Обидев меня стерплю обидев ребенка

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Обидев меня стерплю обидев ребенка" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Ребенка обижают в школе. Как разговаривать с учителем

Как разрешать конфликты с учителями, одноклассниками, родителями

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Учебный год только начался, а во многих классах конфликты уже в разгаре — между одноклассниками, между родителями и учителем. Психолог Анна Быкова рассказывает о вреде установки «нельзя жаловаться» — так вы вовремя узнаете, если вашего ребенка обижают. И предлагает освоить способы разрешения конфликтов — вдруг пригодится.

Как разрешать конфликты в школе

Прежде всего, важно было выяснить у ребенка подробности. Без эмоций. Сильные эмоции родителя могут напугать ребенка, и он закроется. Проявите эмпатию, выразите ребенку свое сочувствие, но не показывайте своих эмоций.

Потом так же спокойно, без свидетелей, выясните подробности у учителя. Если бы папа, вместо того чтобы устраивать скандал на родительском собрании, выяснил подробности, он бы узнал, что учитель говорила «жаловаться нехорошо» другому мальчику, который достал ее своим ябедничеством: «А он мою парту двигает. А он мою резинку взял», — подразумевая, что ребята вполне способны сами разобраться.

Она не подумала, что ее слова, случайно услышав, так буквально воспримет другой ребенок и перестанет жаловаться вообще кому-либо. В случае с девочкой она не знала, что происходило, так как все эти задирания были вне школы, а девочка ей, как и родителям, ничего не говорила. То есть учителю действительно было непонятно, почему у папы такая агрессивная реакция.

Папе, конечно же, не стоило начинать разговор с учителем до выяснения всех подробностей. И уж тем более не стоило вытаскивать подробности у ребенка (уже на следующий день) при учителе и директоре. Это дополнительный стресс для ребенка. Особенно с непроработанной установкой «жаловаться нехорошо».

Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!

Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: «ябедничать некрасиво», «стукач», «ябеда-корябеда». Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: «Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!».

Сколько психологических травм бывает из-за этого «нехорошо жаловаться». Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!

Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: «Ты ведь защитишь меня?». Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про «защити себя».

Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: «Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи».

Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: «Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться».

Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.

Ребенок пожаловался. Что дальше?

А бывает так, что эту мысль — нельзя жаловаться — ребенок усваивает не от родителей. Он слышит ее от сверстников или других взрослых. Имея это в виду, скажите своему ребенку, что вам он всегда может пожаловаться.

Это не значит, что ребенок вырастет безвольным и не умеющим постоять за себя. Это значит, что вы сохраните контакт с ребенком, будете в курсе того, что происходит в его жизни, сможете вовремя помочь, если не делом, то советом. Только помогать надо так, чтобы ваша помощь не оборачивалась для ребенка еще большей неприятностью.

Девочка-первоклашка. Одноклассник ее обижал. То пнет, то за косичку дернет, то портфель в грязь кинет. Учитель как-то сказала, что жаловаться нельзя. Девочка полгода терпела, потом не выдержала и пожаловалась родителям.

Папа пришел в ярость, что дочь так долго молчала. На следующий день как раз было родительское собрание. Папа вместе с дочкой пришел на родительское собрание, наорал на учительницу при всех родителях, заставил дочь перед всем классом подтвердить, что она терпела издевательства так долго, потому что учительница сказала: «Жаловаться нельзя».

Учитель в слезы: «Как вы можете! Почему вы так со мной обращаетесь?». Обиделась на других родителей, что за нее никто не вступился, никто не сделал замечания агрессивному родителю.

Девочка рыдала дома: «Я больше в школу не пойду, мне стыдно, я боюсь, что учительница будет теперь на меня злиться».

Мама в панике обращается за консультацией: «Неужели теперь придется переходить в другую школу?!».

Ребенка обижают. Как действовать правильно?

Итак, в подобной ситуации родителям нужно было:

  1. Высказать одобрение ребенку за то, что он рассказал о случившемся. Укрепить новое убеждение: «Родителям всегда можно все рассказывать и тем более жаловаться. Это нормально. Взрослые люди тоже обращаются за помощью, если не могут справиться сами».
  2. Научить ребенка, как действовать в таких ситуациях. Дать некий речевой алгоритм, что говорить обидчику. Например, предупредить его, что последствия будут неизбежно: «Еще раз, и я скажу своей маме! Она позвонит твоей!». (Обидчик ведь был убежден, что на него не будут жаловаться, а значит, никакого наказания не последует.)
  3. Сообщить учителю факт, о котором вам стало известно. Можно сказать о своих чувствах по отношению к ситуации (к ситуации, а не к учителю!). Без обвинений. Попросить взять ситуацию под свой контроль. Общий посыл такой: «Я хочу, чтобы мы были союзниками в решении этого вопроса». Спросить: «Как мы можем предупредить подобные инциденты?».
Читайте так же:  Фз 256 о материнском капитале с изменениями

Не надо диктовать учителю, что она должна делать, но важно выслушать ее. Скорее всего, учительница сама скажет: «Я поговорю с мальчиком. Я поговорю со всем классом. Я поговорю с родителями этого мальчика».

  1. Далее надо держать руку на пульсе. Ситуация должна измениться. Если ситуация не изменится, тогда уже следующий шаг — разговор с администрацией. Но опять-таки на конструктиве, без крика. Сообщаем факты, без эмоциональной окраски: «Мы предприняли это и вот это. К сожалению, ситуация не изменилась. Что вы можете нам посоветовать с высоты вашего опыта? Как нам поступить?».

Давать волю эмоциям и идти на открытый конфликт можно, если вы точно решили забрать ребенка из этой школы. Даже если вы недовольны работой педагога, даже если вы считаете, что он допускает явные педагогические ошибки, все же лучше избегать прямых указаний на то, что, по вашему мнению, должен или не должен делать учитель. Это воспринимается как нападение. (Если, конечно, ваша цель не ссора, а удовлетворение потребности.)

Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей

Вести диалог можно по такому алгоритму:

  1. Оцените ситуацию из нейтральной позиции. Сухо, без эмоций изложите суть проблемы, как ее видите вы. Выскажите свою гипотезу относительно возможной причины проблемы.
  2. Расскажите о своей потребности. Предложите варианты удовлетворения потребности. Спросите, что учитель может предложить.
  3. Далее переходите к договору. Проговорите, что со своей стороны будете делать вы, родители, а что — учитель.

Сравните две стратегии ведения разговора:

  1. Обвинения и указания: «У всех, кроме двух человек, в классе двойка за контрольную! Да вы, получается, детей вообще ничему не научили! Испортили класс! К вам такой сильный класс пришел из начальной школы! Объясняйте материал лучше!».
  2. Поиск причин и сотрудничество: «Вам не кажется странным такое резкое падение успеваемости? Как вы думаете, в чем причина? Они ведь не могли настолько испортиться за одну четверть. Может быть, вы нам что-то посоветуете? Можем мы чем-то помочь со своей стороны? Очень хочется, чтобы успеваемость была на прежнем уровне».
  1. «Предыдущий учитель всегда записывала домашнее задание в электронный журнал! Сейчас же, как ни зайдешь, нет задания! Это ваша обязанность — заполнять журнал!»
  2. «Знаете, мы уже привыкли, и дети привыкли, что задание всегда можно посмотреть в электронном журнале. Очень сейчас не хватает такой возможности. Что-то можно сделать, чтобы задание там регулярно появлялось?»

Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога. Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.

Вопросы, которые выводят к решению:

  • «Интересно, почему вдруг так много двоек за эту контрольную?»
  • «Как мы можем сейчас исправить ситуацию?»
  • «Может быть, существует какое-нибудь упражнение для отработки этого навыка?»
  • «А можно еще пару примеров для прояснения?»
  • «Какой учебник вы можете порекомендовать?»

Вопросы, которые заводят в тупик:

  • «А вам не кажется, что здесь ваша вина?»
  • «И вы считаете, что вы умеете работать с детьми?»

Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.

Как вести себя ребенку, если его обижают сверстники

«Летидор» прослушал интерактивную лекцию «Что делать, если тебя обижают?», которую прочитал врач и педагог Александр Толмачев в лектории «Прямая речь», и делится с вами ценными советами. Надеемся, они помогут вам и вашему ребенку дать отпор любым обидчикам!

Когда мы обижаемся, мы почти всегда играем особую роль — роль жертвы. А тот, кто обижает, начинает играть роль обидчика жертвы.

Вашего ребенка может оскорблять или игнорировать сверстник, вести себя нечестно и грубо по отношению к своей жертве. А порой дело не заканчивается лишь словами… Почему это происходит и как реагировать?

Чего добивается обидчик

Обидчик добивается того, чтобы его заметили, уважали его и подчинялись ему.

Тогда почему он ведет себя так странно? А потому, что по-другому не умеет. Его так воспитали: чтобы завоевать любовь, надо обидеть.

Важно понять, что обидчик сам был жертвой.

Как ведет себя жертва

Обижается. А также плачет, прячется, боится, подчиняется обидчику, жалуется. Все прощает или проявляет ярость. Терпит или хочет отомстить. Когда жертва проявляет ярость, мстит, бьет, она может превратиться в обидчика, потому что

Пытаясь победить злодея, мы сами легко можем им стать.

Как становятся жертвами

Когда мы представляем себе жертву и обидчика, то первый человек — маленький и беззащитный, а второй — большой, сильный и способный угрожать. Почему такие ассоциации?

Дело в том, что вокруг каждого из нас есть «кружок», который мы называем личными границами. Конечно, если кто-то просто дотронется до человека, это не будет считаться нарушением.

А вот если его толкнут в метро да еще скажут «Ах ты болван!», то это будет нарушением личной границы. Даже если толкнут не больно, это оскорбит.

А когда личная граница нарушена, ее нужно непременно восстановить! Это задача жертвы — никому не позволять ее нарушать.

То есть, если к вам подходит человек, толкает вас и говорит «Эй ты, очкарик!», нужно ему как-то ответить. Обязательно! Чтобы он больше никогда не позволил себе такого. Как?

Если больно ударили, то, наверное, придется ответить обидчику тоже ударом. Если было не больно или понятно, что продолжать драку опасно, то, как вариант, сказать что-то грубое в ответ и уйти.

С тяжелым сердцем и расстроенным, но с мыслью, что «я хоть что-то да предпринял, чтобы охранять свою личную границу!».

А дети не всегда могут охранять свою личную границу, в этом им должны помогать родители. Ведь когда мы отодвигаем обидчика за пределы личной границы, он перестает им быть.

Какими бывают обиды

Александр Толмачев разделяет обиды на три типа:

Зеленая зона — это дразнилки, оскорбления. Например, «Ты же очкарик!».

Желтая зона — это угрозы. Например, когда говорят: «Пойдем-ка я тебе сейчас очки сломаю!» Любые угрозы ударить, избить, похитить и так далее — это все пока только слова, но они очень пугают и обижают.

Читайте так же:  Материнский капитал трое детей

Красная зона — это причинение физической боли. Например, когда бьют, щипают, царапают или наносят другие физические повреждения.

Для чего мы разделяем обиды на эти три зоны? А для того, чтобы определить, как себя вести, когда вас дразнят, когда вам угрожают или когда вас бьют.

15 фраз, которые мы часто слышали от родителей, но не станем повторять своим детям

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook

и ВКонтакте

Наши родители, безусловно, любили нас и желали добра. Но иногда их воспитательные процессы оставляли глубокий след, который даже через многие годы продолжает влиять на нашу жизнь. Безобидные на первый взгляд фразы вроде «Слушайся взрослых», «Ты же девочка» и так далее могли сильно повлиять на нас или даже навредить. Поэтому их не хочется повторять своим детям.

Мы в AdMe.ru вспомнили истории из детства, которые до сих пор не дают нам покоя. У пользователей сети тоже нашлось несколько душещипательных исповедей.

«Верну тебя обратно в роддом»

Если я плохо себя вела, то мама говорила: «Я тебя вот тому дяденьке отдам» или «Верну тебя обратно в роддом». А один раз она действительно куда-то позвонила и сказала, что хочет меня вернуть. Я очень испугалась, просила маму перестать. Она осталась довольной, а я до сих пор вспоминаю это с ужасом. С тех пор я убеждена в том, что, если не буду хорошей, от меня избавятся, не будут любить. Из-за этого я вступала в токсичные отношения и позволяла помыкать собой.

«Ты должна быть лучше всех»

Когда я приносила домой четверку и оправдывалась, что тема была сложной и весь класс получил плохие оценки, мама говорила: «Меня не волнует весь класс, ты должна быть лучше всех». И это коронное: «А если все с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь?» В результате я стала перфекционисткой до мозга костей, и это мешает мне получать удовольствие от жизни.

«Подрастешь — поймешь»

На мои многочисленные «почему» мама обычно отвечала односложно: «Подрастешь — поймешь». Еще говорила: «Вот доживешь до моих лет, тогда и поговорим». Это очень расстраивало меня, а в конце концов погубило мое любопытство. Я постоянно заглядывался на взрослых ребят, хотел с ними дружить, заслужить их доверие. В подростковом возрасте связался с плохой компанией, начал пить, курить. Просто очень хотелось поскорее повзрослеть. Чтобы меня наконец заметили, услышали, чтобы иметь право на свое мнение.

«Я не знала, что это тайна»

Нравилась мне в 5-м классе одна девочка. Сильно, но не взаимно. Мама заметила, что хожу грустный, попросила рассказать. Я в отказ. Все-таки детская влюбленность — очень интимная вещь. Но сдался и выдал все по большому секрету. Вечером возвращаюсь домой и слышу на кухне женские голоса, смех. К маме пришли подруги, и они что-то оживленно обсуждали в тот момент. И тут я понимаю, что речь идет обо мне и моей «несчастной любви». Все смеются, потом замечают меня. Я сразу маме говорю: «Как так? Ты же обещала». А она: «Ну что такого? Не знала, что это такая уж тайна». С тех пор ничего ей больше не рассказывал, она обижалась страшно. А я до сих пор все помню. © Molotokmark / Pikabu

«Лучше я сама»

Если я что-то пыталась сделать, помочь маме, то она говорила: «Ой, дай я лучше сама, а то у тебя руки кривые». А когда я стала подростком, она начала всем жаловаться, что я у нее несамостоятельная, дома не убираюсь, даже яичницу не могу себе пожарить. А как я должна была что-то делать, если мне ничего не доверяли? Даже когда ребенок появился, мама мне звонила и на пальцах объясняла, что делать, а то я же глупенькая, не разберусь. Мой сын еще маленький, но я стараюсь поддерживать его интерес. Пусть после него будет грязно или что-то не получится, но он же старается.

«Девочек обижать нельзя»

Когда мне было лет 8, я сильно понравился своей однокласснице. А она не нашла ничего лучше, как выражать свою симпатию насилием: то рюкзак мне порвет, то по голове учебником ударит. Я терпел. Потому что родители всегда говорили, что девочек обижать нельзя. Только вот мой детский мозг понял эти слова так: ты не имеешь права защищать себя, если тебя обижает девочка. Но в один прекрасный день я не выдержал и сильно толкул ее. Естественно, она наябедничала учительнице, а та заставила меня извиняться перед всем классом, дома тоже влетело. Сейчас, когда на меня наорет какая-нибудь женщина, я теряюсь. Не знаю, как поступить, и это меня дико бесит.

«Мужчины не плачут»

Видео (кликните для воспроизведения).

«Ну рева-корова», «Мужчины не плачут», «Опять нюни распустил, сейчас же вытри!» — наверное, многим мальчикам говорили это. Я никогда не слышал от своего отца слов любви, да это и ладно, мне нужно было, чтобы он меня хоть раз пожалел, обнял, хотелось почувствовать, что ему не все равно. Жену задевает, что я до сих пор так и не научился проявлять эмоции, отвечать на ее нежность, быть искренним. И да, я не плакал над «Хатико», хотя очень хотелось. Просто не мог.

«Это всего лишь игрушка»

У меня была любимая игрушка — телефон-кольцеброс. Он был для меня особенно важен, так как мне его не просто подарили: я его заслужила. Это моя награда, мне его вручали под аплодисменты на линейке перед всем лагерем. Однажды моей игрушки на положенном месте не оказалось. Мама сказала: «Тетя Таня с сыном приходили. Данилка в него вцепился и орал, ну я и отдала». Во мне было столько обиды и негодования, что родители очень удивились. «Это всего-то игрушка, не стоит так расстраиваться. Нашла из-за чего кричать», — вот и весь ответ на мою гневную тираду. Моей дочери всего 1 год и 9 месяцев, но я уже приучаю ее не брать без спроса чужие вещи. И ее игрушки никому не отдам. Мы же не можем знать, как дорога ребенку какая-либо вещь. © Lozbenidze / Pikabu

«Я столько для тебя сделала, а ты. »

Моя бабушка всегда поддерживала меня и в детстве, и во время студенчества: помогала с уроками, давала полезные советы, присылала деньги, хоть я об этом никогда не просила. А потом, если я что-то делала не так, говорила: «Я столько в тебя вложила, столько для тебя сделала». Мне всегда было очень стыдно и неловко за свои «неправильные» поступки. А позднее, когда я стала уже взрослой, я стала злиться и обижаться на эти слова. Поэтому с детства у меня 2 комплекса: я все время стараюсь быть в числе лучших и, если что-то не получается, очень переживаю; я крайне редко прошу у кого-то помощи, даже если очень нуждаюсь, просто чтобы никому не быть должной.

Читайте так же:  Раздел имущества супругов через суд

«Как бы ты в подоле не принесла»

Мои родители постоянно с усмешкой рассказывали всем, что их доча так и не научилась ловить мяч. Меня это бесило, но отвечать я научилась только лет в 20. А что вы делали для того, чтобы я научилась ловить этот гребаный мяч? Меня не просто не пытались развивать, меня даже не пускали на улицу. Говорили, мол, а вдруг упаду и сломаю что-нибудь, лучше книжки читать. Мне нельзя было ходить в бассейн, на занятия в кружках. Когда стала постарше, контроль усилили, дабы «в подоле не принесла» (да-да, именно так и говорили). Очень много лет прошло, но детские обиды так и мучают меня до сих пор. Мои дети надо мной смеются, мол, мать умеет только работать и книжки читать. © Zy26 / Pikabu

«Мы тебе сейчас это купим, но это как бы на день рождения»

Мой день рождения особо никогда не праздновали. Соберутся родственники и друзья родителей, посидят и разойдутся. А дарили мне что-то очень важное и нужное со словами: «Мы тебе сейчас это купим, но это как бы на день рождения». Блин, неужели нельзя было хоть раз сделать сюрприз, подарить какую-нибудь самую простую безделушку? К тому же родился я летом, поэтому даже в школе не поздравляли. Я так и не научился радоваться этому дню, не чувствую праздник.

«Ты же девочка!»

Когда мой старший брат гонял на велосипеде, играл в казаки-разбойники и бегал купаться на речку, я носила свежевыглаженное платье, аккуратные косички (каждое утро до слез терпела, пока их заплетали) и с завистью наблюдала за мальчишками. Если я хотела поиграть с ними, то мама одергивала меня со словами: «Ты же девочка!» — и заводила домой. Как же мне было обидно и тоскливо: я тоже хотела веселиться и разбивать коленки. Неудивительно, что лет в 13 я коротко подстриглась, носила только кеды и рваные джинсы. Сейчас понимаю, что это был мой протест. Я в положении и своей дочке не буду прививать эти ужасные стереотипы.

«Какая большая разница между моей дочерью и Настей»

У меня есть двоюродная сестра Настя. Было ей на тот момент около 18, а мне около 9. Ей представился шанс уехать в Германию на ПМЖ и поступить там в университет, к тому же ее там ждал парень. Конечно, она усиленно готовилась к экзаменам. И как-то папа при мне сказал: «Вы посмотрите, какая большая разница, какой контраст между моей дочерью и Настей! Настя такая упорная». Его слова показались мне несправедливыми. Сегодня я часто сравниваю себя с другими, практически в каждом знакомом я ищу то, в чем ему можно было бы позавидовать и в чем он мог бы позавидовать мне.

«Ты толстая, но кто-нибудь пожалеет тебя и женится»

Мама с раннего детства внушала мне, что я толстая, говорила мне: «Ну да, ты толстая. Такой уродилась. Ничего, кто-нибудь пожалеет тебя и женится». Знаете, что самое обидное? Я никогда не была действительно толстой. Да, была не худышка, но с нормальной фигурой, с талией. Однако из-за мамы я выросла закомплексованной и неуверенной в себе, и сколько бы я ни занималась фитнесом и ни сидела на диетах, я продолжала чувствовать себя ужасной. Когда мной интересовались мужчины, я думала, что они просто меня жалеют. Я так думала, даже когда вышла замуж. Только спустя годы я смогла поверить, что муж действительно меня любит и я красивая женщина. © «Палата № 6»

«Взрослых нужно уважать и слушать»

Мама всегда говорила, что взрослых нужно уважать и слушать. Я до сих пор боюсь говорить с малознакомыми на «ты», даже если они просят, потому что эта установка сидит очень глубоко. Но самое страшное то, что однажды, когда мне было 6 лет, рядом со мной остановилась машина. Незнакомый дядя сказал, что мне нужно ехать с ним, мол, так передала моя мама. А если я его не послушаю, то она меня накажет. Я уже была готова сесть в машину, но наш сосед увидел это и спугнул мужчину. Если бы не сосед, возможно, меня бы не было, а все потому, что меня учили: взрослые — это всегда безоговорочный авторитет. Своему сыну я постараюсь объяснить, что взрослые тоже бывают плохими и даже глупыми, поэтому их не всегда нужно слушать.

Не зря психологи говорят, что все обиды родом из детства. А какие фразы своих родителей вы не стали бы повторять детям?

Что делать, если ребенок постоянно терпит обиды от друзей

Как вести себя родителям в такой ситуации зависит в первую очередь от возраста ребенка

Если ребенка обижают друзья

Многие родители беспокоятся о том, с кем дружит их ребенок. И эти переживания можно понять. Каждая мама хочет, чтобы в будущем ребенок, с одной стороны, умел общаться и находить общий язык с окружающими, с другой стороны, мог защитить себя и отстоять свои интересы, если это потребуется.

Особенно вызывают тревогу ситуации, когда друзья постоянно обижают ребенка, но он все равно стремится играть с этими «плохишами». Как вести себя родителям в такой ситуации зависит в первую очередь от возраста ребенка.

У дошкольников общение со сверстниками может разыгрываться по различным сценариям. Ребенок пробует разные роли, проигрывает разные ситуации и смотрит на реакцию окружающих, чтобы научиться поведению в социуме. В этот момент закладываются основы коммуникативных навыков.

В зависимости от того, как родители реагируют на поведение ребенка, обсуждают ли произошедшие конфликтные ситуации, происходит формирование представлений малыша о нормах, правилах приличия, эффективных способах разрешения конфликтов и т.д.

Например, если кто-то из сверстников обижает вашего ребенка, а последний в растерянности, важно прежде всего остановить обидчика, обеспечив своему ребенку безопасность (конечно, не агрессивными методами).

А затем объяснить малышу, что он имеет право себя защищать, если это требуется, чтобы ему не причинили вреда, и рассказать, как он может это сделать (отойти в сторону, увернуться от удара, поставить блок). При этом важно обратить внимание ребенка и на то, что любой конфликт можно решить с помощью слов, без применения физической силы.

Читайте так же:  Заявление на развод с детьми куда обращаться

Младшие школьники уже имеют представление об элементарных нормах и правилах общения, у них сформировались определенные модели поведения с другими людьми. Конфликты чаще происходят не на физическом уровне, а на уровне отношений: кто-то с кем-то дружит или не дружит, обзывает или «изгоняет» из компании. Хотя бы раз в жизни такое случается со всеми детьми, когда какая-то компания их не принимает.

Если у вашего маленького школьника впервые возник подобный конфликт с друзьями, можно помочь ему, обсудив ситуацию на примере литературных или сказочных героев, сочинив вместе с ним терапевтическую сказку. Чтобы история получилась целительной, герой должен быть похожим на самого ребенка и должен попасть в похожую трудную ситуацию, с которой в итоге успешно справляется.

Если вы сочиняете сказку сами, то лучше предлагать ребенку активно участвовать в этом, особенно в сочинении окончания. Так вы дадите ему возможность самостоятельно найти выход из конфликта.

Если же вы приводите в пример существующую историю, то лучше задавать ребенку наводящие вопросы о том, что, по его мнению, явилось причиной такой ситуации, что герой может сделать для исправления ситуации, и как он должен вести себя, чтобы подобной ситуации не возникало в будущем.

Это позволит ему сформировать свое мнение и сделать собственные выводы. А когда человек сам находит выход из затруднительных ситуаций, это становится его личной победой, соответственно, повышает его самооценку и укрепляет уверенность в себе.

Однако если вы замечаете, что ваш ребенок регулярно оказывается в роли обиженного или изгнанного, то это серьезный повод задуматься о том, какую роль чаще всего выполняет ребенок в семейной системе. В отношениях с друзьями ребенок обычно продолжает играть ту же самую роль, которую привык играть с родителями.

Например, при авторитарных методах воспитания малышу ничего не остается, как подчиняться всем старшим (или более сильным) окружающим, ведь именно этому он научился в семье.

Если обычно у ребенка нет права выражать свое мнение, или оно никогда не учитывается, он обязан только слушаться, а любой протест воспринимается как абсолютное зло, бессмысленно требовать от него проявления лидерских качеств со сверстниками. В таком случае необходимо пересмотреть отношения между родителями и ребенком, возможно, лучше это сделать с помощью психолога.

В подростковом возрасте сверстники по сравнению с родителями занимают уже более авторитетное место. Это естественный процесс, и если родители будут этому противиться, то ничего, кроме бунта и плохих отношений со своим чадом, в результате не получат.

В связи с этим родителям лучше избегать:

демонстрации своего недоверчивого или презрительного отношения к ним;

принуждения дружить с кем-либо «хорошим», по мнению родителей;

применения любых других директивных методов воспитания, которые использовались в более раннем возрасте.

кадр из кинофильма «Чучело»

Вместо этого лучше задуматься, насколько реальна для вашего ребенка опасность общения с нежелательной для вас компанией. Объективную опасность можно оценить по тому, имеют ли место в этой компании противоправные и преступные действия, постоянное употребление алкоголя или наркотических веществ.

В этих случаях необходима серьезная работа над ограничением общения подростка с такими приятелями, а также восстановлением доверительных отношений в семье. Такая работа требует помощи специалиста.

В большинстве случаев никакой объективной опасности в нежелательной дружбе нет. Но если родители замечают, что их сын или дочь со всеми друзьями выбирают одну и ту же негативную модель поведения, например, подчиненного, «жертвы» или «козла отпущения», то игнорировать это тоже не стоит.

Это может означать, что молодой человек подсознательно нуждается в разыгрывании своей привычной роли. А для этого ему нужен соответствующий «партнер», который исполнит роль лидера-тирана, обидчика, и подросток успешно ищет подходящих на эту роль друзей. Даже если родители ограничат общение с одним конкретным другом, который обижает их ребенка, следующий приятель может оказаться таким же.

И здесь мы возвращаемся к вопросу об отношениях в семье подростка, где обычно усваиваются эти модели поведения. По сути запрет на дружбу с какими-то людьми является со стороны родителей таким же авторитарным воздействием, которое им не нравится, когда оно исходит от друзей.

Но чтобы развить в ребенке самоуважение и способность отстоять свое мнение, важно предоставлять ему возможность их проявить, «потренировать» эти качества в семье.

В итоге мы приходим к выводу, что только уважая ребенка, доверяя ему, принимая его таким, какой он есть, мы показываем ему, что он достоин любви и уважения. При таком самоощущении ваше чадо просто не захочет общаться с людьми, которые его обижают.

Получается, давая возможность ребенку самому решать, с кем ему приятно общаться, а с кем нет, мы позволяем ему сделать правильный для себя выбор, а значит, быть более счастливым.опубликовано econet.ru

Автор: Анастасия Вялых

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Что касается школы, то отношение к ребенку сверстниками задается в первую очередь отношением к нему учителя.
скачать видео

Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты — рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение — грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

За что его унижают?

​​​​​​​Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе — любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это — не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Читайте так же:  Заявление в загс об установлении отцовства образец

Азбука общения

Следующий этап — обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты — «продюсер» его талантов

Все дети мечтают быть самыми лучшими — но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней — вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Обидели ребенка

Здравствуйте уважаемые пикабутяне, пишу негодования пост, кипит во мне ненависть и обида за несправедливость по отношению к моему ребенку.
Имеется секция по боксу при стадионе , которую мой сын , семилетний теперь уже второклашка , посещает второй год. И одноклассники, среди которых такой же мелкий, шустрый и непоседливый скажем, Дима. И не слышала я не разу чтобы был конфликт между ними, как все пацаны дерутся-мирятся , а тут такое.
В раздевалке после занятий разодрались, один дразнился , мой за волосы схватил, боролись, не плакал никто, в общем вышли в фойе, Диму папа встречает, наш подзадержался, Дима встрепаный на эмоциях. Кто обидел? Вот он! И на моего пальцем. Что папа делает ? Бежит к тренеру жаловаться? Ждет нашего папу, и предьявляет ему свое недовольство? Нет, берет за руку, заводит в темный коридор и долбит по голове, пока вахтерши не отобрали. Семилетнего пацана! Чужой папа дебил! Бьет по голове! И сматывается как только начался шум. Мама Димы говорит что это он в воспитательных целях дал затрещину. Оправдывает тоесть. И это не помешает и дальше им , пацанам и дальше дружить! Я в шоке, никогда с таким не встречалась, сын у меня не конфликтный, спокойный. Извинятся они не спешат, сегодня опять секция , как быть ? Стерпеть и обтереться или наказать? Как наказать?

Дубликаты не найдены

Бедный пацан. Избит взрослым уродом на глазах других детей и взрослых, а родителям нужно сутки подумать, и еще спросить у миллиона незнакомых граждан в интернете «писать ли заявление, или обтекнуть и дальше жить».

Видео (кликните для воспроизведения).

Добавкой: в мое время из моей секции дзю-до тренер в момент выставил двух орлов, которые придумали тренироваться после секции на только что пришедших малявках. Только узнал, с родителями побеседовал и больше мы этих рэмбо не видели никогда.

Источники

Обидев меня стерплю обидев ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here