Почему церковь против закона о домашнем насилии

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Почему церковь против закона о домашнем насилии" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи выступил на обсуждении законопроекта о профилактике «семейного насилия»

Москва, 16 октября 2019 г.

15 октября 2019 года в Общественной Палате РФ состоялись общественные слушания на тему: «Традиционные ценности как основа семьи. Регулирование внутрисемейных конфликтов». На мероприятии, организованном Комиссией Общественной Палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства, выступил ответственный секретарь Патриаршей комиссии священник Федор Лукьянов.

Отец Федор поблагодарил общественные организации, которые направляют свои усилия на защиту семьи, опираясь на традиционные ценности. «Ваши усилия крайне важны для нашего общего будущего», — отметил он. Цитируя ранее опубликованное обращение Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к общественным организациям и политическим деятелям, он напомнил, что в наше время приходится защищать семью и связанные с нею незыблемые ценности от прямых идеологических и мировоззренческих нападений на разных уровнях, включая международный: «Эти нападки часто принимают форму конкретных юридических решений и практических подходов, насаждаемых в различных странах, зачастую — вопреки воле их народов. В этих условиях защита и поддержка семьи должны стать общим делом национального и международного масштаба, объединяющим усилия всех здоровых общественных сил» [1] .

«Когда мы сталкиваемся с законопроектами, правовыми решениями, основанными на радикальных антисемейных идеологиях, а именно таков законопроект о профилактике т.н. “семейного насилия”, который сегодня здесь обсуждается, такое единение всех здоровых общественных сил становится особенно важным», – добавил он.

Отец Федор сообщил участникам мероприятия, что Патриаршая комиссия отрицательно оценивает этот законопроект: «Эта позиция неоднократно официально озвучивалась Комиссией, в связи с этим ею был опубликован целый ряд документов – все они сохраняют свое значение. В прошлом году, в ответ на многочисленные обращения, Комиссия подробно изложила свои оценки в документе, озаглавленном “Разъяснение позиции Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в отношении преступлений, совершаемых в семейном окружении” [2] ».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Он отметил также, что Патриаршая комиссия серьезно озабочена деятельностью лоббистов, добивающихся принятия в России закона о профилактике т.н. «домашнего насилия», и подчеркнул: «Причины этой озабоченности просты. Во-первых, под видом лекарства от определенной социальной проблемы, нам предлагаются меры, в основе которых лежит вполне конкретная радикальная антисемейная идеология – идеология феминизма. Во-вторых, лоббисты этих законопроектов добиваются своего очень агрессивными методами, во многом построенными на лжи, на введении людей в заблуждение. Кстати, в ответ на взвешенную и подробно объясняемую позицию Патриаршей комиссии, эту ложь нередко обращали против нее. И это, само по себе, очень красноречивый факт».

«Общественность убеждают, что российская семья – это просто мрачный застенок и пыточная камера для женщин и детей. Чтобы создать это впечатление, распространяются данные, которые выдаются за статистику, но, в действительности, не имеют под собой никаких реальных оснований. Нас пытаются уверить, что в России 40% тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно 14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от семейного насилия страдают 16 миллионов женщин и т.п. Но при внимательном изучении оказывается, что эти данные никак не связаны с реальностью. С помощью этих ложных утверждений лоббисты манипулируют общественным мнением, давя на эмоции неподготовленных людей. Они старательно создают у общества впечатление, что брак и семья – это зло, источник угрозы и опасности для женщин и детей. Между тем хорошо известно, что это неправда. Реальные статистические данные убедительно показывают, что брак и основанная на нем семья – это основная защита женщин и детей от всех реальных угроз, с которыми они могут столкнуться», – подчеркнул отец Федор.

Он напомнил участникам слушаний о позиции, отраженной в официальных документах Патриаршей комиссии: «Физическое насилие между супругами — как в отношении жены со стороны мужа, так и со стороны жены в отношении мужа — отвратительно и недопустимо. Если кто-либо из супругов, призванных любить и уважать друг друга, совершает вместо этого реальные преступные действия, направленные на причинение вреда спутнику своей жизни и самому дорогому человеку, государство может, а нередко и должно преследовать такие действия по закону наряду с любыми иными преступлениями» [3] .

«Вместе с тем, Церковь выступает против попыток в связи с подобными трагическими случаями дискредитировать семью, брак и домашний очаг, представив их в виде потенциального источника угрозы и насилия. Семья была и остается наиболее безопасным для человека житейским окружением, а трагические отклонения от этой нормы являются результатом отхода от подлинных нравственных и духовных основ семейной жизни и отношений между людьми. Церковь предостерегает от попыток оправдать подобными случаями введение законодательных оснований для широкого вмешательства в семейную жизнь. Семейные отношения имеют глубоко личную и нравственную природу, а потому не могут и не должны всецело регулироваться законодательно. Путь к предотвращению трагических ситуаций в семьях лежит не через расширение вмешательства закона в семейную жизнь, а через нравственное возрождение общества» [4] .

Он указал, что в оценке правовой ситуации, сложившейся в этой области, Патриаршая комиссия солидарна с оценками просемейных экспертов: «Необходимый инструментарий для преследования реальных преступлений, в том числе в семейном окружении, уже существует в российском законодательстве. Решения же, предлагаемые лоббистами законопроекта о профилактике т.н. “семейного насилия” направлены отнюдь не на реальную защиту жертв реальных преступлений. Вместо этого они внедряют в законодательство расплывчатое, безграничное определение насилия; вводят меры, которые неизбежно поведут к серьезному нарушению прав, в том числе конституционных прав вполне законопослушных граждан и семей; и, самое главное, внедряют в качестве законодательной нормы принципы радикально антисемейной идеологии феминизма».

Ответственный секретарь Патриаршей комиссии также обратил внимание участников слушаний на то, что попытки добиться ускоренного принятия обсуждаемого законопроекта о профилактике т.н. «семейного насилия» связано с лоббированием ратификации в России т.н. Стамбульской конвенции («Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием»).

Читайте так же:  Закон о обеспечении жильем детей после развода

«Это – откровенно идеологический документ, который, как отмечала в своих документах Патриаршая комиссия, “прикрываясь благими целями, вводит в законодательное поле целый ряд опасных для семьи и общества понятий и подходов, основанных на т.н. ‘гендерной идеологии’ и взглядах радикального феминизма, имеющих ярко выраженную антисемейную направленность” [5] . Нам представляется не случайным огромное международное давление, которое оказывается сегодня на нашу страну с целью добиться принятия и закона о “профилактике семейного насилия”, и ратификации этой конвенции, которую неоднократно осуждали представители традиционных христианских общин разных стран Европы», – сообщил отец Федор.

В заключение он подчеркнул: «Патриаршая комиссия убеждена, что семью надо защищать и беречь, а не разрушать».

В открытом обращении, к общественным организациям и политическим деятелям, опубликованном в 2016 году Патриаршей комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, указывалось: «Вызывают большую тревогу участившиеся попытки представить семью в виде источника дискриминации, угрозы и насилия в отношении женщин и детей. Очевидна цель этих попыток — добиться принятия специальных законов и других правовых актов о так называемом “домашнем” или “семейном насилии”. … Законы и другие правовые нормы, предлагаемые в связи с ложными утверждениями об опасности семьи, в реальности направлены не против насилия, а против семьи как таковой. Они создают возможности для произвольного вмешательства в жизнь граждан, противоречат здравым правовым принципам, открывают дорогу для широкой антисемейной пропаганды, губительной для общественного сознания. Мы настоятельно просим общественные организации, всех россиян, небезразличных к благу семьи, не поддаваться такого рода пропаганде, активно и открыто, в рамках закона, выступать против принятия подобных норм, а политиков – отказаться от их поддержки» [6] .

Более 180 общественных объединений и организаций поддержали опубликованное на днях открытое письмо к Президенту России, выступив в нем против принятия закона о профилактике семейного (домашнего) насилия [7] .

http://pravoslavie.ru/124749.html

Церковь за побои? Или почему РПЦ против принятия закона «о домашнем насилии»

В заявлении Патриаршей комиссии, среди прочего, было упомянуто, что положения законопроекта «противоречат общепризнанным правовым принципам разумности, справедливости и равенства», а также имеют «коррупциогенный характер», применение же закона «приведет к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей» и создаст «условия для проявления коррупции». Кроме того, данные о количестве жертв насилия представители церкви назвали «ложью». Действительно, информация о 14 000 женщинах, каждый год умирающих в России от побоев, не соответствует действительности, что было выявлено в результате исследования ГИАЦ МВД (его попросила провести глава Совета Федерации Валентина Матвиенко для понимания ситуации при разработке законопроекта). Тем не менее невозможно закрыть глаза на цифры, приводимые реальной статистикой. По данным исследования ООН, во всем мире за 2017 год от насилия погибло около 50 000 женщин, поэтому цифры в 14 000 убитых мужьями женщин в России и смотрятся фантастически. А вот количество пострадавших от насилия в семье за 2015 год в нашей стране составило 140 670. Это почти равно половине населения Мурманска (292 000 чел. на 2019 год).

Так почему же РПЦ так противится принятию закона, общественная важность которого очевидна? Мы задали один и тот же вопрос трем экспертам разных областей, специализирующихся на проблемах православия: ученого-социолога, психолога и специалиста по связям с общественностью.

Роман Лункин — руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН

— Я думаю, главной претензией церкви является произвольная трактовка положений данного законопроекта, расплывчатость определений, которые в нем содержатся. В итоге может получиться так, что подать жалобу, не имея на то реальной причины, может один супруг, а в итоге другого, невинного, суд лишит возможности общаться с детьми и даже приближаться к бывшим членам семьи.

Церковь, естественно, против насилия. Проблема в том, что понимать под насилием. Закон дает очень широкую трактовку, под которую можно подогнать очень многое. «Насилие» может подразумевать также не физическое, а психологическое, и как отдельно трактовать «психологическое насилие» в таком случае — вопрос. Это же касается и положения о воспитании детей. Например, ребенок живет в семье, в которой супруги имеют разное религиозное мировоззрение: один — атеист, другой — христианин. И если один из родителей будет считать, что ребенок должен поститься, то другой может подать жалобу в полицию. Органы опеки, в свою очередь, также могут воспринимать это как психологическое насилие, но является ли оно насилием на самом деле в данном случае? РПЦ скорее понимает этот закон именно с этих позиций: неизвестно, каким образом светская власть должна будет трактовать некоторые религиозные нормы.

— Почему в XXI веке государство до сих пор должно выслушивать мнение церкви перед тем, как принять закон? (Имеется в виду призыв Валентины Матвиенко общественным организациям к внесению предложений и поправок. Отдельно она отметила, что мнение Русской православной церкви ее очень интересует — прим. ред.)

— Это личное мнение главы Совета Федерации, которое, прямо скажем, не отвечает положениям Конституции: Россия все-таки светское государство. Но, с другой стороны, совсем не прислушиваться к мнению РПЦ не получится, так как это важный и сильный общественный институт, имеющий большое влияние в нашей стране.

Людмила Федоровна Ермакова — православный психолог

— РПЦ выступает против, потому что в собственных целях, например, для того, чтобы отобрать квартиру у собственника, под этот закон можно подвести все что угодно. В предлагаемом законе нет объективных критериев так называемого «психологического давления». В любой семье, особенно в молодой, неизбежны мелкие ссоры, скандалы, случаи наказания детей (поощрение и наказание – это основные принципы воспитания), невыполнение супругами своих обязанностей: от поддержания квартиры в чистоте и содержания семьи до личных отношений мужа и жены. Этот закон сделан по образцу западных стран, где как раз за любую жалобу без реальной на то причины семью могут лишить ребенка, отца, матери.

Думаю, что работать со случаями физического насилия надо в рамках существующего уголовного и административного кодексов. У нас достаточно законов, которые могут защитить человека, подвергшегося издевательствам, побоям. Новые законы только затрудняют понимание старых.

— По данным исследований СПбГУ, 75% подвергавшихся насилию в семье — женщины. Как закон поможет им?

— Как психолог, могу отметить, что все чаще насилию, особенно психологическому, также подвергаются мужчины. Только вчера ко мне обратился мужчина, которого бьют жена и сын. Сейчас все перевернулось с ног на голову. К сожалению, современные женщины стали жестче, агрессивнее мужчин, и зачастую именно они провоцируют мужчину на скандал, психологически давят на него, и в какой-то момент он может сорваться.

Читайте так же:  Подала на алименты что делать дальше

Строительство семьи всегда было и остается женским делом. Здесь не обойтись без женской мудрости, деликатности, терпения. Чтобы быть счастливой, женщина должна быть дипломатом, а не полицейским.

Александр Дягилев — председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководитель Санкт-Петербургского епархиального центра православного объединения «Супружеские встречи»

— РПЦ закон не понравился, скорее всего, из-за того, что его можно слишком широко трактовать. Действительно, получается, что обратиться в полицию в качестве жертвы, в том числе с корыстными целями, может каждый. А пострадать потом могут невинные. Кроме того, вызывает опасение возможность вмешательства в семейные отношения третьих лиц.

Проблема в том, что закон не доработан, он вышел слишком поспешно, без должного общественного обсуждения. Все формулировки и определения в нем должны быть четко прописаны. Церковь осуждает насилие как грех и признает, что закон необходим, но он должен быть принят обязательно в доработанном виде, когда не будет нечетких формулировок, допускающих слишком вольное толкование. Причем нужен он всем: и женщинам, и мужчинам, и детям.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/19/cerkov_za_poboi_ili_pochemu_rpc_protiv_prinyatiya_zakona_o_domashnem_nasilii

Церковь и жертвы домашнего насилия: реальная помощь и перспективы

Проблема домашнего (семейного) насилия стоит в нашей стране очень остро, но заговорили о ней относительно недавно. Эта тема по-прежнему табуирована, многие жертвы не решаются говорить о ней открыто. Кроме того, жертвам домашнего насилия практически некуда идти со своей бедой: уровень доверия к полиции невысок, меры, которые могут предпринять полицейские, ограничены; обратиться к психологам не всегда возможно – либо у человека нет доверия к таким специалистам, либо они недоступны.

В такой ситуации именно Церковь и различные церковные организации могут оказать человеку поддержку, стать проводником между жертвой насилия и органами правопорядка, соцслужбами и психологами. Первые шаги уже сделаны: при храмах и монастырях создаются кризисные центры, службы психологической поддержки и т.д. Об этом рассказывали участники круглого стола «Церковь и проблемы домашнего насилия».

Фото Алены Ельцовой

Сотрудник национального центра по предотвращению насилия «Анна» Ирина Матвиенко рассказала, что 2/3 умышленных убийств сегодня совершается на почве семейно-бытовых конфликтов. 90% пострадавших от домашнего насилия — женщины. Около 14 тысяч женщин погибает ежегодно от рук мужей или других близких. До 40% тяжелых насильственных преступлений совершается в семьях. В целом от насилия в семье российские женщины страдают в три раза чаще, чем от насилия посторонних людей

Почти всегда страдают и дети — не только напрямую, но и как свидетели конфликтов между родителями. Однако публично о семейном насилии заговорили только в 1990-е годы. Но до сих пор эта проблема табуирована. Словосочетание «домашнее/семейное насилие» — достаточно устоявшееся, однако, такого термина нет в Уголовном Кодексе. Тем не менее идет разработка проекта закона, который бы рассматривал насилие в семье как особый вид преступления. Главное при этом — фокусироваться на профилактике семейного насилия, а не наказании агрессоров.

Женщины, подвергшиеся домашнему насилию, живут в постоянном страхе. Поэтому очень эффективны телефоны доверия: это бесплатно, доступно, конфиденциально. Телефон доверия центра «Анна» впервые заработал в 1993 году. В первый год и обратилось более 700 человек, всего за 21год работы — более 70 тысяч. Постепенно наладилось сотрудничество с государственными структурами: например, служба «112» в ряде случае перенаправляет звонки на телефон доверия «Анны».

Очень важно, чтобы все, работающие с жертвами семейного насилия, представляли себе специфику проблемы. Например, семейная терапия (с обоими супругами одновременно) эффективна во многих случаях, но не в случае домашнего насилия, так как может спровоцировать еще более жестокое обращение.

Ирина Матвиенко отметила, что в редких случаях на телефон доверия «Анны» обращаются сами мужчины-агрессоры, которые сознают, что сами разрушают свою семью, но ничего не могут с этим поделать. Но процент таких звонков ничтожно мал.

По мнению сотрудников центра «Анна», для эффективной борьбы с семейным насилием нужен комплекс мер:

  • Круглосуточный телефон доверия
  • Необходимое количество мест в убежищах для женщин: минимум 1 место на 10 000 жителей
  • Круглосуточный прием в убежищах/стационарных отделениях кризисных центров
  • Сеть кризисных центров для женщин: один центр на 50 000 жителей (это должны быть независимые неправительственные организации, сотрудничающие с государством)
  • Просвещение общества по теме насилия в семье
  • Помощь особым группам женщин: иммигранткам, представительницам этнических меньшинств, женщинам с особыми потребностями
  • Всесторонняя помощь детям, пострадавшим от насилия, или ставшим свидетелями насилия в семье
  • Длительные программы реабилитации

Фото Алены Ельцовой

О важности просвещения общества по теме семейного насилия говорил и сотрудник центра профилактики социального сиротства Сергей Борзов. «Мама с тремя детьми и выпивающим папой пришла в соцслужбы, где ей ничем не смогли помочь, потом пришла в Церковь, где ей сказали «молись, ты сама виновата», потом к психологу, который сказал, что у нее «низкая родительская компетенция»… Она чуть с собой не покончила в итоге!», — поделился опытом Борзов. Поэтому очень важно, чтобы и служители церкви, и соцработники были широко информированы о природе домашнего насилия.

Именно поэтому Союз сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви подготовил «Руководство для церковных социальных служб по организации помощи пострадавшим от домашнего насилия», о чем рассказала исполнительный секретарь союза Елена Зенкевич. пособии представлена теоретическая база и дана практическая информация относительного того, как работать с проблемой домашнего насилия. В пособии приводится обширный материал для тренинговой работы в виде заданий для работы в малых группах, игровых и творческих занятий.

Также Зенкевич представила проект «Концепции социального служения Белорусской Православной Церкви по укреплению семьи и противодействию домашнему насилию». Концепция обосновывает необходимость участия Церкви в решении проблем современного общества, в частности, домашнего насилия, определяет формы этого участия и взаимодействия с государственными и общественными организациями и с другими конфессиями.

«Домашнее насилие — явление столь же древнее, как и институт семьи, — говорится в Концепции, — но само это понятие было сформулировано, а затем осознано в качестве социальной проблемы уже в ХХ веке. В европейских странах об этом стали открыто говорить в 1960-1970-е годы. После распада СССР к констатации и обсуждению проблемы пришли и постсоветские страны. Однако о проблеме домашнего насилия в основном говорили, основываясь лишь на статистических данных МВД. Эти данные не отражали реального положения вещей и в основном касались лишь одной категории проблем, а именно насилия в отношении женщин. Между тем, понятие семьи охватывает не только «горизонталь» — отношения между супругами, но и «вертикаль» — отношения между поколениями. Соответственно, и агрессия в семье возможна не только внутри супружеской пары».

Читайте так же:  Разовая выплата за третьего ребенка

Что касается Русской Православной Церкви, то Положения об охране личности от насилия и унижения в семье отражены в таких программных документах как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Однако участники круглого стола отметили, что полезно было бы подготовить краткое методическое пособие по работе с жертвами домашнего насилия для сотрудников церковных и общественных организаций, а также распространить на приходах контакты центров, работающих с жертвами насилия в семье (многие из этих организаций уже внесены в Базу данных по социальному служению Русской Православной Церкви http://social.miloserdie.ru/)

Член Комиссии по церковной социальной деятельности Наталья Кузнецова подчеркнула важность профилактики домашнего насилия. Она отметила, что даже если агрессор наказан за свои действия лишением свободы, при его возвращении в семью насилие возобновляется. Чтобы этого избежать необходимо работать и с заключенными, и с их семьями. Здесь особенно важно сотрудничество Церкви, общественных организаций и государства. «Сейчас Комиссия по церковной социальной деятельности взаимодействует с Уголовно-исполнительной инспекцией УФСИН Москвы, филиалы которой есть во всех округах. Там отмечаются все условно-осужденные (в том числе за домашнее насилие), которые продолжают жить в семье. Очень важно снижать там градус напряженности, чтобы не доводить до насилия», — отметила Кузнецова.

Фото Алены Ельцовой

По мнению участников круглого стола, ближайшими шагами для более эффективного участия Церкви в решении проблемы домашнего насилия необходимо:

— Отчетливо сформулировать позицию Церкви по проблеме домашнего насилия

— В существующей социально-экономической ситуации выработать механизм взаимодействия между церковными и государственными структурами

— Подготовить методические материалы, информируюшие о том, что такое домашнее насилие и как работать с его жертвами, а также о том, в какие организации можно обратиться за помощью.

http://www.pravmir.ru/tserkov-i-zhertvyi-domashnego-nasiliya-realnaya-pomoshh-i-perspektivyi/

Духовник Поклонской раскритиковал закон о домашнем насилии и его авторов

Наставник Среднеуральского женского монастыря схиигумен Сергий (Николай Романов), которого называют духовником экс-прокурора Крыма, депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской, выступил с критикой в адрес авторов нового законопроекта о домашнем насилии. «Почему сейчас мы допускаем геноцид нашего народа, организованный изощренными методами на уровне информационной войны?! Например, с помощью интернета идет влияние на сознание и подсознание населения страны. Оно приводит к стремительному распространению самоубийств, к распространению наркотиков даже у школьников. [Идет геноцид] с помощью медицинских вакцин, внутриутробного убийства детей. Те же люди, потомки тех, кто [в 1917 году] оставил наших детей без родителей, то есть сделали их беспризорными, под видом благочестия внедряют теперь закон о насилии в семье! Что же изменилось в нашем сознании и кому же нужны будут наши дети без родителей?» — спросил отец Сергий в своей новой проповеди, видеосъемка которой опубликована на ютуб-канале «Движение царский крест».

Видео (кликните для воспроизведения).

«Кто примет печать антихриста, для тех будет ад и на земле. Какой еще гром нужен нам, когда в России на 60% увеличилось за прошлый год количество самоубийств у подростков? Почему тогда ювенальная юстиция и новый закон о домашнем насилии не запрещают зловещие сатанинские сайты в интернете?!» — продолжил священнослужитель.

Отдельно он высказал мнение о священниках, которые поддерживают принятие этого законопроекта: «Идет скрытая всемирная информационная война, сатанинская по своей сути. Так почему мы молчим? Люди жаждут здоровой духовной пищи. Ее прежде всего должны давать священники! После 1917 года пострадали все, кто отрекся от царя и от Бога. Иуд не любит никто и нигде! А что сейчас? Многие священники больше бояться власти, чем Бога».

Отметим, что в РПЦ законопроект о домашнем насилии также назвали антиконституционным, способным разрушить институт семьи в России. Об этом говорится в заявлении на сайте Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Российское православное духовенство считает, что законопроект «противоречит правовым принципам разумности, справедливости и равенства», нарушает право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну, право на защиту информации о частной жизни, а также право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями. Кроме того, представители церкви заявляют, что закон будет способствовать коррупции.

В РПЦ заявили, что закон о домашнем насилии приведет к «бракоразводным войнам»

В РПЦ говорят, что новая система правовых норм предполагает поражение граждан в их правах, сравнимое с ограничениями, налагаемыми на преступников. Церковь опасается, что «практически любое нормальное человеческое действие может быть признано семейно-бытовым насилием».

Последняя версия законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия была опубликована 29 ноября на сайте Совета Федерации РФ. Эксперты раскритиковали документ, заявив, что его положения не были согласованы с рабочей группой, принимавшей участие в его разработке. «Это редакция не просто урезанная и сокращенная, она еще и во многом юридически безграмотная. Это результат заигрываний Совфеда с разного рода радикальными консервативными группами», — отметила ранее адвокат Мари Давтян.

Сейчас опубликованный законопроект является предметом открытого общественного обсуждения, которое будет продолжаться в течение двух недель. В документе, в частности, говорится о защитных и охранных предписаниях, которые будут выдаваться агрессорам. Предписания, например, запрещают нарушителям вступать в любые контакты с жертвой, помимо этого, абьюзера могут обязать покинуть совместное жилье.

http://www.znak.com/2019-12-04/duhovnik_poklonskoy_raskritikoval_zakon_o_domashnem_nasilii_i_ego_avtorov

НовостиВ РПЦ выступили против закона о домашнем насилии

Назвав его «антисемейным»

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства опубликовала заявление против закона о профилактике домашнего насилия. По её мнению, «законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым».

Комиссия, в частности, уверена, что готовящийся закон «противоречит правовым принципам разумности, справедливости и равенства», а его меры на практике «приведут к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей».

«В силу неопределённости норм законопроекта практически любое нормальное человеческое действие может быть признано „семейно-бытовым насилием“, любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен „нарушителем“ и подвергнуться „мерам профилактики“, имеющим откровенно репрессивный характер», — считает комиссия. Она добавила, что закон несёт «антисемейную направленность» и «фактически вводит особое „наказание за семейную жизнь“». При этом комиссия указывает на важность «демографической политики РФ».

«Нас пытаются уверить, что в России 40 % тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно 14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от семейного насилия страдают 16 миллионов женщин и т. п. Но при внимательном изучении оказывается, что эти данные слабо или вообще никак не связаны с реальностью», — уверена патриаршая комиссия.

Читайте так же:  Освобождение от уплаты алиментов на ребенка

В связи с этим она просит не принимать закон о домашнем насилии. Против высказался и патриарх Кирилл, по мнению которого, «любовь сама по себе способна испепелить любой конфликт и любую проблему в семейных отношениях». «Конечно, нельзя допускать никакого насилия в семье! Но есть нечто опасное в тех тенденциях, которые сегодня формируются, в том числе и в законодательной сфере, когда некоторые пытаются под видом борьбы с семейным неблагополучием узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил, общественных или государственных организаций или каких-то там добровольцев, которые якобы призваны помочь урегулировать положение в семье», — цитирует главу РПЦ «Интерфакс».

Напомним, что на прошлой неделе на сайте Совета Федерации опубликовали проект закона о профилактике семейно-бытового насилия. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко отметила, что к обсуждению приглашаются все, кто заинтересован в его «качественной доработке», а также указала на важность «услышать мнение патриархии».

http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/news/247493-church-against-domestic-violence-law

РПЦ предупредила о серьезных последствиях закона о домашнем насилии

Москва. 29 ноября. INTERFAX.RU — Закон о домашнем насилии в случае принятия чреват серьезными негативными последствиями для России, заявил глава Патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов.

«Когда начнется практическое выполнение этого закона, будут стрелять. Государству это надо?» — заявил священник РПЦ в эфире радио «Радонеж» в пятницу. Он пояснил, что борьба с домашним насилием, которую декларируют авторы законопроекта, — «просто флаг», на самом деле цель закона, по мнению Смирнова, — облегчить изъятие детей из семей и «передачу их на воспитание гомосексуалистам», как в Америке, где это произошло после принятия аналогичного закона.

Священник утверждал, что законопроект, по сути, предлагает заместить суды неправительственной организацией, которая «вешается на плечи налогоплательщиков, а результатом будет уничтожение остатков наших семей» при том, что в России и так распадается половина заключенных браков. «И если мы все вместе, всем народом не поднимемся, то тогда это может пройти, потому что, видать, есть какие-то средства у этих лоббистов», — заявил представитель РПЦ.

По его мнению, реально помочь борьбе с домашним насилием могло бы прямое указание главы государства министру внутренних дел о том, чтобы полиция реагировала на жалобы женщин на побои от мужа. «Чтобы приходили сотрудники (МВД — ИФ) и вмешивались, как было в моей юности, тут же арестовывали (домашнего тирана — ИФ), 15 суток минимум, и человек охлаждал свой пыл», — сказал отец Димитрий.

Ранее в ноябре на тему упомянутого законопроекта также высказался замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Он назвал сомнительными те меры по борьбе с семейным насилием, которые предлагаются в документе. По его словам, эти меры основываются на западном опыте борьбы с домашним насилием и могут негативно отразиться на институте семьи в России.

Резонансный законопроект

В последнее время в России после нескольких резонансных случаев домашнего насилия вновь заговорили о необходимости усиления борьбы с этой проблемой. В то же время защитники «традиционных духовно-нравственных ценностей» опасаются, что подобные инициативы могут повредить «традиционной семье».

На днях зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что законопроект о профилактике семейно-бытового насилия должен быть подготовлен до декабря. «На следующей неделе собирается рабочая группа по поправкам. Сейчас собираем (мнения — ИФ) со всех министерств, ведомств. Думаю, к концу следующей недели, срок до 1 декабря, будем понимать про текст все», — сказала Пушкина, отвечая на вопрос «Интерфакса» 23 ноября.

На вопрос о том, когда можно ждать принятия законопроекта, Пушкина ответила: «Это будет война миров. Тут кто кого. Если мы живем в прогрессивном обществе, мы должны победить».

Она сообщила, что пока в тексте законопроекта остаются охранные ордера (запрет на приближение к преследуемым лицам), укрытия для женщин, алгоритм работы полиции в случае обращения жертвы насилия и другое. «Наверно, законопроект будет усечен, но отступать нельзя. Если будет вариант законопроекта от Совета Федерации усеченный, мы подадим свой. Могут под давлением общественного мнения (тех, кто против принятия — ИФ) пойти на поводу», — сказала депутат. По ее данным, сенаторы предлагают принять не закон, а поправки в существующие акты. «Условно говоря, криминализировать побои, определить термин преследование, из частного в публичное вывести побои. Это не вариант», — заявила Пушкина.

25 ноября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что парламентарии не будут медлить с внесением в Госдуму законопроекта о борьбе с домашним насилием, его доработают до конца ноября. «Сегодня и в парламенте, и в правительстве единодушная точка зрения, что нужны дополнительные меры по борьбе с домашним насилием. И здесь противоречий нет. Сам закон о профилактике насилия — это выражение в государственной политике необходимости бороться с этим злом, с этими, я бы сказала, социальными пережитками. Это формирование в обществе неприятия вообще любых форм насилия, это понимание того, что это постыдное явление недопустимо в нашем государстве», — говорила Матвиенко.

При этом она высказала мнение о беспочвенности опасений относительно того, что закон открывает двери к избыточному вмешательству в дела семьи. «Это не так, этого ничего нет», — заявила Матвиенко.

В пятницу на сайте Совета Федерации был опубликован проект закона о профилактике семейно-бытового насилия. В течение двух недель он будет предметом открытого общественного обсуждения.

http://www.interfax.ru/russia/686130

РПЦ выступила против принятия закона о домашнем насилии

Этой точки зрения церковь придерживается из-за «целого ряда правовых дефектов» в документе.

Патриарх Кирилл. Фото © ТАСС / Власов Сергей

Русская православная церковь (РПЦ) выступила против закона о домашнем насилии. Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своей проповеди после литургии в Успенском соборе Московского кремля.

По словам патриарха, РПЦ выступает против домашнего насилия, однако и против вторжения в семью извне. В частности, под «вторжением» он подразумевает вмешательство общественных и государственных организаций, а также добровольцев, которые якобы призваны помочь урегулировать ситуацию в семье.

— Конечно, нельзя допускать никакого насилия в семье, но есть нечто опасное в тех тенденциях, которые сегодня формируются в том числе и в законодательной сфере, когда некоторые пытаются под видом борьбы с семейным неблагополучием узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил,

— заявил он.

Отметим, что ранее Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства нашла недоработки в документе о домашнем насилии. А именно комиссия выделила, что документ противоречит принципам «разумности, справедливости и равенства» и основанию российского права, нарушает права граждан и семей на неприкосновенность личной и семейной жизни, защиту частной информации.

Читайте так же:  Опишите способы выявления жестокого обращения с детьми

Кроме того, комиссия считает, что проект нарушает право на «свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями».

Ранее Лайф писал, что Совет Федерации представил законопроект против домашнего насилия, подготовленный сенаторами совместно с депутатами Госдумы.

http://life.ru/p/1259268

РПЦ призвала не принимать закон против домашнего насилия

Патриаршая комиссия по вопросам семьи Русской православной церкви выступила против принятия закона о профилактике домашнего насилия.

В РПЦ считают, что проект закона «противоречит общепризнанным правовым принципам разумности, справедливости и равенства», а его применение на практике «приведет к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей». Перечисленные в документе меры профилактики, по мнению церкви, имеют «репрессивный характер», а семейно-бытовым насилием может быть признано «любое нормальное человеческое действие», говорится в заявлении Патриаршей комиссии.

«Наш народ убеждают, что российская семья — это просто мрачный застенок и пыточная камера для женщин и детей. Чтобы создать это впечатление, распространяются данные, которые выдаются за статистику, но в действительности не имеют под собой никаких реальных оснований», — говорится в заявлении. В РПЦ отметили, что их не удивляет тот факт, что законопроект активно поддерживают ЛГБТ и феминистки.

Ранее движение «Сорок сороков» провело митинг против закона о домашнем насилии, «в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей и традиционных семей». В РПЦ выразили солидарность с организаторами акции.

http://www.svoboda.org/a/30307020.html

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

Mediapart (Франция): почему РПЦ против закона о домашнем насилии?

Как я уже писал в предыдущем посте, законопроект о бытовом насилии находится в стадии рассмотрения в российском парламенте. Он до сих пор не включен в повестку дня. Законопроект вызвал оживленную дискуссию, мнения разделились, а недавний опрос показывает, что 70% россиян выступают за принятие закона. В частности, согласно проекту, в целях предотвращения насилия жертва может получить право обратиться в полицию или суд за так называемым защитным предписанием. В нем рассматриваются и определяются различные категории насилия, включая экономическое, психологическое и сексуальное насилие. Оно охватывает насилие в семье, а также насилие в отношении детей или родственников по восходящей линии. Проект был размещен на сайте Совета Российской Федерации 29 ноября и является предметом общественных консультаций.

Я намерен опубликовать серию постов об этой дискуссии, в частности, представить и проанализировать позиции тех, кто выступает против этого законопроекта, и сумел его заблокировать.

Начнем с Русской православной церкви, одного из наиболее серьезных противников законопроекта. Ее позиция отличается от позиции других христианских церквей: во Франции, например, в рамках круглого стола по теме насилия в семье, Доминик Бланше, вице-президент Конференции епископов Франции, однозначно призвал к возобновлению мер против разгула домашнего насилия. В 2018 году прошла первая акция женщин «Нарушившие тишину», собравшая свидетельства 1400 женщин, которые согласились рассказать о домашнем насилии.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще раз подтвердил позицию РПЦ по этому вопросу 7 января в традиционном рождественском интервью «Первому каналу». Привожу его высказывания, опубликованные «РИА Новости».

«Само понятие «семейно-бытовое насилие» — это нечто, заимствованное из-за рубежа. Принятие соответствующих законов в зарубежных странах, видимо, создает в сознании наших законодателей некую зависимость от этих иностранных новаций, желание привести наши российские законы в соответствие с тем, что существует в других странах».

«Моя точка зрения такова: в первую очередь мы должны защищать семью. Всякое вторжение извне в семейные отношения несет в себе очень большие негативные последствия. Любовь между супругами невозможно восстановить при участии блюстителей порядка и общественных активистов».

«Корень проблемы лежит не вовне, а внутри, в той самой сфере, которой занимается Церковь. Одна из задач Церкви и заключается в том, чтобы укрепить в сердце человека любовь, будь он женатый или неженатый. Особенно важно, конечно, укрепить любовь в сердцах супругов».

«Это удивительная тайна самоотдачи себя во имя другого, это и есть не только проявление любви, но и сама природа любви. В семье, где люди привыкли отдавать себя друг другу, жить интересами друг друга, физическое насилие абсолютно невозможно».

Российское общественное мнение признает реальность домашнего насилия, и именно такая формулировка прочно утвердилась в общественном пространстве: запрос «домашнее насилие» на русском языке выдает в поисковике 4,9 миллиона результатов, что превосходит 4 миллиона результатов по запросу «полицейское насилие» на французском языке.

Заявление о вере в силу любви тоже звучит не слишком убедительно вне зависимости от его эмоциональной нагрузки: на российское общественное мнение серьезно повлиял один запомнившийся всем случай домашнего насилия, когда муж отрубил топором руки жене, которую обвинил в измене.

Контекст

Женщины ищут защиты от насилия

Русским разрешат бить жен?

Британские читатели: иерарх РПЦ наклюкался водочки и решил, что мужчины умнее (Independent)

Остается мысль о том, что семья должна быть защищена от внешнего вмешательства (пусть и не церковного). Кирилл развивает ее, напоминая о советском периоде с постоянным надзором и контролем со стороны жилищных комитетов, государственных учреждений и вездесущих органов правопорядка. Такой аргумент вполне может быть искренним, поскольку церковь сама была жертвой гонений. В любом случае, он относится к арсеналу традиционалистов и может получить поддержку населения, у которого нет сомнений насчет возможного самоуправства властей.

Наверное, в этом вопросе (защита личных прав) проект необходимо объяснять и отстаивать на фоне искренних вопросов, осуждения и ложных обвинений. Ассоциациям, которые ведут борьбу с домашним насилием, необходимо убедить людей, что они занимаются не только агитацией, но и оказывают помощь возможным или подтвержденным жертвам (как оно и есть на самом деле).

По результатам недавнего опроса Левада-центра, 40% россиян считают, что церковь и религиозные организации полностью достойны их доверия. Эта цифра не говорит о поддержке их позиции по законопроекту о домашнем насилии, но указывает на напряженность споров.

А что насчет женщин? У них нет места в системе принятия решений православной церкви, которая попросту игнорирует их. Во власти их позиции не сильно лучше. При этом они составляют большинство населения, особенно среди верующих и электората. Настоящая задача в том, чтобы дать им слово, позволить заявить о себе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://inosmi.ru/social/20200203/246761774.html

Почему церковь против закона о домашнем насилии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here