Отказ трудного ребенка проходить психологическую реабилитацию

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Отказ трудного ребенка проходить психологическую реабилитацию" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Бесперспективных детей для реабилитолога нет

Представьте себе, что вы видите перед собой добрую и спокойную учительницу начальных классов. Она может все. Успокоить детей и их родителей, похвалить, дать домашнее задание, утешить и ободрить.


Мой собеседник очень похож на такую учительницу. Вот только это один из лучших израильских реабилитологов, и научный руководитель детского Междисциплинарного центра реабилитации в Москве.

Знакомьтесь — Жанна Ланда — заместитель Директора Отделения детской реабилитации и Директор отделения дневной реабилитации Медицинского Центра Тель-Ашомер. Мы говорим с ней о детской реабилитации и о том, почему нельзя реабилитировать ребенка отдельно от его семьи.

ДЦП невозможно вылечить, при этом ребенок с таким диагнозом может жить полноценно

— Жанна, я хочу начать наш разговор с вашей фразы о том, что «Детский церебральный паралич – это не болезнь, а состояние». В России реабилитацию иногда понимают как возвращение в состояние до травмы, как исцеление. Насколько оправданы такие ожидания у родителей и самих пациентов?

Есть вещи, которые изменить нельзя. Невозможно вылечить ДЦП, поскольку это повреждение мозговой ткани пациента, которая останется с ним навсегда. Родителям надо понять, что у них прекрасный ребенок с хорошим характером, который просто ходит не так, как другие дети. Этот мальчик или девочка могут учиться, вести обычную жизнь, общаться со сверстниками при определенной адаптации окружающей среды . Им нужно помогать, нужно максимально развивать те функциональные возможности, которые у них есть, учить его самостоятельности, общению с противоположным полом и так далее. В этом и состоит главная задача детской реабилитации. В работе с семьей и развитии тех возможностей, которые есть у ребенка. Это касается не только детей с ДЦП, но и, например, с тяжелыми травмами или после удаления опухоли в головном мозге.

-В России многие родители детей с тяжелыми травмами или заболеваниями считают, что их ребенок «ненормален», не такой, как все. Они переживают из-за этого. А есть ли вообще в детской реабилитации понятие «нормы»?

Нормы нет, все в этом мире относительно. Мне кажется, что родителям очень и очень больно видеть, что что-то плохое произошло с их ребенком. В этой ситуации нужно постараться полюбить ребенка таким, какой он есть или стал. Это очень сложно. Для родителей дети — их продолжение, представители в мире. Когда с ними что-то происходит. Это означает, что папа или мама что-то сделали «не так». Во всяком случае, так думают почти все родители.

Поэтому для успешной реабилитации очень важно папам и мамам отделить себя от сына или дочери. Нужно увидеть в них отдельного человека, помочь этому человеку справиться со своими проблемами. Не думать о том, что в аварию попадают дети «плохих» родителей.

Нужно объяснить родственникам пациента, что они были и будут хорошими родителями, если сами этого захотят. Такой настрой помогает при реабилитации. Например, если у ребенка серьезная травма головного мозга, то дети, у которых в семье все хорошо, которые знают, что их любят, достигают больших успехов. И, напротив, если в семье конфликт, то ребенок хуже восстанавливается, учится, хуже себя ведет. В результате семья попадает в замкнутый круг проблем.

Слово «мало» не очень хорошее для родителей особых детей

-Я общаюсь с родителями, и некоторые мамы мне говорят, что у них есть любимое слово «мало», от которого они сами устали. Сколько бы ребенок не занимался, ему всегда можно сказать это слово. В результате дети и подростки вообще могут прекратить что-то делать. Как перестать говорить «мало»?

— Это зависит от родителей. Есть разные родители. Одни очень жестко относятся к детям и к самим себе. А есть те, кто требовательны к ребенку, но снисходительны к себе. Психолог или другой специалист, которому пациент расскажет о проблеме, может подойти к маме и сказать, что ее завышенные требования мешают ребенку. Если подросток сидит и готовит уроки или делает физические упражнения по 3- 4 часа, никуда не ходит, ни с кем не встречается, то это ему больше вредит, чем помогает. Работа с родителями, с семьей – это часть любой реабилитации.

-Давайте немножко усложним ситуацию. Представьте себе, что в центр реабилитации родственники приводят или приносят тяжелого больного с двигательными или ментальными нарушениями. Бывают ли в принципе ситуация, когда доктор говорит: «Я не могу ничего сделать. В вашем случае реабилитация бессмыслена»?

Мне кажется, что бесперспективных пациентов для реабилитолога нет. Скорее бывают неправильные цели и ожидания. Ребенок с умственной отсталостью может быть адаптирован в специальную среду. В Израиле есть специальные школы для таких детей, программа которых скорректирована в зависимости от возможного уровня функционирования пациента. Если нарушения минимальны, то такие пациенты могут нормально жить в минимально адаптированной среде. Для них проводятся занятия с психологом, их учат бытовым навыкам. Выстраивают домашнее пространство. Ну, например, один пациент может кипятить воду на газовой плите, другой может сделать себе чай только с помощью электрочайника.

Человеку с любой степенью ограничений нужна комфортная среда, вещи, которые могут помочь ему адаптироваться, чувствовать себя компетентными и/или такие условия которые позволят облегчить семье уход за ребенком . При этом родители могут не все время следить за таким ребенком, а тратить время на себя.

Реабилитацию нужно продолжать дома

-Вы много говорите о важности возвращения ребенка в привычную ему среду, но насколько в России пространство приспособлено для детей-инвалидов, и что делать родителям, если условий для реабилитации, для нормальной жизни ребенка возле их дома нет?

Читайте так же:  Потеряла сертификат на материнский капитал что делать

Разумеется, окружающее пространство далеко от совершенства. Но, мне кажется, надо искать, что –то делать самим. Просить о помощи. Если ребенок возвращается туда, где нет возможности проехать на коляске, то можно сделать в подъезде пандус из доступных средств, попытаться возить его в школу, договориться, чтобы его класс занимался на первом или нулевом этаже. Найти людей, которые помогут ребенка спустить или поднять на коляске. Договориться о том, чтобы в школе пандус установили. Мне кажется, тут главная проблема даже не в деньгах, а в настойчивости и способности договариваться.

-Давайте вернемся на шаг назад. Вот ребенок проходит реабилитацию, идет работа с родителями, а при выписке из центра им говорят, что делать дома? К сожалению, некоторые мамы готовы 11 месяцев в году возить ребенка по разным центрам, и такой пациент дома практически не видит…

— Я надеюсь, что рекомендации будут. Родителям нужно рассказать, какие упражнения ему придется делать каждый день. Курс реабилитации не освобождает от домашних занятий, наоборот он их предполагает. Если ребенок научился одеваться самостоятельно, то после возвращения домой мама не должна его снова одевать сама. Иначе он этот навык потеряет. Реабилитация — это процесс бесконечный. И, мне кажется, что все зависит от мотивации. То есть, в адаптированной среде человек, который чего-то хочет, может достичь многого.

-Многие родители боятся, что у них нет времени на многочасовые занятия с детьми дома. Что вы можете им сказать?

-Здесь нужно понимать две вещи. Первое, бывают родители, у которых в принципе нет времени на ребенка. Такие люди есть в России, в Израиле и во все мире. Тогда реабилитация будет сложной, и с этим ничего нельзя поделать. Если папы и мамы не хотят или не могут что-то делать, заставить их невозможно.

Второе. Не нужно заниматься реабилитацией по два часа в день всю жизнь. Иногда ребенку нужна не реабилитация- упражнения, а час общения с мамой или папой раз в неделю, только ребенок и один из родителей.

Все должно быть в разумных пределах- если ребенку с ДЦП 10 минут 2раза в день нужно делать растяжку, но это 10 минут в день, а не два часа.

Реабилитолог может ошибаться, пациент может сделать гораздо больше

— А в вашей практике были ситуации, когда пациенты «перевыполняли план» по реабилитации, то есть врачи говорили одно, а получалось гораздо лучше?

Врачи это люди, которые могут ошибаться. Если я говорю пациенту: «Вы сейчас не сможете ходить на своих ногах, как бы вам этого не хотелось», это не значит, что я предлагаю ему лечь в кровать и ничего не делать. Наоборот, я хочу, чтобы пациент, его родители и команда реабилитологов шли самым эффективным на данный момент путем. Ну, например, ребенку пока тяжело ходить, но его можно научить переворачиваться самостоятельно, пересаживаться с кресла на диван, с кресла в автомобиль. Эти навыки уже сейчас сделают лучше его качество жизни. Дадут ему возможность учиться, выйти из дома и так далее.

В нашем отделении в Израиле лежали дети, которые после аварии, травмы головного мозга были несколько месяцев без сознания. И одна девочка пришла в сознание после 6 с половиной месяцев, мальчик после 4 месяцев. Если бы мне кто-то сказал, что вот этот мальчик, который после 4 месяцев пришел в сознание, будет ходить, разговаривать, я бы не поверила, Мы ему почти уже сделали операцию по установке катетера, чтобы кормить его через желудок, а у него восстановилось глотание и он заговорил. Это было настоящее счастье. У ребенка до сих пор есть проблемы с глотанием определенных видов пищи, с речью, но он может есть.

Прогнозы реабилитологов — это не приговор. Мы опираемся на опыт, на знания, смотрим на ребенка. Я никогда не говорю, что нужно опустить руки. Я говорю, что нужно ставить в данный момент реальные функциональные цели, и смотреть, что будет дальше.

— Получается, что реабилитацией нужно заниматься всю жизнь. Как найти на это силы и мотивацию?

Здесь нет универсальных советов. Представьте себе человека, который ненавидит тренажерный зал. Невозможно заставить его полюбить тренажеры. Возможно, он изменит свою точку зрения, когда у него начнет сильно болеть шея или спина, а работа в тренажорном зале помогает, но может он и не изменит свое мнение. Здесь врачи не могут реабилитироваться за пациента. Для самореабилитации нудно высокое самосознание. Это долгий процесс. Люди годами работают над собой. Это скорее внутренний, психологический процесс, так что советами тут не сильно поможешь.

— Последний вопрос. Все-таки я попрошу у вас совета для родителей, чей ребенок получил тяжелую травму или заболел, или болен с рождения. Чтобы вы им сказали?

-Родители должны понимать, что очень нужны своим детям. Поэтому им нужно держаться, не впадать в депрессию, поддерживать своего ребенка, постепенно решать проблемы, и, главное, быть рядом с ним.

http://plusr.ru/stati/reabilitaciya-detey/besperspektivnykh-detey-dlya-reabilit/

О проблемах реабилитации социально-психологического здоровья несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации

О ПРОБЛЕМАХ РЕАБИЛИТАЦИИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Степанова Валентина Григорьевна, заведующая научнометодической службой специалист высшей квалификационной категории Государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области «Северодвинский социальнореабилитационный центр «Солнышко», г. Северодвинск, Россия

Problems rehabilitated social and psychological health of minors in difficulty

Valentina Stepanova,head of scientificmethodical servicespecialist of the highest qualification categoryState budget a specialized agency of the Arkhangelsk region «Severodvinsk social rehabilitation center» Sun «, Severodvinsk, Russia

В статье рассматриваютсяпричины нарушения социальнопсихологического здоровья несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Раскрывается опыт деятельности Социальнореабилтационных центров для несовершеннолетних (СРЦН) по реабилитации и сохранению здоровья детейи подростков в условиях специализированного учреждения. Представлен алгоритм возможного позитивного взаимодействия специалистов с дезадаптированными детьми.Ключевые слова: дезадаптированный, социальнореабилитационный центр, социальное здоровье, психологическое здоровье, реабилитация.AnnotationThe article deals with the reasons of violation of social and psychological health of minors in difficult situations. Disclosed experience of Social reabiltatsionnyh centers for juveniles (SRTSN) to rehabilitateand preserve the health of children and adolescents in a specialized institution. The algorithm of the possible positive interaction specialists disadvantaged children.Keywords: disadvantaged, social rehabilitation center, social health, mental health, rehabilitation.

Читайте так же:  Какой суд занимается лишением родительских прав

Лучший способ сделать детей хорошими –это сделать их счастливыми ОСКАР УАЙЛЬД

специфика работы учреждения требует особой подготовки социальных педагогов, педагоговпсихологов и других специалистов для успешного взаимодействия с детьми и подростками, имеющими катастрофически низкий уровень социального и психологическогоздоровья. В СРЦН работают в основном специалисты, пришедшие из системы образования, которые не всегда владеют современными способами воздействия на дезадаптированных детей и подростков;

эмоциональные ожидания специалистов (особенно педагогов) часто не совпадают с ответным чувством к ним воспитанников. От нежного и внимательного отношения воспитателя к несовершеннолетним педагог ждал адекватную обратную реакцию, но, к сожалению, не всегда это имеет место быть у детей, которые не доверяют взрослым и ждут отних только неприятностей и непонимания, отсюда внутренняя обида с той и другой стороны;

незнание специалистами социальнопсихологических особенностей дезадаптированных детей и подростков как следствие приводит порой к беспомощности, разочарованию, непониманию чтолибо изменить, часто наступает синдром эмоционального выгорания. К.Ефремов, Л. Герасимова и О.Лаврова предлагают способы борьбы с этим явлением, а отдельные исследователи высказывают мысль, что самый оптимальный срок работы в СРЦН и ему подобных учреждениях 45 лет. Тем не менее, у нас есть специалисты, которые работают непосредственно с дезадаптированными детьми 10 и более лет;

Старайтесь чаще ставить ребёнка в ситуацию выбора. В ситуации выбора ребёнок может сделать то, что ему изначально делать не хотелось. Например, если младший подросток не желает делать уроки, привык, что его всегда уговаривают, можно спросить его: « Помоему тебе надо заменить ручку. Тебе, какая ручка больше нравится оранжевая или синяя?». Но не предлагайте ребёнку выбор там, где его нет.11.Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Каждый раз держите данное слово. Если вы по какойто причине не смогли выполнить то, что обещали, объяснитесь, попросите прощения, это не унизит, а повысит ваш авторитет в глазах ребёнка.12.

http://e-koncept.ru/2013/53237.htm

Что делать родителям трудного подростка

Трудным подростком обычно называют юношу или девушку, переходный возраст которого проходит тяжело для него самого и для его близких. Что делать родителям сложного подростка: если коротко, то запастись терпением, понять и продолжать любить.

Особенности переходного периода

Спусковым крючком, запускающим начало изменений в поведении ребенка, является половое созревание. У ребенка изменяется тело, не может не измениться и психика. Появляются новые поведенческие реакции, эмоциональное восприятие обостряется, вчерашний ребенок начинает испытывать резкие перепады настроения, ухудшается концентрация внимания, начинают проявляться неусидчивость, быстрая утомляемость, слабость.

У разных подростков все эти симптомы выражаются по-разному. Одни доставляют больше хлопот себе и окружающим, другие — меньше. Мы обращаемся в первую очередь к тем, кому повезло меньше: у них вместо милого ребенка появился грубящий и ленивый трудный подросток, который не убирает за собой, по-хамски отвечает на простые вопросы и совсем запустил учебу.

Это очень трудно, иногда почти невозможно перенести, но именно в этот период ваш бывший ребенок взрослеет и умнеет, превращаясь в полноценную сформированную личность. Это время очень сложно не только для родителей, но и для самого ребенка. От нас ему требуется помощь и поддержка. И чем труднее нам с ним, тем труднее ему самому с собой, таким новым и непонятным.

Надо понимать одну очень важную вещь: основное противоречие переходного периода — это разрыв между потребностью в признании себя самостоятельным и взрослым и отсутствием для этого социальных условий.

Советы родителям трудного подростка

Если ваш ребенок — трудный подросток, что делать родителям:

http://littleone.com/publication/0-6167-chto-delat-roditelyam-trudnogo-podrostka

Социально-педагогическая реабилитация трудных детей и подростков.

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему.

Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

· Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

· Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

· Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

· Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

· Социальная реабилитация — это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

· Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами.

Читайте так же:  Материнский капитал трое детей

Основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее выводы.

В работе с трудным подростком необходим комплекс целенаправленного социально -педагогического воздействия.

С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлениях о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют девственной силы.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения — профилактическая и реабилитационная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью. Общественность с одной стороны, борется с девиацией: организуют центры психологической поддержки и реабилитации «трудных» детей и подростков, стараются обеспечить их занятость в общественно-полезных делах, проводят акции в поддержку здорового образа жизни и отказа от наркомании и курения. С другой стороны, это же общество провоцирует такое поведение, показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя этой теме много внимания.

Возникает трудное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических, физических и социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьёй и обществом.

С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано, как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

В данной работе рассмотрены основные способы и методы взаимодействия с ними, причины возникновения трудного поведения у детей и подростков, а также дано общее определение понятию «трудный» ребёнок.

http://poisk-ru.ru/s30387t12.html

Лекция №4. Организация социально – педагогической деятельности с детьми девиантного поведения

отсутствие настойчивости при проведении в жизнь принятого решения,

несформированность независимости и самостоятельного поведения,

Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.
Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.
Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.
В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему.
Реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду.

Задачами таких учреждений являются:
— профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
— медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
— формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
— выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
— психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
— содействие в возвращении в семью;
— обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
— забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
Основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа:

создания и реализации реабилитационной программы;

постреабилитационной защиты ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Читайте так же:  Заявление на усыновление ребенка в суд образец

Реабилитационные социально-педагогические технологии

включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимыхситуаций;

индивидуальная работа с системой ценностей ребенка;

обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

http://nsportal.ru/vu/shkola/sotsialnaya-pedagogika/organizaciya-osnovnyh-napravleniy-socialno-pedagogicheskoy/lekciy-2

Социально-психологическая реабилитация детей

Осуществление комплексной реабилитации ребенка, т.е. восстановления его медицинских, психологических, педагогических возможностей и компетенций или их формирование.

1. Медико-социальная реабилитация детей, восстановление здоровья детей и удовлетворение их физиологических потребностей.

2. Социально-психологическая реабилитация детей. Снятие тревожности, агрессивности, отчужденности и т.д.

3.Подготовка ребенка к возвращению в социум, адаптация или — еще точнее — интеграция в нормальную среду,формирование у него социальной компетентности.

4. Оказание педагогической и логопедической помощи ребенку, ликвидация дефицитов в развитии, обучении в школе.

Вся социально-психологическая реабилитация детей должна быть направлена на восстановление психологического равновесия у ребенка, на выравнивание его эмоционального состояния и компенсацию положительных переживаний.

На особую значимость положительных эмоциональных пе­реживаний в социально-педагогической реабилитационной работе указывают в своей модели педагогического сопровож­дения Л.М. Шипицина и Е.И. Казакова. Здесь важным мо­ментом в деятельности специалиста является работа с эмо­циональной сферойребенка, с организацией рефлексии, оценивания им собственного эмоционального состояния. Эмо­ции выступают в качестве критерия успешности восстановле­ния утраченных связей, переживаний успешности. Не слу­чайно главным механизмом реабилитационного сопровожде­ния рассматриваются ситуации успехаособого ребенка, его положительное эмоциональное переживание (радость, гор­дость, уверенность и др.). Речь идет в данном случае об изме­нениях внутреннего мира детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом взрослый не имеет права вмешиваться в эмоциональное состояние ребенка, он лишь помогает в рефлексии ощущений, тем самым способ­ствуя принятию ребенком собственного жизненного решения. В качестве главных принципов сопровождениявыступа­ют рекомендательный характер советов специалиста, при­оритет интересов ребенка, учет его стремления к автономизации и самостоятельности, непрерывность и комплексность сопровождения.

Эффект социально-реабилитационной работы в значитель­ной степени зависит от умения специалиста понять особен­ности внутреннего мира ребенка.

Представительница ленинградской научной психолого-педагогической школы К.Д. Радина: важнейшая задача социально-педагогической реабилитации – поэтапное становление внутреннего мира под воздействием эмоций. Этапы (уровни):

1. Эмоциональный отклик (эмоц. реакция на происходящее, дать возможность ее проявлять. даже неадекватную) Пример с сосисками.

2. Эмоциональный настрой. Может проявляться по-разному (скука, равнодушие, интерес, радостное принятие, оживление. Главное для педагога: укреплять позитивный эмоциональный настрой (юмор, ставить ребенка в ситуацию оценивания собственных переживаний.

3. Эмоциональное отношение. Наиболее устойчивый феномен. Оно формируется в процессе обогащения спектра эмоциональных переживаний воспитанников, о развитии их нравственных чувств – способности к сопереживанию, сочувствию, к включению в активную позицию помощи и поддержки другого.

Социально-психологическая реабилитация детей осуществляется с помощью нескольких средств:

1. выстраиванием комфортной психологической среды в центре, группе (раскрепощенность в общении, отсутствие давления, наличие уголочков уединения и т.д.)

2. индивидуальной работы психолога с ребенком.

3. групповыми занятиями по психологической разгрузке. (в сенсорной комнате или обычной).

Рассказать подробно о первом. Показать слайды.

Что делать, если нет таких комнат? Большая мягкая игрушка, своя игрушка у ребенка. Игры с водой и песком, и т.д.

4. использование психотерапевтических методов работы: терапия песком, музыкотерапия, сказкотерапия арттерапия. Лечебный эффект этих методов основан на двух механизмах – катарсиса (эмоционального освобождения) и сублимации (превращения одной энергии в другую)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10244 —

| 7936 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_127680_sotsialno-psihologicheskaya-reabilitatsiya-detey.html

11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook

и ВКонтакте

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

Читайте так же:  При рождении первенца материнский капитал

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/11-problem-vzroslyh-lyudej-kotorye-na-samom-dele-mogut-byt-svyazany-s-ih-detskimi-travmami-2156765/

Отказ трудного ребенка проходить психологическую реабилитацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here