Обидела ребенка и переживаю

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Обидела ребенка и переживаю" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Все про детские обиды

Кристина семи лет не разговаривает с мамой. Сидит неподвижно, нахмурилась, смотрит в одну точку. Она обиделась. Девочка не может надеть свое любимое платье, оно в стирке.

Пятилетний Артем просит остаться на детской площадке. Он садится, прячет лицо, надувает щеки и плачет: «Я никуда не пойду». Так обижается Артем. Он обиделся на то, что пора уходить с площадки, на которой ему нравится.

С детскими обидами сталкивается каждый родитель. Как реагировать? Дать ребенку надеть грязное платье или настоять на своем? Остаться на площадке и пропустить прием к врачу? Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте разберемся, что такое обида и почему она возникает у ребенка?

Почему ребенок обижается

Обида — выражение злости, негодования на несправедливое с точки зрения ребенка обращение. Она возникает в адрес родителей, друзей, людей, с которыми сформированы ценные отношения. На незнакомцев не обижаются. Таким образом, в обиде есть и любовь. Так ребенок сообщает: «Ты неправильно со мной поступаешь. Мне плохо. Измени свое поведение».

Бывают случаи, когда взрослый действительно несправедливо поступает. Например, ребенок на самокате выехал на дорогу. Родитель испугался, отругал ребенка и в запале оскорбил. В такой ситуации, когда вы чувствуете вину, извинитесь. Но довольно часто дети обижаются, когда родители не виноваты. Так сложились обстоятельства: платье в стирке, время для прогулки закончилось.

Когда ребенок обижается, некоторые взрослые стремятся успокоить его, уступают, предлагают что-то в утешение. «Мы не можем остаться на детской площадке. Но после врача я куплю тебе игрушку», — говорит мама сыну. Другие родители злятся, ругают ребенка, требуют, чтобы прекратил хныкать. Тот, испугавшись, учится скрывать свои чувства.

Как реагировать на обиды

Обиду неприятно переживать как ребенку, так и родителю, который рядом. Но все чувства необходимы. Они помогают нам разбираться в желаниях и удовлетворять их. Поэтому важно научить ребенка понимать свои чувства и конструктивно их выражать.

1. Не игнорируйте переживания ребенка

Объясните ему, что с ним происходит. Это нужно для того, чтобы ребенок научился распознавать свои чувства. «Ты обижена, потому что я не могу дать тебе твое любимое платье». Или «Ты обиделся на меня, потому что надо уходить с площадки». При этом поведение ребенка не изменится. Он по-прежнему будет обижаться. Но увидит, что его понимают и принимают в этом состоянии.

Он научится распознавать свои чувства и понимать их причину. Если вы ошиблись в причине обиды, то ребенок вас поправит.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Однажды мы с детьми играли в настольную игру. Гриша проиграл и заплакал.

— Ты расстроился, потому что проиграл, — сказала я.

— Нет. Когда я проиграл, Паша засмеялся надо мной.

— Ты расстроился, потому что Паша засмеялся, после того как ты проиграл.

Вы как бы сообщаете ребенку «Вот что с тобой произошло. Я тебя понимаю».

2. Объясните ребенку, почему вы так поступаете

— Ты обижена, потому что я не могу дать тебе твое любимое платье. Я бы хотела тебе его дать, но оно в стирке, я не успею его постирать. Нам сейчас нужно выходить в гости.

— Ты обижен, потому что я прошу тебя уходить с площадки. Но мы записаны на прием к врачу.

3. Предложите способ решения проблемы на будущее или придумайте его вместе с ребенком

— Мы придем на площадку завтра, и ты поиграешь.

— Мы постираем твое платье, и ты сможешь надеть его, когда оно высохнет.

4. Дайте ребенку время принять ситуацию, пережить огорчение, отпустить злость

Спокойно сопереживайте, побудьте с ним в его чувствах. Переживите обиду вместе с ребенком.

5. Научите ребенка говорить о своих переживаниях

В этом поможет личный пример — говорите о своих чувствах. Например: «Я рад за тебя» (когда ребенок получил в школе высокую отметку). Или: «Я злюсь, когда ты обзываешься на брата».

Обида — сложное чувство. Но с ним вполне можно справиться. А заодно научить ребенка понимать, называть свои переживания и искать решение в трудной ситуации.

Об авторе

Елена Рублева — педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра.

Как пережить обиду?

Мы часто чувствуем себя отвергнутыми, забытыми, недооцененными или считаем, что не получили уважения, которое по своему ощущению заслужили. Как научиться не обижаться по пустякам? И всегда ли нас хотят обидеть?

Как реагировать взрослому на детские обиды?

Родителям кажется, что проблемы ребенка незначительны – ведь в их системе ценностей упавшая на пол кукла или разбитая игрушка не являются чем-то значимым. Но, поверьте, ребенок чувствует в этот момент то же самое, если бы вы поцарапали новую машину.

Поэтому поставьте себя на место малыша в «критической ситуации» и среагируйте так, как бы вам хотелось, чтобы отнеслись к вам в столь трепетный момент.

Ни в коем случае не игнорируйте обиды ребенка. В дальнейшем это может привести к серьезным болезненным последствиям.

Дело в том, что когда чувства ребенка игнорируют, он начинает испытывать гамму неприятных ощущений: обесценивание, неуважение, подавленность. В дальнейшем такой ребенок будет принижать себя как личность, его самооценка будет низкой. Также происходит процесс подавления эмоций, что непременно скажется на его состоянии – психика начнет «ломаться».

Ребенок вырастит, а проблемы останутся, к тому же, доказано, что трудности в эмоциональной сфере переходят в психосоматику; и уже взрослый человек из-за подавленных обид может заболеть, причем тяжесть болезни способна быть разной.

Родителям главное помнить, что все, что происходит с ребенком в раннем возрасте, будет иметь отражение во взрослом, а обида является мощнейшей энергией, которая, вместо того, чтобы действовать в жизни человека положительно, будет разрушать ее и забирать силы. Постарайтесь обеспечить своему ребенку счастливую жизнь!

Читайте так же:  Молодые матери одиночки

Не обижайте

В психологических школах семейного воспитания очень часто приводят в качестве примера такую притчу. У одного отца был очень вспыльчивый сын. Чтобы помочь своему ребенку мудрый старец дал ребенку большой мешок, наполненный гвоздями. И сказал: каждый раз, когда ты будешь сильно злиться и почувствуешь, что гнев сдержать не получится, возьми гвоздь и вбей в забор. Прошел месяц и в заборе было уже более сотни гвоздей. Глядя на все это, молодой человек решил работать над собой. Через несколько лет в заборе не было ни одного гвоздя, но зато большое количество дыр. На это отец ответил: мне не за что тебя хвалить. Ведь каждый раз, когда ты обижаешь окружающих людей словами, в их душе остается глубокая дыра. Причем, эту дыру нельзя заделать, сгладить и т.д. – шрам в любом случае останется.

В своей жизни мы поступаем точно также: вбиваем гвозди в знакомых, коллег по работе, а самое главное – в своих детей. Над собой нужно работать каждый день! Где-то промолчать, где-то стерпеть и ни в коем случае не срываться на своих малышей.

На каждом из наших душевных заборов огромное количество шрамов, которые нанесли нам родители. Причем, не всегда у них была цель – ранить нас. В большинстве случаев, это несдержанные эмоции и отсутствие самоконтроля.

Как ребенок проявляет обиду?

Понимать, что ваш ребенок находится в особом состоянии, необходимо. Поскольку все дети разные, случается непонимание того, что малыш обижается. Но если «присмотреться», то можно увидеть изменения в поведении ребенка.

Ниже рассмотрим два совершенно разных способа поведения малыша в обиженном состоянии и то, какие факторы провоцируют ту или иную модель поведения.

  • Открыто выражают свои эмоции: кричат, обзываются, дерутся, плачут. Такое поведение ребенка более желательно для него самого и для родителей: эмоции не копятся, а для взрослого ребенок становится видимым, «как на ладони», что облегчает задачу вывести его из деструктивного состояния;
  • Ребенок замыкается в себе. Такая реакция возникает тогда, когда родители всячески стараются подавить ребенка: физически – наказывают, а морально – игнорируют или стараются «заткнуть рот» малышу. В воспитании такого ребенка родители обычно используют запреты и «ремень». В результате, дитя становится замкнутым и пассивным; его психического и физическое развитие задерживается по этой причине.

Я-концепция

Я-концепция берет свое начало из детства. Дети рождаются абсолютно девственными, у них нет какого-то определенного представления о себе. Личность человека формируется постепенно, по тем кирпичикам слов, которые он слышит от ближайшего своего окружения. То, что мы говорим каждый день своим детям, определяет их будущее. Пример воспитания: вы постоянно ругаете своего сына, говорите ему, что он – неудачник, у него ничего не получается, он все ломает на своем пути. Не удивляйтесь, если из такого ребенка вырастет неуверенный в своих силах мужчина, у которого наверняка будут проблемы с личной жизнью и работой.

Важно! Чем больше мы любим своего ребенка, чем больше хвалим его, тем положительнее будут его взгляды на себя и свою личность. В итоге у вас, как у родителя, вырастет уверенная в себе личность, осознающая, что достойна любви, счастья и успеха.

Всю ту нелюбовь, которой наградили нас наши родители, мы передаем своим детям. Но, они не виноваты в том, что вас когда-то недолюбили либо обидели. Старайтесь работать над собой и не обижать сыновей и дочерей.

Наши родители и бабушки с дедушками не обладали доступом к интернету или к огромному количеству психологических статей. Именно поэтому, они не знали, что бывает и обратная сторона воспитания. Для них крики, оскорбления, наказания стали нормой. Ваша задача – сделать все возможное, чтобы от этой нормы избавиться и не допустить ее в воспитании последующего поколения.

Вы в воспитании ваших детей должны избегать любого проявления жестокости.

Правила воспитания

Если на детей нельзя кричать и нельзя их наказывать, то как правильно воспитывать? Ниже – основные правила воспитания.

  • Прежде чем сказать что-то плохое вашему сыну или дочери или накричать на них, остановитесь, вдохните-выдохните и подумайте, сейчас вы не можете справиться со своими эмоциями или хотели повысить голос, чтобы проявить элемент воспитания.
  • Если вы требуете от ребенка, чтобы он подчинялся вам и слушал во всем, подумайте о его будущем. Подобное воспитание может привести к полному отсутствию характера и собственной позиции уже во взрослом сознательном возрасте. Вы же не желаете видеть своих детей подчиненными, на которых постоянно срываются, а они это терпят?
  • Никогда не делайте оценку личности. Если ребенок что-то сломал, не стоит говорит ему «ты плохой, как ты мог, вечно у тебя все валится из рук», а лучше скажите, что «давай будем учиться аккуратности, вещи нужно беречь, я тебе покажу, как нужно делать то-то и это».
  • Вам очень хочется спустить на ребенке всю злость, накопившуюся за день? Выйдите в другую комнату, подышите, расслабьтесь и только тогда возвращайтесь к детям. А лучше в этот день по максимуму ограничить общение с детьми, обосновав это плохим самочувствием. Ведь плохое настроение – это также симптом психоэмоционального нездоровья.

Совет дня: не разрушайте отношения с ребенком словами о том, что вы на него обиделись

«Мама обиделась. Иди попроси у мамы прощения», «Пока не извинишься — не подходи» — подобные фразы говорят своим детям многие. Так родители стремятся научить ребенку эмпатии, хотят, чтобы он более вдумчиво относился к своим словам и поступкам. Осознавая, что некоторые могут ранить близких.

Психолог Наталья Городулина предостерегает мам и пап: подобные высказывания могут быть опасны! И объясняет, почему:

Это — эмоциональное насилие. Ребенку больше всего нужна мамина любовь. Он готов на все, чтобы ее получить. И прощения попросить, и извиниться и, даже, на какое-то время, лучше себя вести. Да, шантаж хорошо работает, это действенный метод добиться послушания “здесь и сейчас”. Но, если посмотреть в будущее, манипуляции эмоциями ведут к нарушению отношений, к потере близости и доверия с ребенком.

Это объяснение психолога легко понять и принять, если вдуматься, что же такое слова об обиде на самом деле.

Это хитро завернутая агрессия. Манипуляция. Способ вызвать у другого чувство вины.

Обида — это скрытое послание: “Посмотри, как я из-за тебя страдаю, как мне теперь плохо, до чего ты меня довел, почувствуй себя самым ужасным на свете”. И ребенок это начинает чувствовать. Он не понимает почему, не понимает как, он просто начинает думать, что он плохой. Весь, целиком, а не какое-то его поведение.

Читайте так же:  Раздел имущества супругов состоящих в браке

Для простоты восприятия Наталья Городулина приводит пример:

Малыш что-то натворил, мама расстроилась или рассердилась, отвернулась, ушла. И тогда папа или бабушка заставляют ребенка идти просить у мамы прощения, чтобы она перестала обижаться.

В этой ситуации мама оказывается в роли дитя, а ребенка заставляют быть взрослым.

Мама не может справится со своими эмоциями (злость, например) и ответственность за свое состояние перекладывает на ребенка.

А должно быть ровно наоборот! Ведь мама — главная.

И, конечно, дает алгоритм, как действовать правильно, когда так и хочется рассказать ребенку о своей обиде и требовать извиниться:

Здоровая реакция: это осознавание и выражение своих чувств:

  • Я очень разозлилась из-за того, что.
  • Мне неприятно, когда.
  • Я очень злюсь и не хочу разговаривать, мне нужно время, чтобы успокоится.

Если мама вспылила — она может выйти в другую комнату, остыть. Привести себя в чувство, успокоится.

Вернуться и восстановить отношения с ребенком. Перекинуть мостик, показать, что отношения крепки, даже если случаются неприятные моменты.

Прислушайтесь к мнению психолога, чтобы укрепить эмоциональную связь со своим малышом и выстроить с ним доверительные отношения в настоящем и будущем.

А вы часто говорите своему ребенку о том, что обижены на него?

Как мы обижаем своих детей: 7 страшных родительских ошибок

Человек начинает понимать все свое несовершенство особенно явно в тот момент, когда в его жизни появляются дети. Они словно калька с нас самих, транслируют в мир и нам то, что мы им дали. А мы так легко об этом забываем, идя на поводу своих эмоций и настроения.

Детская душа очень доверчива и беззащитна. Она верит нам, когда мы говорим, что ребенок – умница и молодец, и тогда, когда в сердцах, восклицаем, что он балбес или неряха. Иногда, чем усерднее мы пытаемся воспитывать, тем чаще раним своих детей.

Давайте помнить, что детство очень быстро проходит. И от нас, родителей, зависит, каким его запомнят наши дети.

7 вещей, которыми мы обижаем своих детей

Один психолог сказал: «При каждой возможности – берите своего ребенка за руку! Пройдет совсем немного времени, и он вовсе перестанет протягивать вам свою ладошку!»

Все, что мы делаем в жизни наших детей, возвращается сторицей. Если ребенок растет в доверии – он тоже учится доверять другим, если малыша любят и поддерживают, он сам становится внимательным и заботливым.

Но есть страшные ошибки, которые взрослые совершают под воздействием гнева или равнодушия, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…

Мы очень сильно обижаем наших детей, когда:

Не понимаем

Лет в 13 я влюбилась. Женька был отличником – самодовольным и ехидным. Но мне казалось, что он – идеал. Однако идеал вовсе не обращал на меня никакого внимания, и я плакала. А мама, пытаясь меня утешить, несла полную чушь: «Да ты что! Это так несерьезно. Через годик все пройдет!» А мне вовсе не хотелось, чтобы мое состояние влюбленности проходило.

Потом я увидела эту же картинку в фильме «Вам и не снилось»:

Видео (кликните для воспроизведения).

– Мама, я люблю Катю!
– Ой, не смеши. Таких Кать у тебя будет миллион.
– И почему вы, родители, все заранее за нас знаете?

Не поддерживаем

Маленький Карузо прибежал из школы в слезах: «Мама! Учитель пения сказал, что у меня голос – как будто ветер в трубе завывает!» «Ну, что ты, сынок! Не слушай никого. Ты поешь как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!» Страшно подумать, что мир мог бы никогда не услышать великого тенора, если бы не эта мудрая женщина. Постоянно говорите своим детям: «Ты можешь! Ты с этим справишься!» – это очень окрыляет.

Сравниваем с другими детьми

«Посмотри, какая Анечка – чистенькая и аккуратная. Не то, что ты – поросенок!» Кажется, знакомо? Одного не могу понять: чего хотят добиться мамаши, произнося эти слова? Кроме ненависти к Анечке, здесь трудно вызвать иные эмоции…

Насмехаемся

Мы с маленькой сестренкой зашли с магазин. Сестре было 3 года, ее лицо было раскрашено пятнами зеленки: подхватила ветрянку. Продавщицы, которым было нечем себя занять, развернулись в нашу сторону и захихикали: «Ой, какая красавица к нам пришла! Вы только посмотрите!» Мне в голову пришла только одна мысль: где бы поблизости взять автомат и расстрелять их.

Обижаем словами и поступками

В 8 классе я считала себя вполне взрослой и самостоятельной девушкой. Однажды мы засиделись с папой над геометрией, которую мой мозг напрочь отказывался понимать. И тогда папа в сердцах шлепнул меня… по попе! Было не столько больно, сколько невероятно обидно! Я долго с ним не разговаривала. А он не мог понять, что уж так сильно меня задело…

Кричим и выходим из себя

Помню в роддоме моя соседка, измученная хныканьем своего малыша, схватила его и начала трясти и орать: «Какого черта тебе еще надо?» Никогда не забуду огромные, синие, полные ужаса глаза малыша, который не понимал, что происходит. Кажется, ей самой потом было очень стыдно…

Игнорируем

И, поверьте, это самое страшное. Японский ученый продемонстрировал всему миру опыт с растениями. Три одинаковых зернышка были посажены в три баночки. Каждое утро, проходя мимо первой банки, ученый здоровался с росточком и говорил ему ласковые слова. Перед второй банкой он кричал и обзывал растение обидными словами.

Третий росток он просто игнорировал: не глядя, проходил мимо. Нетрудно догадаться, что произошло с ростками через месяц. Первый колосился сочным зеленым цветом во всю ширину подоконника. Второй совершенно высох. А третий – загнил! Дети тоже подобны зеленым росткам: родители с годами пожинают лишь то, что взрастили сами!

Читайте так же:  Мать одиночка до скольки лет ребенку

А теперь отведите взгляд от монитора и представьте вашего малыша. Вот он сжимает пухлые кулачки, смешно морщит нос и улыбается во всю ширину своего беззубого рта. И в ответ в вашей груди разворачивается что-то большое и нежное. Этот малыш любит вас безусловно: в любом настроении, с любыми подарками, просто потому, что вы – его мама или папа! И за одну эту улыбку вы отдадите все на свете!

Помните об этом как можно чаще и любите своих детей!

Детские обиды: Как помочь ребёнку преодолеть обидчивость

Практические советы психолога для работы по преодолению обидчивости у ребёнка.

«Мой ребёнок обижается на сверстников», — так звучит один из самых частых запросов родителей на работу психолога с ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста. Родители как люди взрослые понимают, что обидчивость способна разрушить даже самые тесные дружеские отношения, поэтому стараются помочь сыну или дочке справиться с обидчивостью.

Контролируйте то, что говорите

Как часто вы произносите в отношении своих детей такие фразы: «Ты не похож на моего ребенка, наверное, тебя в роддоме подменили», «Я никогда не обижала родителей», «В твоем возрасте я делала то-то и то-то, а ты – неудачник», «Если не получается, то не стоит и браться», «Не делай этого, ты опять все сделаешь не так, как нужно», «Вот у Тани – нормальный ребенок, а ты…», «Не зря я не хотела тебя рожать». Вы должны понимать, что все, что сказано вами, дети воспринимают как факт. У них нет полутонов и понятия того, что у мамы-папы плохое настроение. Поэтому, вам придется нести ответственность за обидные слова.

Поверьте, детям очень больно осознавать и принимать ту информацию, что они не такие, как вы ожидали от них; что они сделали что-то не так; что они по неосторожности сломали какую-то вещь и вы накричали на них и т.д. Будьте внимательнее к своим детям!

Слова родителей к своим детям могут ранить больнее, чем удары ремнем.

Наши родители нас обижали и в какие-то моменты (как нам тогда казалось) нас не любили, поэтому, они отдают эту нелюбовь своим детям и вашим внукам.

Если обратиться к основам психологии воспитания детей, то там можно встретить так называемую Я-концепцию. Под этим выражением стоит понимать то, как человек воспринимает себя, как относится к образу, с которым он вышел из детства и какую самооценку в него заложили. Если сложить все эти факторы, то можно понять, почему человек себя ведет так или иначе.

Почему возникают обиды у детей?

Основополагающим фактором, почему дети обижаются, является то, что их психика довольно слаба, что абсолютно естественно.

Многие родители изначально имеют неправильное представление о детской психологии, поэтому и ведут себя с ребенком некорректно.


Первым шагом к тому, чтобы начать конструктивно взаимодействовать со своим малышом, нужно понять и принять как должное тот факт, что организм ребенка отличается от взрослого – он имеет чувствительную нервную систему, также восприятие мира у ребенка абсолютно иное.

Выходит, дети не обижаются, а реагируют совершенно естественным для себя образом.

Ниже рассмотрим, что вызывает в детях такую реакцию, как «обида»:

  • Наследственная предрасположенность. Особо обидчивые дети перенимают некоторые черты от своих родителей – это является уже свойством их характера;
  • Отвержение взрослыми индивидуальности малыша. Здесь ребенок обижается по вполне объективной причине: его не принимают таким, какой он есть;
  • Постоянные ограничения проявлений поведения ребенка. Ребенок – особое создание, его поведение обусловлено желанием познать этот мир, «попробовать его на вкус». Сравнение ребенка со взрослым человеком бессмысленно;
  • Чрезмерная опека родителей. Малыш, являясь абсолютно беззащитным существом, хочет делать все сам. Его желание самостоятельности необходимо поддерживать;
  • Неоправданные ожидания малыша. Любые неоправданные ожидания становятся причиной расстроенных чувств, тем более – у ребенка;
  • Игры, не соответствующие правилам ребенка. Во время игры ребенок придумывает собственные ее правила, зачастую «не разглашая» их окружающим. Выходит, те, кто с ним играет, делают это «неправильно» — на это малыш обижается;
  • Критика и отрицательная оценка поведения малыша. Ребенок не способен управлять своими чувствами и не понимает, что критика может быть полезной, поэтому любую, даже конструктивную критику, он воспринимает в штыки;
  • Отсутствие возможности поделиться своими проблемами с близкими людьми. Если в семье ребенка не поддерживают, и он знает о том, что его «слово» будет неуслышано, обиды возникают естественным образом;
  • Желание привлечь к себе внимание. Если малышу недостаточно внимания, и он чувствует, что в момент, когда обижается, он его получает, в дальнейшем этот способ будет применяться им для получения желаемого.

Вышеописанные причины, почему у ребенка возникают обиды, являются, пожалуй, наиболее распространенными, но далеко не всеми. Помните о том, что все сугубо индивидуально.

Секс: источник жизненной силы

Увеличить свою жизненную силу, укрепить здоровье и даже исцелить болезни нам помогают занятия сексом. О том, как верно использовать энергию сексуального наслаждения, рассказывает даосский учитель Мантэк Чиа.

Детские обиды. Почему возникают? Как родителям реагировать на обиды ребенка?

Тема детских обид очень серьезная, и, говоря честно, жизненно–важная. Давайте задумаемся: как мы воспринимаем своих детей: всегда ли относимся к ним с любовью и должным уважением?

Правда в том, что зачастую мы игнорируем их эмоции, потому что «не до этого», «устали на работе» или попросту не воспринимаем ребенка всерьез.

Поведение взрослых, описанное выше, является, мягко говоря, неправильным по отношению к своему ребенку, поэтому, если вы, все-таки, хотите вырастить здорового и счастливого малыша, возьмите на заметку то, что написано в данной статье и следуйте написанным в ней рекомендациям.

Видео причины детских обид

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Я обижаю ребенка, как перестать это делать?

Даже, если вы очень любите своего ребенка и стараетесь его не обижать без лишнего повода и не ругать за шалости, все равно – мы все люди. И у нас также бывает плохое настроение, которое нам очень тяжело контролировать и сдерживать свои негативные эмоции. Любящие родители ровно также обижают своих детей, как и те, которые не думают о том, что говорят малышам. Психологи же предупреждают родителей о том, что каждое их слово запоминается ребенком на всю жизнь. Некоторые необдуманные фразы взрослых по отношению к детям могут спровоцировать настоящую психологическую травму. В ваших силах воспитать полноценную и психически здоровую личность.
Читайте так же:  К чему снится развод детей

Обидчивость: как помочь ребенку справиться

Обидчивость ребёнка одинаково беспокоит мам и пап. Поэтому с запросом «Мой ребёнок часто обижается» нередко приходят оба родителя, и это хорошо. Во-первых, возникает возможность в первой же беседе отследить семейные корни обидчивости мальчика или девочки, во-вторых, и мама, и папа сразу могут задать все интересующие их вопросы.

На первой же встрече даю родителям информацию, рассказываю о возможных причинах обидчивости.

  • Ребёнок обижается не тогда, когда сталкивается с тем или иным поведением другого человека, ребёнок обижается, когда сталкивается с собственными сильными эмоциями, с которыми не может совладать.

В этих случаях он, спасаясь от трудной ситуации, уходит от контакта. Иногда при этом пытается манипулировать окружающими. Так или иначе, обижаются все дети. Да и большинство взрослых время от времени. Но дети — чаще. У ребёнка опыта меньше, ему труднее справляться с вдруг нахлынувшими эмоциями. У детей маловато социального опыта, чтобы с достоинством выйти из той или другой трудной ситуации, приходится обижаться. Если обидчивость не нарушает отношений со сверстниками, бить тревогу не стоит. Но стоит помочь.

  • Обиду как форму поведения ребёнок берёт из семьи.

На первой же консультации с родителями, озабоченными обидчивостью чада, спрашиваю: «Кто в семье обижается? Кто демонстративно игнорирует ребёнка? Кто лишает ребёнка общения в случае непослушания?» Мне не важно — кто именно. Но такой человек в семье точно есть. Дорогие родители, хотите помочь ребёнку — помогите сначала себе. Это как в самолёте — сначала наденьте маску на себя, потом на ребёнка.

  • Часто обижаются дети ироничных родителей.

Родители этого типа выделяются в любой череде встреч с мамами и папами. Умные, артистичные, с богатой, образной речью, часто с выразительной жестикуляцией. И при этом с иронией разной степени – от тонкой насмешки до грубого сарказма:

«..Воспитатель стоит передо мной – девочка девочкой. Я, говорю, понимаю, что в своём училище вы были отличницей…»

«Да я, собственно, не то, что не бью сына, я и не кричу! Я просто говорю – ну, ты молоде-ец! Давай вместе подумаем, какого подарка ты за это заслуживаешь!»

«Если бы ты был девочкой – говорю я сыну, — я бы понял твою любовь к этим краскам-карандашам…»

Такие вот они – ироничные! Наверное, в приятельской беседе с такими людьми довольно интересно, но как их собственные дети чувствуют себя среди всего этого непонятного, противоречивого? Дети таких родителей, из моего опыта, либо болезненно обидчивы, либо скрыто агрессивны.

В ироническом высказывании говориться не то, что подразумевается. Фраза «ну, ты молодец!» может иметь противоположный смысл в зависимости от контекста. В течение дня ребёнок может услышать эту фразу, когда сам, без напоминаний убрал игрушки и когда разбил чашку. И только к 11-12 годам мальчик или девочка развит настолько, чтобы понять, похвалили его этой фразой или поругали. В 5-6 лет ребенок этого не может – никакой ребёнок! Просто его мозг ещё не может связать эту информацию воедино.

Что же происходит с ребёнком, с дошкольником или младшим школьником, когда он слышит этого самого «молодца», сказанного с особой интонацией? Он попросту теряется, смысл общения ускользает, и ребёнок уходит от контакта – обижается. Буквально – выключается из общения! И чем чаще ребёнок реагирует обидой дома, тем чаще он будет обижаться, уходить от контакта в садике или на детской площадке.

Часто подобная информация о причинах детской обидчивости даёт самим родителям материал для семейной коррекции. Родители отслеживают те случаи, когда сами готовы обидеться, исследуют собственную обидчивость, ищут другие, более конструктивные формы выражения эмоций.

На индивидуальных занятиях с детьми мы учимся говорить о «трудных» чувствах, рисуем комиксы про обиду, совместно придумываем способы конструктивных выходов из тех ситуаций, в которых мальчик или девочка раньше реагировали бы обидой.

Важная часть работы по преодолению обидчивости – работа со специально написанной сказкой. Например, с такой:

Клубок обиды

Дело-то не в том, что Миша хотел обидеться на Пашу и Кирилла, дело как раз в том, что Миша и не хотел обижаться, просто так само вышло. Честное слово!

Кирилл первый вышел на улицу и Мише по домофону позвонил, гулять позвал. Миша собрался быстренько – дома сидеть не хотелось, — взял мяч и на улицу выскочил. Кирилл, а с ним его двоюродный брат Паша ждали на скамейке.

— Давайте в футбол! – крикнул Миша.

— Да ну, неохота! – сказал Кирилл, он вообще любит командовать! – Лучше в прятки.

«Снова рекомендовался! Ему надо, чтобы всё было, как он сказал! А я не хочу!» — подумал Миша. Обижаться-то не хотел, просто так подумал.

— А я в прятки не хочу! – сказал Миша, отвернулся и отошёл.

И вдруг… Оно, то самое, лежало прямо около бордюра и напоминало маленький серенький мячик. Миша вообще мячики любил, поэтому наклонился и поднял тот самый мячик. Он оказался на удивление тёплым и мягким, в руке он был больше похож на клубок толстых серых ниток. И вот этот самый клубок завозился в Мишиной руке, словно бы устраивался поудобнее.

— Ой! Ты что, живой? – шепнул ему Миша.

— Ага! – шепнул в ответ клубок, — Я знаю, что тебя Миша зовут, а я – Клубок Обиды. Это ты правильно сделал, что не стал с теми мальчишками играть. Пусть знают! А то, ишь, раскомандовались! Будут знать, как без тебя! Без тебя-то ску-учно!

— Да-да, Клубочек, это ты всё правильно говоришь! – и Миша с клубком в руке отошёл к другой скамейке и уселся спиной к ребятам. А Клубок Обиды продолжал свою речь:

— Ещё прибегут! Еще позовут! Вот подожди, как миленькие прибегут! А ты им скажешь, что вообще не хочешь играть, пусть поуговаривают!

Мише было очень приятно слушать Клубок! Кажется, Клубочек понимал его даже лучше мамы.

Читайте так же:  Похищение ребенка бабушкой

Так Миша сидел и слушал Клубок Обиды несколько минут. Душу заполняла тёмная обида, он одновременно жалел себя, злился на Кирилла и хотел, нет, мечтал, чтобы его позвали играть. Он, конечно, сначала откажется, а потом согласиться.

А играть очень хотелось! За спиной кричали и смеялись ребята. К Кириллу и Паше присоединились девочки-близняшки Алина и Полина. Полина Мише особенно нравилась. Или Алина? Ну, он ещё толком не разобрался, они ведь совершенно одинаковые. Так вот, дети смеялись, звали друг друга, играли, а о Мише совсем забыли!

И вдруг Миша почувствовал себя очень-очень одиноким, как будто он один на всём белом свете! Клубок Обиды всё шептал своё:

— Правильно, что обиделся! Тебе и без них хорошо!

— Да не хорошо мне без них! Мне плохо! – крикнул Миша, размахнулся и кинул Клубок Обиды в кусты – чтобы больше никто не нашёл. Избавился от обиды – и стало легко-легко! Солнце светит, друзья рядом, в общем – хорошо!

— Кирилл! Паша! Девочки! И я с вами буду играть! – закричал Миша и побежал к друзьям.

На занятии мы не только читаем и разбираем сказку, но и на символическом уровне избавляемся от обид, например, кидаем «клубки обиды» в корзину. Эта часть работы обычно очень нравится маленьким клиентам и проходит шумно и весело.

В заключение семья получает для дальнейшей работы с сыном или дочкой персональную сказку и задание – дома, в кругу семьи, на символическом уровне попрощаться с обидами.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Если ребёнка обидели

День добрый. Сегодня на утреннике в честь 23 февраля моего сынишку сильно схватила за предплечье и усадила на стул сотрудница дс посёлка «Авангард». После этого праздничная часть для ребёнка закончилась. Он закрыл личико ладошками и тихо плакал, не понимая, за что его обидели?! Весь вечер у ребёнка только и разговоров «почему его обидела Ольга Иосифовна? Он же ХОРОШО себя вёл»?! Иду к заведующей в понедельник, но ребёнок сказал, что в сад больше не хочет идти. Вдруг его опять будут хватать за руку(( Что нам делать?

Вашего сына можно понять – с ним поступили несправедливо, причём ещё и применили физическую силу. Представьте себя на его месте. Думаю, любой взрослый в такой ситуации почувствовал бы обиду, раздражение, злость. Но мы, взрослые, можем что-то сделать, чтобы отстоять свою позицию, а ребёнок – нет. Детей учат слушаться взрослых и считать, что любое их действие – правильное. Поэтому к вине и злости примешивается ещё и бессилие – неспособность изменить ситуацию. А если есть человек, который меня несправедливо обижает, «затыкает», применяет физическую силу, а я ничего не могу с этим поделать, – зачем мне встречаться с ним?

Вы правильно делаете, что идёте разговаривать с администрацией. Возможно, стоит в большей степени поговорить с сотрудницей дс, из-за которой произошла ситуация. Кем бы они ни работала, она не имеет права применять физические методы воздействия по отношению к детям.

Стоит попросить её извиниться перед ребёнком. Дети очень хорошо чувствуют, когда с ними поступают несправедливо. И просить прощения за такое поведение – прерогатива по-настоящему взрослого и мудрого воспитателя и родителя, способного признать свои ошибки, объяснить ребёнку всю ситуацию и нести ответственность за свои действия.

Вам самой необходимо несколько раз проговорить с сыном сложившуюся ситуацию. Послушать его точку зрения – что произошло; как так получилось, что его усадили насильно; почему он не сел сам; что он хотел увидеть на празднике; услышал ли он вообще, что нужно сесть; что он почувствовал, когда его посадили; что он чувствует сейчас; чего боится в детском саду; что хочет услышать от воспитателя.

Помогите ребёнку прожить эту ситуацию – озвучьте его чувства, покажите, что Вы понимаете это состояние и поддерживаете его, что Вы находитесь рядом с ним и на его стороны. Например, такими фразами: «Тебе было очень обидно, когда с тобой так поступили, я понимаю, я бы тоже разозлилась и обиделась на такое отношение к себе», «Мне бы не хотелось снова идти в сад, потому что я бы не хотела видеть эту воспитательницу, а тебе почему не хочется?», «Я понимаю, как тебе обидно. Я с тобой, расскажи мне ещё раз, что там произошло», «Что бы ты сейчас хотел услышать от воспитательницы? Ты бы хотел, чтобы она извинилась? Или тебе хочется поговорить с ней и рассказать, что она поступила несправедливо?».

Раз за разом проговаривая с ребёнком те события, называя его эмоции, слушая его переживания, вы позволяете ему прожить ситуацию и понять её. Вы показываете, что, да, случилось что-то плохое, но это можно пережить, и Вы находитесь рядом с ним в процессе переживания, помогаете ему в этом. Таким образом, Вы превращаете неприятное событие для ребёнка в пример того, как можно с ним справиться, учите понимать свои чувства и искать ресурсы внутри себя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы можете поговорить со всей администрацией дс, но, к сожалению, не сможете их переубедить, если они видят ситуацию иначе и действуют из принципа «кто взрослый, тот и прав». Но в Ваших силах окружить ребёнка теплом и помочь вынести из обиды ценный опыт понимания своих чувств и того, что с ними можно сделать, как их вынести и «переварить». Таким образом, Вы превратите обиду, злость и бессилие в источник сил, понимая себя, своей позиции в этом мире, права отстаивать собственное человеческое достоинство.

Источники

Обидела ребенка и переживаю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here