмирующей ситуации и жаловаться выше: в районное управление образования, в прокуратуру.

    Пока молчим — ничего не изменится.

    Под текст

    Нормы закона, о которых надо помнить и на которые можно ссылаться в заявлениях:

    Закон об образовании:

    Статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

    Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

    Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет.

    Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания.

    Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.

    Статья 151 ГК РФ позволяет требовать денежной компенсации за причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).

    ЖизньУченик и мучитель:
    Что надо понимать
    о насилии в школах

    Самое важное из дискуссии об этике в отношениях

    Текст: Наташа Федоренко

    Школьный харассмент и насилие вообще — совсем новая и плохо отрефлексированная тема для обсуждения в России. Наверное, поэтому прошлогодний скандал с многолетним нарушением этических норм в московской 57-й школе оказался таким болезненным и разоблачающим. Недавно суд заочно арестовал бывшего учителя школы Бориса Меерсона — его обвиняют в совращении несовершеннолетнего ученика. Кроме того, следователи проверяют сообщения о сексуальных домогательствах в «Лиге школ», расследование о которых публиковали на «Медузе». Стало ясно, что школьной иерархии требуется и новый язык, и чёткий свод правил поведения — без двусмысленностей и ложной романтики.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    14 марта открытую дискуссию об этике в отношениях между учителями и учениками провёл Sexprosvet18+. В обсуждении участвовали семейный психолог Людмила Петрановская, доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ Наталия Кедрова, кандидат психологических наук Анна Шварц, учитель обществознания школы «Интеллектуал» Алексей Макаров, нейропсихолог Надежда Монастырская, филолог и антрополог Евгения Литвин, а также секс-блогер Татьяна Никонова. Мы внимательно послушали этот разговор и предлагаем его самые важные вопросы и выводы.

    Источники

    Насилие над детьми в школе учителями
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here