Особенности поведения ребенка подвергшегося жестокому обращению

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Особенности поведения ребенка подвергшегося жестокому обращению" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Признаки жесткого обращения с детьми

Жестокое обращение с ребёнком

включает все формы насилия: физическое, эмоциональное, сексуальное и моральное (отсутствие заботы), способные привести (или приводящие) к фактическому ущербу для здоровья ребёнка.

Жестокое обращение с ребёнком включает все формы насилия: физическое, эмоциональное, сексуальное и моральное (отсутствие заботы), способные привести (или приводящие) к фактическому ущербу для здоровья ребёнка.

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

Распознание факта физического насилия над ребенком:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов;
  • «синдром сотрясения» у грудных детей.

Клиническими признаками » синдрома тряски» ребенка является : сотрясение головного мозга, кровоизлияния в сетчатку глаза, кровоизлияния в органы брюшной полости, повреждение ребер.

Сексуальное насилие

или развращение — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Распознание сексуального насилия над ребенком.

Характер травм и заболеваний:

• повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;

• следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;

• наличие заболевания, передающегося половым путем;

• недержание кала («пачкание одежды»), энурез;

Моральная жестокость или пренебрежение основными нуждами ребенка — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Последствия моральной жестокости у детей.

Внешние проявления:

• утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

• у грудных детей — обезвоженность, опрелости, сыпи;

• одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

• нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

• отставание в весе и росте от сверстников;

• частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания;

• отсутствие надлежащих прививок;

• задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

• постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах — неумение играть;

• постоянный поиск внимания/участия;

• частые пропуски школьных занятий;

• крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в «псевдовзрослой» манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

• склонность к поджогам, жестокость к животным;

• мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства;

• открытое неприятие и постоянная критика;

• предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

• преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

• вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

• задержка психического развития;

• невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

• эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

• депрессия, попытки суицида;

• неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

• ложь, воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение;

• нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Действия медицинского работника

Работники медицинских организаций первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры- гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты) при выявлении признаков жестокого отношения с детьми или подозрении обязаны преяоде всего:

• поставить в известность о своих предположениях руководителя медицинской организации;

• отметить факт жестокого обращения с ребёнком в журнале, учёта;

• при необходимости обеспечить госпитализацию ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите, на период первичного обследования;

• побеседовать с родителями, проявляя при этом тактичность, объективность, избегая грубых обвинений.

Руководитель медицинской организации, в свою очередь, должен обратиться в:

• Территориальные органы Управления внутренних дел.

• Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

• Муниципальные органы опеки и попечительства.

http://crb-petuhovo.ru/news/2018-10-03/priznaki-zhestkogo-obrascheniya-s-detmi

Выступление «Рекомендации по выявлению детей, подвергающихся жестокому обращению. Из опыта работы»

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду . У него, как правило, припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Читайте так же:  Раздел наследственного имущества нотариусом

Что касается поведения пострадавших детей , то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.

Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как

а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;

б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот

в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:

противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;

эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;

негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;

алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия .

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей, и на который мы опираемся является «Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 «Инструкции…» представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в) инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме, приведенной в приложении 2 «Инструкции…» и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 «Инструкции…», возможно также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении 3.

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

лишения прав на ребенка;

помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

В данном направлении МОУ СОШ №2 работает по предлагаемому Вашему вниманию плану.

по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи

и профилактике жестокого обращения с детьми.

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rekomendatcii_po_viyavleniyu_detej_podvergayushihsya_zhe_091704.html

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Анна Овчинникова
«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Читайте так же:  Как лучше подать на развод

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

Отвержение- проявляется в неприятие ребенка,принижение его достоинства:

•враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;

•высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.);

•превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование- проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

•угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться — накажу»);

•угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя:

•нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

•взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

•отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей может происходить как в семьях, так и в образовательных, детских учреждениях.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

отставание в психическом развитии, снижение интеллекта; агрессивность; импульсивность; недостаточная способность к контролю над собственным поведением; повышенная тревожность; неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения; трудности в общении со сверстниками.

Существуют приёмы и методы, которые помогают в работе с детьми, пережившими жестокое обращение:

1. Арт-терапия (рисование): старайтесь, задавать детям задания рисовать своё будущее, свои мечты, своё любимое место, всё то, что формирует положительные мысли. Рисунки в сравнении, добро и зло, черное и белое. Если дети рисуют тёмными цветами, уберите карандаши тёмного цвета и попросите нарисовать, например, зло жёлтым, зелёным, голубым.

2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов): следует вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей.

3. Фантазийные игры,например: игра «Куст роз», способствует осознанию ребёнком своих чувств. Ему предлагается представить себя «Кустом роз»и ответить на следующие вопросы:

Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?

Сколько цветков, много или мало?

Сколько шипов, много или мало?

Среда, в которой растёт куст, хорошая для него или плохая?

Хватает ли кусту места?

Какие у него отношения с другими растениями?

Какое у него будущее?

4.Игротерапия: игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.

5.Метод незаконченных предложений:

— больше всего мне нравиться…;

— я счастлив, когда…;

— я расстраиваюсь, когда…;

— больше всего я боюсь…;

— моё самое большое желание…;

— я бы хотел, чтобы мои родители…;

— когда я вырасту, я хочу…;

— папа – это…; мама – это…

6. стоит отметить, что необходимо таким детям обеспечить эмоциональную поддержку, быть внимательному к ребенку и его переживаниям, способствовать уменьшению у ребенка чувства вины, бессилия; помочь в укреплении чувства собственной значимости. Помочь детям учится ценить себя, объяснить и показать, что насилие неприемлемый способ разрешение конфликтов.

Так же необходима профилактическая работа,которая в себя включает:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних (это беседы, занятия по данной теме; оформление информационных стендов);

2) индивидуальные профилактические беседы с воспитанниками, выявляющие причины отклонений в поведении;

3) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников; для повышения уровня самооценки, для воспитания толерантности к другим;

4) вовлечение детей в творческую жизнь центра, школы, в спортивные секции, кружки;

5) организация консультаций специалистами;

6) оказание психологической помощи;

Задачей профилактики жестокого обращения с детьми является: формирование негативной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР (4–7 лет) Планирование индивидуальной работы с детьми на Декабрь 2015г ГКН с детьми ЗПР Воспитатели: Панфилова И. И. Содержание педагогической работы.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Работа с детьми по ПДД на транспортной площадке План работы с детьми на транспортной площадке в МДОУ № 12 № п/п Содержание работы Сроки проведения Ответственные 1. Младшая группа:.

Работа с детьми по формированию знаний ПДД Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 12 «Октябрёнок» Инновационный проект «АЗБУКА.

Работа с детьми средней группы по ПДД На протяжении всего года я учила детей правилам дорожного движения. Естественно, что это надо делать не в форме приказа, а в форме игры,.
Читайте так же:  Представитель президента по защите прав ребенка

Работа с тревожными детьми шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость 2.

http://www.maam.ru/detskijsad/-rabota-s-detmi-postradavshimi-ot-zhestokogo-obraschenija.html

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению

Дата публикации: 14.11.2016 2016-11-14

Статья просмотрена: 2526 раз

Библиографическое описание:

Винникова И. А., Кузнецова Т. И. Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 425-428. — URL https://moluch.ru/archive/128/35292/ (дата обращения: 16.03.2020).

В данной статье авторы обращаются к изучению проблемы жестокого обращения с детьми в условиях семьи, причин и последствий насилия. Анализируются основные формы проявления насилия в отношении несовершеннолетних. Особое внимание в статье обращается на факторы, обуславливающие жестокое обращение с детьми, а также на необходимость социальной помощи, детям — жертвам насилия.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, насилие, семья, социальная помощь, социальная работа.

В последнее время в российском обществе обострилась проблема повсеместного нарушения прав детей, а именно применение к ним жестокого обращения и насилия, что связано с кризисом, который переживает институт семьи. Воспитательный потенциал семьи резко снижен, семейные ценности девальвированы, забота о благополучном развитии детей уходит на второй план. Обозначенные негативные перемены активизировались в 90-х гг. 20 века, характеризующихся социально-экономическими потрясениями, когда население вынуждено сконцентрировалось на материальном аспекте жизни, на элементарном физическом выживании, что в свою очередь, нанесло серьезный удар по традиционным семейным ценностям. Родители, переживающие мощнейший стресс, часто «срывались» на своих детях, как результат нормой становится применение силы по отношению к ребёнку, что оказывает негативное влияние не только на развитие его личности, но и предопределяет жизнь будущих поколений. В большинстве случаев, ребёнок к которому применялось насилие, вырастая, создаёт собственную семью, в которой воспроизводит жестокие методы воспитания аналогичные тем, что ранее применялись к нему. Из этого можно сделать вывод, что в основе жестокого обращения лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.

Насилие — это жестокое обращение одного человека в отношении другого, в том числе состоящего с ним в родственных отношения, то есть к членам семьи [1].

Существует множество теорий, которые сходятся в том, что жестокое обращение с ребёнком определяется совокупностью факторов и не может быть объяснено одной причиной.

Цымбал Е. И. приводит следующие факторы, обуславливающие жестокое обращение с детьми:

  1. Поведенческие нарушения у родителей, включая склонность к криминальному насилию. Родители, применяющие насильственные действия, в отношении своих детей, часто, ранее уже привлекались к уголовной ответственности за другие правонарушения, в большинстве случает насильственного характера.
  2. Наличие факторов риска у ребенка. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, часто имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности, что служит причиной неспособности к нормальной адаптации ребёнка в социальной среде и выступает раздражителем для родителей, подталкивая их к применению жестокости в отношении детей.
  3. Трудная жизненная ситуация, переживаемая семьей. Семьи с проблемами низкого дохода и постоянной нехваткой денег часто подвержены стрессу, в связи с чем у родителей возникает чувство неполноценности, что и влечёт за собой жестокое обращение с детьми.
  4. Периоды бурных социально-экономических изменений в стране: безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, которые приводят к психологической неустойчивости, неудовлетворенности родителей и далее — к жестокому обращению с детьми [4].

Перечисленные выше факторы вызывают у родителей повышенную тревожность, психологические расстройства, что, нарушает формирование привязанности к ребёнку, а в конечном итоге приводит к жестокому обращению.

Насилие к детям может проявляться в следующих формах: физическое; психическое; сексуальное; экономическое.

Под физическим насилием понимается преднамеренное нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний, что может привести к нарушению здоровья и даже к смерти. Данный вид насилия чаще осуществляется к незапланированным детям, к детям с нарушениями в поведении и имеющим недостатки во внешности.

Психическое насилие связано с регулярными оскорблениями, угрозами, унижениями ребёнка, формируя у жертвы черты патологического характера или тормозящие развитие личности. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют низкое развитие социальных навыков, замкнуты, капризны, переживают депрессивные состояния.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под сексуальным насилием понимается вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую они не полностью осознают и не могут дать информационное согласие, что нарушает социальные нормы. Сексуальное насилие в отношение детей, чаще всего совершают родители сами пережившие в детстве сексуальное злоупотребление со стороны взрослых и родители, имеющие психические отклонения.

Экономическое насилие проявляется в виде лишения денег ранее данных или обещанных на необходимые нужды. Также этот вид может выражаться в форме жестокого контроля за тратой денег. Данный вид насилия возникает в неблагополучных и многодетных семьях, а также если родители недовольны поведение своего ребёнка.

Опыт насилия, приобретенный в ходе воспитания, для ребенка имеет ближайшие и отдаленные последствия для него. Ближайшие последствия проявляются в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия в виде нарушений на физическом, эмоциональном, когнитивном, социальном поведении.

Физические последствия — изменения в физическом здоровье и развитии ребёнка: нарушения физического, речевого развития; нарушения нервной системы ребёнка, а также развития у него психосоматических заболеваний.

Когнитивные последствия — изменения в познавательной сфере: ухудшения памяти, трудности концентрации внимания, снижение успеваемости, формирование негативных представлений о себе и окружающем мире.

Эмоциональные последствия — это негативные изменения в эмоциональной сфере: взрывные реакции, повешенная тревожность, страхи; снижение самооценки; проявление агрессии к другим; пассивность.

Поведенческие последствия — это негативные изменения в поведении ребёнка: проблемы с учёбой; побеги из дома; суицидальные попытки; занятие проституцией; алкоголизм.

Социальные последствия — изменения в способностях ребёнка строить социальные отношения: сложности создания отношений и сложности в общении из-за агрессивного поведения.

В связи с этим актуализируется потребность в предоставлении квалифицированной помощи специалистом социальной сферы детям ставшими жертвами домашнего насилия. Социальная помощь включает в себя комплекс методов, направленных на оказание помощи по предупреждению угрозы здоровью и жизни, помощь в гармонизации внутрисемейных отношений и восстановление социального функционирования семьи.

Читайте так же:  Защита права ребенка на жизнь

Помощь жертвам домашнего насилия должна носить комплексный характер и требует привлечения специалистов медико-психолого-педагогических служб для наиболее эффективного разрешения проблемы.

Оказывая помощь детям, жертвам жестокого обращения, социальный работник решает ряд задач: экстренная помощь по спасению их жизни и здоровья; поддержание социального функционирования семьи и социальное развитие членов семьи [3].

Наиболее важным направлением деятельности социального работника при оказании помощи ребёнку, как жертве домашнего насилия, является защита от жестокого обращения в семье. Особенность такого вида деятельности, заключается в сложности установления факта насилия, так как ребенок не всегда в полном объеме осознает, что происходит, запуган и не может рассказать о том, что с ним случилось. Для оказания помощи ребенку, социальному работнику необходимо знать признаки, характеризующие жестокое обращения с детьми. Непосредственными признаками домашнего насилия являются следы побоев. Косвенными признаками домашнего насилия могут выступать забитость и замкнутость ребенка при взаимодействии с окружающими.

Данные признаки должны рассматриваться социальным работником в их совокупности. Наличие нескольких прямых и косвенных признаков являются достаточным основанием для более глубокого изучения внутрисемейной ситуации. К этому процессу могут привлекаться специалисты из других сфер: врачи, психологи, сотрудники органов внутренних дел. Комплексное обследование семьи должно помочь в установлении объективной картины и предотвратить последующие попытки применения домашнего насилия. В случае необходимости, если существует угроза здоровью и жизни ребенка, он может быть изъят из семьи и помещен в специализированное учреждение. Применение насильственных действий по отношению к ребенку со стороны родителей может стать основанием для лишения родительских прав и возбуждения уголовного дела [3].

В ряде случаев оказания экстренной социальной помощи направленно не только на ребенка, но и на мать. Оказание помощи по спасению жертв домашнего насилия включает в себя: пресечение фактов насилия, психологическую, юридическую, информационную, социальную и педагогическую поддержку пострадавших членов семьи. Следует отметить, что оказание экстренной помощи жертвам домашнего насилия, не решает в полной мере всех проблем семьи. В связи с этим, после оказания экстренной помощи целесообразно перейти к деятельности по стабилизации состояния семьи, восстановлению ее функциональной целостности, и гармонизации отношений между всеми членами.

Способы оказания помощи семье, в которой дети являются объектом насилия многочисленны. Их применение обусловлено особенностями внутрисемейной ситуации, личностными качествами членов семьи и специалиста, оказывающего помощь. При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником. Важным условием оказания помощи семье является готовность ее членов к изменению себя и отношения к окружающим, без чего помощь, оказанная семье, будет неэффективной.

1.Золотарёва Т. Ф. Социальная работа с жертвами домашнего насилия. // Ученые записки Российского социального университета. — 2009, № 11. — С. 272–276

2.Попов, Г.Н., Шевелева, Н. В. Особенности коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье // Вестник томского государственного педагогического университета. — 2015, № 5(158). — С.239–24

3.Технология социальной работы с различными группами населения. / Отв. ред.: Павленок П. Д. Руднева М. Я. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М — 2010. — 272 с.

4.Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (издание второе исправленное и дополненное) — М: РБФ НАН, 2010. — 286 с.

http://moluch.ru/archive/128/35292/

Консультация для педагогов Критерии жестокого обращения с детьми. Подготовила: Педагог-психолог А.Л. Кожина

    Илья Китаев 2 лет назад Просмотров:

1 Консультация для педагогов Критерии жестокого обращения с детьми. Подготовила: Педагог-психолог А.Л. Кожина

11 НОРМАТИВНЫХ АКТОВ и проведения работы с ребёнком по разъяснению его правового статуса. Следовательно в договоре детского сада с родителями должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребёнка от всх форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или от небрежного грубого обращения. Очевидно, что для определённой категории родителей такого рода информация может играть положительную роль. С одной стороны она поможет родителям осознать незаконность своих действий по отношению к ребёнку, а с другой понять, что ребёнок находится под защитой дошкольного учреждения и любое правонарушение с его стороны контролируется педагогом и не останется незамеченным.

http://docplayer.ru/50542517-Konsultaciya-dlya-pedagogov-kriterii-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi-podgotovila-pedagog-psiholog-a-l-kozhina.html

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

Читайте так же:  Усыновление ребенка без суда

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://podrostok.68edu.ru/?p=1504

Особенности поведения ребенка подвергшегося жестокому обращению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here