Отобрание детей без лишения родительских прав

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Отобрание детей без лишения родительских прав" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Статья 64. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Статья 64. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Если отпадут причины, послужившие основанием к отобранию ребенка, суд по иску родителей или прокурора, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

>
Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей
Содержание
Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/3961644/8e5cab37391b571c12c39a49736d35f9/

Статья 67. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Статья 67. Отобрание ребенка без лишения родителей родительских прав

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находился, опасно для него.

В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, суд в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством, вправе вынести определение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится.

Если отпадут причины, послужившие основанием к отобранию ребенка, суд по иску родителей или прокурора, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

>
Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей
Содержание
Кодекс Республики Башкортостан от 2 марта 1994 г. N ВС-22/34 «О браке и семье Республики Башкортостан»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/17701601/3515ee8a70807cde1bc9d5c84adfb0d4/

Семейное право России

Ограничение родительских прав и его отмена

Помимо лишения родительских прав СК предусматривает в качестве самостоятельной формы защиты прав и законных интересов ребенка также ограничение родительских прав.

Ограничение родительских прав — это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав в случае виновного противоправного поведения родителей (одного из них) может выступать в качестве меры их ответственности.

Само понятие «ограничение родительских прав» является новеллой семейного законодательства. Ограничение родительских прав возможно при условии, что родители не лишены родительских прав, поскольку последнее обязательно предполагает отобрание у них ребенка.

Основания ограничения родительских прав. Согласно п. 2 ст. 73 СК основанием для ограничения родительских прав может являться опасная для ребенка обстановка, которая возникла не по вине родителей, а по не зависящим от них объективным причинам. К ним могут быть отнесены различные обстоятельства: болезнь родителей на протяжении длительного времени, включая психическое расстройство, стечение тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен сам себе) и т.п. При этом закон не связывает ограничение в родительских правах с обязательным установлением недееспособности или ограниченной дееспособности родителей.

В то же время подобная опасная для ребенка обстановка может быть результатом виновного противоправного поведения родителей (родителя): систематическое оставление ребенка без присмотра, частые скандалы в семье в связи с употреблением родителями спиртных напитков, вступление в интимные отношения в присутствии детей, содержание наркопритона и т.п. В таком случае суд, не установив достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, вправе вынести решение об ограничении родительских прав (отобрании ребенка).

Для ограничения родителей (одного из них) в родительских правах важно установить наличие реальной угрозы для жизни, здоровья и надлежащего воспитания ребенка со стороны родителей в результате их поведения, причем не имеет значения, виновного или нет. Именно опасная для ребенка обстановка в семье создает необходимость отобрания ребенка у родителей. В результате применения такой меры права и интересы ребенка получают защиту. В том случае, когда ограничение родительских прав применяется в отношении родителей, действовавших виновно, оно является для них мерой семейно- правовой ответственности.

Ограничение родительских прав может быть как временной санкцией в отношении таких родителей, т.е. предшествующей лишению родительских прав, так и самостоятельной мерой. Применение судом ограничения родительских прав как временной меры преследует цель предупредить родителей о недопустимости нарушения прав ребенка и дать им возможность исправить свое поведение и отношение к исполнению родительских обязанностей.

Если в течение шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители (один из них) не изменили своего поведения, то орган опеки и попечительства обязан по истечении указанного срока предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей родительских прав и до истечения шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав.

Вопрос об ограничении родительских прав может возникнуть при рассмотрении судом дела о лишении родительских прав, когда будет установлено, что требование о лишении родительских прав по тем или иным причинам не подлежит удовлетворению, но оставление ребенка у родителей опасно для него. Именно в таких случаях суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей и о его передаче на попечение органов опеки и попечительства.

Порядок ограничения родительских прав. Вопрос об ограничении родительских прав решается в судебном порядке.

Рассмотрение судом дел об ограничении родительских прав, согласно п. 3 ст. 73 СК, производится по иску:

  1. близких родственников ребенка — одного из родителей ребенка, дедушки, бабушки, братьев, сестер;
  2. органов и учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные учреждения;
  3. дошкольных образовательных учреждений, т.е. детских садов различного типа и центров развития ребенка;
  4. общеобразовательных учреждений, т.е. начальных, основных, средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;
  5. других учреждений (здравоохранения, социальной защиты и др.);
  6. прокурора.
Читайте так же:  Закон о домашнем насилии уничтожит институт семьи

Предъявление иска об ограничении родительских прав возможно только к родителям (или одному из них), так как ограничение родительских прав не распространяется на лиц, заменяющих ребенку родителей (опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей).

Дела данной категории рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством в порядке, аналогичном лишению родительских прав, т.е. в порядке искового производства, с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и представляет суду заключение о целесообразности ограничения родительских прав.

За родителями, ограниченными в родительских правах, так же как и за родителями, лишенными родительских прав, сохраняется обязанность содержать своего ребенка. Поэтому суд одновременно с требованием об ограничении родительских прав должен в соответствии с п. 5 ст. 73 СК решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, ограниченных в родительских правах.

При удовлетворении иска об ограничении родительских прав суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Правовые последствия ограничения родительских прав. Правовые последствия ограничения родительских прав как для родителей, так и для ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, определены в ст. 74 СК. Главным образом они касаются родителей, носят императивный характер и по своему содержанию значительно уже правовых последствий лишения родительских прав.

При лишении родительских прав, а оно носит бессрочный характер, родители полностью теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав. Ограничение родительских прав — это, как правило, временная мера, которая влечет утрату права родителей только на личное воспитание ребенка. Родители, ограниченные в родительских правах, теряют также право на льготы и государств1енные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Кроме того, как следует из содержания ст. 121 СК, родители, ограниченные в родительских правах, не вправе быть законными представителями своих детей и выступать в защиту их прав и интересов. Однако родители, ограниченные в родительских правах, сохраняют некоторые имущественные права, основанные на факте родства с ребенком, например, право на получение алиментов от совершеннолетнего ребенка, право наследовать по закону после его смерти или право на пенсию по случаю потери кормильца.

Лица, ограниченные судом в родительских правах, не имеют права быть усыновителями, опекунами или попечителями, приемными родителями, т.е. воспитателями чужих детей.

Что же касается самого ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, то за ним, как и в случае лишения родителей родительских прав, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также все имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками. В результате соблюдается принцип приоритетной защиты прав и законных интересов детей. В этих же целях СК устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей (одного из них). Когда решение об ограничении родительских прав принято судом в отношении обоих родителей, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства, который определит дальнейшее устройство ребенка в установленном законом порядке. На него же возлагается защита прав и интересов ребенка.

Учитывая, что ограничение родительских прав по общему правилу является временной мерой и что основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, закон допускает контакты ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах. Однако, поскольку родители, ограниченные в родительских правах, утрачивают право на личное воспитание ребенка, их контакты с ним могут осуществляться лишь в интересах ребенка и не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации.

Такие контакты (свидания, встречи, телефонные переговоры и т.п.) возможны лишь при условии, что они не оказывают на ребенка вредного влияния. В ст. 75 СК не уточняется, что следует понимать под вредным влиянием родителей на детей. Практика показывает, что его формы могут быть самыми различными (нахождение родителя на свидании с ребенком в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подстрекательство ребенка к совершению правонарушений, издевательство над ребенком, вмешательство в процесс воспитания ребенка и т.п.).

Указание закона на данное условие вполне обоснованно и вызвано необходимостью осуществления определенного контроля за контактами родителей, ограниченными в родительских правах, с детьми со стороны заинтересованных лиц и органов, несущих ответственность за воспитание ребенка (органа опеки и попечительства, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка, администрации воспитательного учреждения, где находится ребенок).

Именно от их разрешения (согласия) зависит принципиальная возможность осуществления подобных контактов родителей с ребенком. При этом достаточно согласия одного из перечисленных лиц, непосредственно осуществляющего заботу о ребенке, защиту его прав и интересов.

http://isfic.info/fam/sems63.htm

Отмена ограничения родительских прав

Правовые последствия ограничения родительских прав

Последствия отобрания ребенка у родителей без лишения родительских прав предусмотрены в ст. 74 СК РФ. В результате ограничения родительских прав родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Вместе с тем сохраняется обязанность родителей по содержанию ребенка, что одновременно является правом ребенка. Помимо этого права, ребенок сохраняет все другие имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, включая право наследования.

Если суд ограничивает родительские права обоих родителей, то дети передаются на попечение органов опеки и попечительства.

Статья 75 СК РФ предусматривает возможность контакта ребенка с родителями, родительские права которых ограничены, если это не оказывает вредного влияния на ребенка. Контакты допускаются только с согласия органов опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

В соответствии со ст. 76 СК РФ отмена ограничения родительских прав производится в судебном порядке по иску родителей (родителя), права которого были ограничены. Суд выносит решение об отмене ограничения родительских прав, если установит, что отпали обстоятельства, послужившие основанием для ограничения родительских прав.

Читайте так же:  Доверенность на лечение зубов ребенку образец

Если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд, с учетом мнения ребенка, вправе отказать в удовлетворении искового требования.

Отмена ограничения родительских прав влечет их автоматическое восстановление.

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

В отличие от ограничения родительских прав в судебном порядке в ст. 77 СК РФ предусмотрен административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у названных выше лиц на основании постановления (распоряжения) органа местного самоуправления.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

— незамедлительно уведомить об этом прокурора;

— обеспечить временное устройство ребенка;

— в течение семи дней после вынесения постановления об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав либо об ограничении в родительских правах.

Тема 15. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8752 —

| 7559 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_77263_otmena-ogranicheniya-roditelskih-prav.html

4.4. Отобрание ребенка без ограничения или лишения родительских прав.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, когда нет возможности ждать судебного разбирательства о лишении или ограничении родительских прав, орган опеки и попечительства вправе на основании административного акта органа местного самоуправления немедленно отобрать ребенка, уведомив при этом прокурора (ст. 77 Семейного кодекса). Эта мера может быть применена не только к родителям, но и другим лицам, на попечении которых находится ребенок. В течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав. Действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.

5. Правоотношения между другими членами семьи.

Родители имеют преимущественное право на воспитание ребенка перед всеми другими родственниками. Однако если при рассмотрении спора об отобрание ребенка родителями от других лиц, у которых он находится (например, дедушки, бабушки), суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Но те лица, у которых находится ребенок, а чаще всего это иные родственники, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (например, дедушка, на воспитании которого находится ребенок, тяжело болен и с трудом передвигается), то суд согласно п. 2 ст. 68 Семейного кодекса передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Как правило, отношения ребенка с другими родственниками требуют специального регулирования, когда эти родственники заменяют ребенку родителей. Например, ребенок воспитывается дедушкой и в этом случае он имеет право на защиту от злоупотреблений с его стороны (п. 2 ст. 56 Семейного кодекса). Родственники могут осуществлять фактическое воспитание ребенка, а при отсутствии родителей (их недееспособности, лишении родительских прав и т.д.) другие родственники могут быть назначены опекунами (попечителями) и юридически осуществлять функции по воспитанию ребенка.

В случае усыновления ребенка могут быть сохранены его отношения с дедушкой и бабушкой. Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношения к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со ст. 67 Семейного кодекса. Например, отец ребенка умер, мать вышла замуж и ее супруг усыновил ребенка, Но при этом ребенок продолжает общаться и сохраняет права и обязанности по отношению к бабушке и дедушке и другим родственникам умершего отца. Нетрудоспособные бабушка и дедушка имеют право на получение алиментов от совершеннолетнего трудоспособного внука. Эти вопросы более подробно рассматриваются в следующей лекции, посвященной алиментным обязательствам.

Важное значение при усыновлении ребенка имеет норма п.2 ст. 124 Семейного кодекса о том, что нельзя разлучать братье в и сестер, за исключение случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

В числе иных прав ребенка по отношению к близким родственникам можно отметить право ребенка, находящегося в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и т.д.), на общение не только с родителями, но и другими близкими родственниками.

Отчим и мачеха не относятся к родственникам ребенка. Однако, как правило, они совместно с супругом – родителем ребенка, воспитывают пасынка, падчерицу, хотя при этом не являются опекунами (попечителями). При этом мачеха или отчим в старости имеют право на получение алиментов от пасынка или падчерицы при условии, что они воспитывали и содержали их. В случае смерти родителя мачеха, отчим или другие лица должны быть назначены опекунами (попечителями), иначе их правоотношения с детьми будут носить лишь фактический характер. Фактические воспитатели, которые не назначены опекуном или попечителем, и в обязанности которых не входит воспитание и содержание детей, но фактически они сами взяли на себя эту обязанность, впоследующем имеют право на получение алиментов от детей. В качестве таких воспитателей могут быть и другие родственники (за исключением братьев, сестер, дедушки, бабушки), а также соседи, знакомые и другие лица.

Имущественные отношения между другими членами семьи заключаются в праве на получение алиментов друг от друга. Условия и порядок взыскания алиментов рассматриваются в следующей лекции.

http://studfile.net/preview/3800375/page:33/

Отобрание детей по правилам // Верховный суд впервые разъяснил старые нормы Семейного кодекса

Сегодня Пленум Верховного суда (ВС) принял постановление о защите детей при угрозе их жизни и здоровью, лишении и ограничении родительских прав. В итоговой версии оказались смягчены некоторые положения проекта. Например, лишить родительских прав можно за препятствование получению ребенком не любого образования, а общего, т.е. за то, что ребенку не позволяют ходить в школу. Для экстренного отобрания ребенка у взрослых при угрозе его жизни и здоровью потребуется предварительное решение полномочного органа. Проект предлагал согласиться со сложившейся практикой, когда в некоторых случаях ребенка изымают из семьи еще до вынесения такого решения.

Вопросы, разрешаемые ВС в постановлении, привлекли внимание общественности. Реагируя на дискуссию и обращения, поступавшие в суд, разработчики в последний момент скорректировали пункт о том, что понимать под злоупотреблением родительскими правами. По проекту лишить родительских прав могли за «создание препятствий в обучении». Эту общую формулировку заменили более конкретной — «создание препятствий к получению… общего образования». Иными словами, лишить родительских прав можно тех родителей, которые не пускают детей в школу. Скорректированная редакция пункта была включена в материалы пленума на отдельном листе. Без изменения, впрочем, осталось другое разъяснение, по которому одним из оснований для лишения родительских прав может стать отсутствие заботы об обучении ребенка (подп. «а» п. 16 постановления).

Читайте так же:  Подать на развод список документов
Видео (кликните для воспроизведения).

Впрочем, вероятно, этот дискуссионный пункт на практике создает мало проблем для родителей. Председатель судебного состава ВС по семейным спорам Александр Кликушин, общаясь с журналистами, отметил, что ему неизвестны случаи лишения родительских прав из-за того, что родители не давали ребенку получить образование.

Впервые пленум решил разъяснить, как органы опеки могут отбирать детей из семьи без судебного решения в случае угрозы их жизни и здоровью. Эта норма (ст. 77) была в Семейном кодексе с момента его принятия в 1994 году. Сформулирована она, однако, в очень общем виде, из-за чего «на местах» применялась по-разному, отметил Александр Кликушин.

Например, на практике органы опеки могут забрать ребенка еще до принятия исполнительным органом субъекта или главой муниципального образования специального акта об этом, как требует ст. 77 СК. Тогда составляют документ об изъятии, а акт принимают потом, пояснил Александр Кликушин. В проекте постановления эта практика признавалась допустимой. Однако в финальной редакции от этого отказались, решив следовать букве закона.

Максимально консервативно разработчики постарались описать и основания для экстренного изъятия ребенка. Под непосредственной угрозой жизни и здоровью ребенка предложено понимать «угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка» (п. 28). Ситуация может сложиться как вследствие активных действий родителей и опекунов, так и вследствие их бездействия, когда они, например, не мешают третьим лицам (соседям и др.) причинять вред ребенку (п. 34). Причем тяжелое материальное положение семьи основанием для изъятия ребенка быть не может, при условии что о нем заботятся «в соответствии с имеющимися… возможностями» (п. 33).

Впрочем, похоже, органы опеки и так не спешат злоупотреблять полномочиями, предоставленными ст. 77 СК. По словам Александра Кликушина, за прошлый год было принято около 3,4 тыс. таких актов, и несколько десятков из них было обжаловано, и только около 20 жалоб оказались успешными. Он предположил, что редкие случаи обжалования актов об изъятии детей связаны с фактическим отсутствием норм, регулирующих эту процедуру. Возможно, однако, что лица, у которых детей изъяли, сами не были заинтересованы в том, чтобы вернуть их.


http://zakon.ru/comment/418019

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах

Лишение родительских прав – не единственный правовой способ защиты прав и интересов детей. В соответствии с ч. 1 ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него и если об этом заявлено в суде. Исходя из ст. 184 «Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья» КоБС, опасность для ребенка может касаться его физического, умственного и духовного развития. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

В отличие от лишения родительских прав, которое возможно только при виновном поведении родителей, отобрание детей может быть произведено тогда, когда опасная для их жизни и здоровья ситуация возникает в силу ряда объективных причин (болезненное состояние родителей, стечение тяжелых обстоятельств и т. п.), то есть без виновного поведения родителей.

Если в материалах дел имеются медицинские справки о психическом заболевании ответчиков либо об их нетрудоспособности вследствие физических недостатков, затрудняющих выполнение родительских обязанностей, суды принимают решение об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

При наличии оснований, названных в Декрете № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признаний ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.

Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.

Декретом № 18 установлено, что отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования), органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета, отдела) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью 2 ст. 85 КоБС.

В соответствии с Декретом комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:

§ в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

Читайте так же:  Смена птс при смене фамилии после замужества

§ в шестимесячный срок принять соответствующее решение:

§ о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

§ об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

В соответствии с п. 5 Декрета руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.

Пунктом 6 Декрета № 18 установлено, что неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность.

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.

Согласно п. 7 Декрета № 18 суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.

Суд по заявлению родителей и исходя из интересов ребенка выносит решение о возвращении его родителям, если, согласно заключению органа опеки и попечительства, отпали причины, послужившие основанием к отобранию ребенка. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

Статья 85.1. Отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе.

В случае если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости главного управления, управления (отдела) здравоохранения областного исполнительного комитета, комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали основания для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Статья 87. Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка

Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка от родителей или других лиц производится судебным исполнителем с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства.

В случаях, когда родитель или другое лицо, на попечении которого находится ребенок, препятствует исполнению решения суда, принимаются меры, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Решение суда о передаче или отобрании ребенка подлежит немедленному исполнению, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, может отрицательно сказаться на физическом или психическом здоровье ребенка либо привести к невозможности исполнения решения.

В исключительных случаях, если этого требуют интересы ребенка, суд до вынесения решения может решить вопрос о временном отобрании ребенка у ответчика. Исполнение судебного определения производится в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Статья 84. Восстановление в родительских правах

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

С лишением родительских прав правовая связь между родителями и ребенком прекращается не полностью, родители не только обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, но и имеют право видеться с ними. Лишение родительских прав носит бессрочный характер, однако закон допускает возможность восстановления в родительских правах (ст. 84 КоБС). Основанием восстановления в родительских правах является соответствие этого интересам детей, если дети не усыновлены, а усыновление не отменено.

Согласно ч. 2 ст. 84 КоБС восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав. Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При изучении дел установлено, что такие иски иногда предъявлялись к органу опеки и попечительства, что является неправильным. Орган опеки и попечительства должен участвовать в таких делах как государственный орган, дающий заключение по делу.

В ходе судебных заседаний не все суды проверяли, изменилось ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, улучшилось ли их отношение к ребенку и можно ли им доверить его воспитание, имеется ли эмоциональная связь с ребенком, характерная для отношений между родителями и детьми.

Читайте так же:  Выплаты матери одиночке на двоих детей

В качестве доказательств по изученным делам истцы представляли справки медицинских учреждений о лечении от алкоголизма, справки с места жительства и работы, характеристики, справки об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности. Доказательствами также служили показания свидетелей (соседей, учителей, психологов, участковых инспекторов).

Как свидетельствует изучение дел, суды правильно отказывали в исках о восстановлении в родительских правах, если факты изменения поведения родителей в отношении воспитания детей и надлежащего выполнения родительских обязанностей не подтверждались убедительными и достоверными доказательствами.

Вместе с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрен иск того же лица о передаче ему ребенка. Если же иск заявлен только о восстановлении в родительских правах, то судам необходимо выяснять, имеются ли затруднения, связанные с возвратом ребенка.

Одновременно с требованиями о восстановлении в родительских правах суды разрешали требования об освобождении истцов от уплаты алиментов. Однако вопрос о прекращении взыскания алиментов (средств на содержание) должен быть решен после вступления в силу решения суда о восстановлении в родительских правах. По заявлению родителя, чьи права восстановлены, суду необходимо вынести определение о прекращении исполнительного производства применительно к п. 6 ч. 1 ст. 492 ГПК. Дела о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав и восстановлении в родительских правах (по материалам обзора судебной практики)

| следующая лекция ==>
Основания и порядок возбуждения дел о лишении родительских прав | ТЕМА 16. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства несовершеннолетних

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1782 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/5_32517_otobranie-rebenka-bez-lisheniya-roditelskih-prav-vosstanovlenie-v-roditelskih-pravah.html

Основания, порядок и правовые последствия отобрания детей без лишения родительских прав

Семейный кодекс Украины предусматривает в качестве самостоятельной формы защиты прав и законных интересов ребенка ограничении родительских прав путем его отобрании от родителей без лишения их родительских прав.

Ограничение родительских прав возможно лишь при условии, если родители не лишены родительских прав, поскольку последнее предполагает обязательное отобрания у них ребенка. Согласно ч. 1 ст. 170 СК Украины суд может постановить решение об отобрании ребенка от родителей или одного из них, при этом не лишая их родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами или прибегают к любым видам эксплуатации ребенка, принуждают его к попрошайничеству и бродяжничеству, а также в случаях, если оставление ребенка у них опасно для его здоровья, жизни и нравственного воспитания.

При этом закон не связывает ограничение в родительских правах с обязательным признанием недееспособности или ограничения дееспособности родителей.

Если поведение и пребывания ребенка вместе с ними непосредственно угрожает жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства или прокурор имеют право постановить решение о немедленном отобрании ребенка от родителей. В таком случае орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения о немедленном отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка от матери, отца без лишения родительских прав .

С таким иском в суд имеет право обратиться прокурор.

Прокуратурой Первомайского района Черновицкой области было вынесено постановление об отобрании ребенка в семье, проживающей в Новоселицком районе. Девочка в шесть месяцев весила как двухмесячная. Также по информации, поступившей из городской больницы, у ребенка — устаревший нелеченный перелом нижней трети правого бедра, ушиб головы. Диагноз: невралгическая симптоматическая гипотрофия второй степени, задержка в психомоторном развитии, полидефицитная анемия. По словам очевидцев установлено, что, девочку практически не ухаживали. И что удивительно, об этом ребенке знали все районные службы в г. Новоселица. На имя председателя попечительского совета направлялись сообщения о том, что родители отказываются от стационарного лечения ребенка, с просьбой помочь. Однако служащими ничего не было сделано — не сочли нужным. Против родителей возбуждено уголовное дело по ст. 166 Уголовного Кодекса Украины относительно невыполнения обязанностей перед ребенком. Участились обращения родственников или одного из родителей в такой категории дел.

Жительница Мостиского района, гражданка А., написала заявление в попечительский совет Мостисской РГА, в которой попросила лишить родительских прав ее дочь, гражданка И.

По словам бабушки, которая проживает отдельно от дочери, в другом селе, она три раза в неделю посещает двух малолетних внуков — девочку и мальчика. Дочь постоянно пьет, не убирает в доме, дети ходят полуголодные. Отец девочки покончил жизнь самоубийством. А настоящее сожитель пьянствует, нигде не работает. На попечительском совете выступили председатель поселкового совета, в котором проживает гражданка И., участковый инспектор милиции, подтвердили слова бабушки.

Если причины, которые препятствовали надлежащему воспитанию ребенка его родителями, отпали, суд вправе по их заявлению постановить решение о возвращении им ребенка.

Последствия ограничения родительских прав имеют определенные особенности:

1) права и обязанности родителей не прекращаются, а лишь ограничиваются, как правило, это временная мера;

2) родителям могут быть разрешены контакты с детьми в соответствии со ст. 168 СК Украины по аналогии с нормой о свидание с ребенком матери, отца, которые лишены родительских прав.

В законодательстве Российской Федерации есть отдельная статья (ст. 75) Семейного кодекса, которая непосредственно регулирует правоотношения ребенка с родителями, которые ограничены судом в родительских правах, при условии, что это не вредит ребенку;

3) не прекращаются алиментные обязательства, наследственные правоотношения;

4) родители теряют право на личное воспитание ребенка, соответственно и на льготы и государственную помощь.

При отобрании ребенка от родителей без лишения их родительских прав, ребенок передается другому родителю, бабушке, деду, другим родственникам по их желанию или органу опеки и попечительства.

В случае, если причины, которые препятствовали надлежащему воспитанию ребенка его родителями, отпадут, суд по их заявлению может постановить решение о возвращении им ребенка. При этом суд вправе выслушать ребенка (ст. 171 СК Украины) и, учитывая ее мнению, имеет право отказать родителям в возвращении им ребенка, если это будет противоречить ее интересам.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://juristoff.com/lichnye-prava-roditelej-i-detej/11355-osnovaniya-poryadok-i-pravovye-posledstviya-otobraniya-detej-bez-lisheniya-roditelskix-prav

Отобрание детей без лишения родительских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here