Права ребенка механизм правовой защиты

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Права ребенка механизм правовой защиты" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Права ребенка: механизм правовой защиты

Люди обладают правами человека с момента своего рождения. Это полностью относится к несовершеннолетним. Но гарантированы ли дети от дискриминации, недоедания, пороков воспитания, от насилия со стороны родителей — в семье, взрослых — на улице, своих сверстников — в школе? К сожалению, на все эти вопросы приходиться отвечать отрицательно.

Проблема прав ребенка в Российской Федерации на сегодняшний день важна и актуальна.

Несмотря на то, что российское законодательство устанавливает правовую основу защиты прав и свобод несовершеннолетних во всех отраслях права, налицо тот факт, что российское общество сегодня пока не в состоянии оградить подрастающее поколение от пагубного влияния средств массовой информации, обеспечить полноценную социальную защиту детям в сфере образования, здравоохранения, предоставить возможность всесторонней реализации семейных прав ребенка, осуществить надлежащую уголовно-правовую и гражданско-правовую защиту детей.

В соответствии с данными статистики после социально- экономических преобразований конца 80-х начала 90-х годов резко возросла детская преступность, детский алкоголизм, многократно участились случаи детской токсикомании и наркомании. Опять появились беспризорность и бродяжничество, участилось бегство детей из их семей и других детских учреждений, возросло социальное сиротство. В демократической России, вставшей на путь правового государства, почти легально распространяются записи детского порно, детей, практически в буквальном смысле слова, покупают и продают.

По сравнению с прошлыми годами увеличилась смертность детей в возрасте от одного до четырнадцати лет и подростков в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет. Сохраняются неблагоприятные тенденции заболеваемости детей и подростков туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, а также иными венерическими заболеваниями. В Российской Федерации за последнее десятилетие резко сократилась рождаемость, с каждым годом все меньше и меньше детей идет в сады и школы.

В этих условиях настораживает отсутствие четкой государственной социальной политики в области прав ребенка, пугает тот факт, что государство до сих пор так и не разработало в полном объеме комплекс мер способных обеспечить полноправное, благополучное, полноценное развитие детей.

Несмотря на глобальность проблемы прав ребенка для современного российского общества, данная проблема подробно не исследуется и во многом остается не разработанной. Лишь немногие авторы касаются этой темы в своих работах, освещение проблем прав ребенка в средствах массовой информации, крайне немногочисленно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В связи с тем, что часть 4 ст.15 Конституции РФ гласит о том, что общепризнанные причины и нормы международного права являются составной частью правовой системы страны, рассмотрим сначала юридический механизм международно-правовой защиты прав ребенка.

§2. Механизм защиты прав ребенка в России

Выше отмечалось, что 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со статьей 4, относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав детей.

В 1990 году, буквально через год, Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной. Позже, уже в 1998, 24 июля в России был принят Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, а с 3 августа этого же года он почти в полном объеме вступил в силу.

Однако сегодня состояние дел в области охраны прав ребенка в России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо усилить законодательство в области регулирования механизма защиты прав ребенка. Ведь не секрет, что насколько эффективно защищены права детей в государстве, зависит, несомненно, и будущее самого государства.

Следует признать, что важнейшее конституционное право человека — право на охрану жизни и здоровья, прежде всего детей, в Российской Федерации не обеспечиваются. Достаточно указать на гибель детей от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы, насильственных преступлений, пьяных конфликтных ситуаций). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми и т.д.

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства- участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробелами в действующем законодательстве, не позволяющими государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую семейную или конфликтную ситуацию для защиты прав детей. Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения, которые должны соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного зако­нодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ,

а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защи­ты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нор­мативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи; образование; здравоохранение; труд; социальное обеспечение; досуг; профилактику пра­вонарушений и др.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ, которая в юридическом статусе ювенальной юстиции могла бы обеспечивать права и законные интересы ребенка более эффективно.

Согласно проекту Федерального закона «Об основах системы юве­нальной юстиции» от 14 февраля 2005 г. под системой ювенальной юсти­ции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, дол­жностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осу­ществляющих на основе установленных законом процедур действия, наце­ленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Читайте так же:  Подать на развод по месту регистрации

Основным элементом ювенальной юстиции должен являться юве­нальный суд. Проект Федерального конституционного закона «О ювеналь­ных судах в Российской Федерации» также разработан, но до настоящего времени не принят.

В настоящее время в России под ювенальным судом подразумевает­ся уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, также под ним могут понимать суд общей юрисдикции, рассматривающий уго­ловные, гражданские и административные дела по обеспечению прав, сво­бод и ответственности несовершеннолетних.

Отсутствие в Российской Федерации соответствующей законода­тельной базы не позволяет рассматривать ювенальную юстицию и юве­нальный суд в качестве полноправных субъектов, пока они являются пред­метом для экспериментальной деятельности, обсуждений в научных кру­гах, законодательных органах и средствах массовой информации.

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О проку­ратуре РФ»). Целью деятельности прокуратуры РФ является обеспечение:

• единства и укрепления законности;

• защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, пол­ностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы проку­ратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении за­конодательства (в том числе и законодательства, защищающего права ре­бенка).

В п. 4 ст. 27 «Полномочия прокурора» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здо­ровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и сво­боды значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нару­шение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В данном случае возраст пострадавших признается основанием для участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адво­катская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридичес­ким лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспече­ния доступа к правосудию.

Согласно ч. 3 ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвока­туре в РФ» юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершен­нолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. Вп.2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несо­вершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие за­щитника.

Формирование ювенальной юстиции предполагает повышение зна­чимости квалифицированной юридической помощи в сфере защиты прав ребенка. Создание специализированных ювенальных адвокатур позво­лит поднять деятельность по юридической помощи в охране прав детей на новую качественную ступень, и такие шаги в России уже предприни­маются: в Екатеринбурге создана ювенальная адвокатура, специализиру­ющаяся на делах с участием несовершеннолетних; в Ростове-на-Дону соз­даны адвокатское бюро «Ювенал» и Центр бесплатной правовой помощи молодежи.

Необходимость организации качественной защиты прав ребенка требует создания в России системы ювенальной юстиции, ювенальных судов, ювенальных прокуратур и ювенальных адвокатур в качестве обяза­тельных компонентов юстиции, позволяющих комплексно решать указан­ную проблему.

Важную роль в обеспечении защиты детей может сыграть институт уполномоченного по правам ребенка.

Впервые в мире уполномоченный по правам ребенка появился в на­чале XX в. в Швеции, в дальнейшем такая должность была введена в Ав­стралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.

В России в 1998 г. уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской, Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге, Екате­ринбурге и Новгороде. В настоящее время уполномоченные по правам ребенка есть в Москве, Ленинградской области, Самарской области и вво­дятся еще в целом ряде регионов РФ на основе регионального законода­тельства. Основная функция уполномоченного по правам ребенка- слу­жить гарантом соблюдения прав ребенка.

На федеральном уровне только планируется введение должности уполномоченного по правам ребенка при Президенте России и обсуждают­ся возможные кандидатуры.

Актуальность создания института уполномоченного по правам ре­бенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн детей-инвалидов, 5 млн наркозависимых детей, 2 млн неграмотных детей, каждый пятый ребенок находится в недопустимо пло­хих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных.

Права ребенка механизм правовой защиты

Согласно Закону о защите прав детей обязанностью каждого жителя является охранять безопасность своих и других детей, не позднее, чем в тот же день сообщать полиции, сиротскому суду или другому органу защиты прав ребенка о любом насилии над ребенком, о нарушении его прав или другой угрозе, а также, если лицо подозревает, что у ребенка есть предметы, вещества или материалы, способные угрожать жизни или здоровью самого ребенка или других лиц.

Присоединением и ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка Латвийское государство обязалось обеспечить не только все права ребенка, установленные конвенцией, но и создать эффективные национальные механизмы защиты прав (административные, судебные и др.), использованием которых обеспечивается защита прав детей.

Согласно конвенции, а также Закону о защите прав детей, первые лица, которые обеспечивают защиту ребенка и его прав, это – родители или опекуны ребенка. Это – лица, которые прямо или косвенно соприкасаются с ребенком в повседневной жизни, и которых ребенок обычно слушается и воспринимает как пример. Эти лица – главные, которым важны интересы, развитие и благополучие ребенка, и которые обязаны вовлекаться в осуществление механизма защиты прав детей.

Выбор наиболее подходящих механизмов защиты прав, защиты нарушенных прав ребенка, зависит от характера и существа нарушения прав, а также от того, кто и насколько ограничил соответствующие права. Латвийские нормативные акты предусматривают, что права и интересы ребенка в отношениях с родителями и опекунами защищает сиротский суд. В случае совершения преступления, при котором подвергается угрозе жизнь, здоровье ребенка, устранение нарушения прав ребенка осуществляет полиция, прокуратура, суд. В свою очередь, за обеспечение прав ребенку на социальное обеспечение несет ответственность учреждения государства и самоуправления, например, социальные службы самоуправлений. В государстве защиту прав ребенка согласно своей компетенции обеспечивают учреждения образования, здравоохранения, социальной помощи и культуры, а также работодатели, все органы государства и самоуправления, негосударственные организации, деятельность которых связана с оказанием поддержки и помощи детям.

Читайте так же:  Соглашение о разделе имущества росреестр

Если права ребенка нарушены решением, принятым государственным или муниципальным учреждением, родители ребенка или лица, их заменяющие – опекуны вправе оспорить или обжаловать решение в вышестоящем учреждении. Существенно, что каждое государственное или муниципальное учреждение, принимая решение, затрагивающее права и интересы ребенка, должно его мотивировать. В решении должны быть указаны также применимые нормы законов, а также пояснение, почему именно эти нормы и в этом случае используются. В соответствующем решении должна быть информация и о том, где и в какой срок можно оспорить или обжаловать это решение.

О том, какой механизм защиты прав используется, и состоялось ли нарушение прав ребенка в соответствующей ситуации, лицо вправе проконсультироваться, также обратившись в Бюро омбудсмена.

Права ребёнка и формы его правовой защиты.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
prava_rebyonka_i_formy_ego_pravovoy_zashchity.doc 51.5 КБ

Скачать:

Вложение Размер
normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка содержит сценарий и презентацию (активную игру в форме ток-шоу «Сто к одному»). Вопросы, которые затрагивает игра, касаются содержания Конвенции о праавх ребёнка. Материал подо.

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго.

Разработка урока » Права ребёнка и их защита» с использованием материалов пособия для учащихся Я-Гражданин России Я.В. Соколов (книга 14 п. 3).

Сценарий внеклассного занятия с презентацией к Всероссийскому дню защиты прав ребёнка«Права детей – забота государства» (классный час).

В презентации размещены фотографии, демонстрирующие некоторые формы и методы работы с детьми в условиях образовательного учреждения.

Классный час распространяет правовые знания, способствует повышению правовой культуры школьников.

Механизм защиты прав человека и прав ребенка

Урок обществознания в 9 классе

Подготовила учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 6» Литовченко Н. А.

Тема: Права и свободы человека

Цель: расширить знания учащихсяо правах и свободах человека, о механизме их защиты, рассмотреть международные документы по правам человека и ребенка; формировать навыки оценки позитивных и негативных событий в сфере прав человека; продолжить выработку умений противостояния нарушениям прав и свобод человека в повседневной жизни; воспитывать уважение к международно-правовым стандартам, ответственное отношение к реализации собственных прав и свобод.

Материалы: тексты Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, компьютерная презентация «Права и свободы человека», учебник, рабочая тетрадь.

Тип уроку: изучение нового материала.

Ожидаемые результаты: После этого урока ученики смогут:

· оперировать понятиями «права и свободы человека», «права ребенка»;

· называть международные документы о правах человека и правах ребенка, коментировать содержание их отдельных статей;

· раскрывать механизм защиты прав и свобод;

· применять разносторонний поход при анализе правовых ситуаций, связаных с реализацией прав и свобод человека;

· определить собственные ценностные ориентиры в сфере прав человека.

Ход урока:

І. Организационный момент

Приветствие; оценка состояния классной комнаты (работы дежурных); проверка подготовки учащимися необходимого для урока материала; фиксация отсутствующих; установка на эффективную учебную деятельность.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

Дидактическое упражнение «Узнайте по описанию»: Все имеют их от рождения, но иногда не знают, как ими можно пользоваться. Что это? (Права и свободы человека).

Учитель: Сегодня мы попытаемся рассмотреть эти важные для каждого из нас понятия с исторической, правовой и моральной точки зрения, чтобы сформировать целостное представление об основных ориентирах в сфере прав человека.

Подумайте, какие аспекты предложенной темы интересуют именно вас, о чем бы вы хотели узнать на этом уроке? (Учитель записывает предложения учеников на доске – ожидаемые результаты урока.)

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа по вопросам:

1) Что, где, когда вы слышали об основных понятиях урока («права и свободы человека»)?

2) Какое толкование и определение этих понятий вы можете предложить?

3) Что значит, по-вашему, иметь права и свободы? (Знать, реализовывать и уметь защищать.)

І V . Изучение нового материала

Эволюция представлений о правах и свободах человека

Выступление учащихся с сообщениями (опережающее задание) «Происхождение и значение терминов «свободы человека», «права человека»».

Запись определение понятий:

Права человека – это защищенные и гарантированные государством возможности человека.

Свободы человека – это способы (формы) выбора возможного поведения, признанные международным товариществом.

Учитель: Таким образом, права и свободы – это формы выражения установленных законом возможностей при выборе человеком своего поведения.

Демонстрация группой учеников компьютерной презентации (опережающее задание): «История создания Всеобщая декларация прав человека». Учащиеся записывают в тетрадь хронологию основных событий.

Работа с текстом Всеобщей Декларации прав человека по заданию: Назовите три самых важных, на ваш вигляд, права человека. Аргументируйте свое мнение.

Права человека свойствены самой природе человека, как физическому существу. В какой бы стране не жил человек, при рождении он получает необходимые для развития права, поэтому они называются природными или неотъемлемыми.

Утверждение равенства всех людей в природных правах происходило в ходе длительной революционной борьбы ХVII-XVIIІ ст. Существующие сегодня международные стандарты прав человека были приняты после Второй Мировой войны. Они носят название Международная Хартия прав человека (Международный Билль о правах человека) и включают следующие документы (запись в тетради):

1. Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 г.);

2. Международная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации (1965 г.);

3. Международный Пакт о гражданських и политических правах (1966 г.);

4. Международный Пакт о социальных, экономических и культурних правах (1966 г.).

История человечества свидетельствует, что содержание и объем прав человека зависят от уровня экономического, социального и культурного развития общества. Их реализация возможна только в условиях демократии и правовых гарантий.

Важная информация: 10 декабря отмечается во всем мире как День прав человека, так, как в этот день в 1948 г. Генеральная Асамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Особенности прав ребенка

1) Распространяются ли положення «Международного Билля о правах человека» на детей?

2) Назовите возрастные рамки «детства». («Ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста…»,- гласит ст. 1. Конвенции о правах ребенка.)

Читайте так же:  Внебрачные дети элвиса пресли

3) Как вы думаете, нужны ли ребенку отдельные права? Почему?

4) В чем заключаются основне отличия прав ребенка от прав взрослого человека?

Видео (кликните для воспроизведения).

Права ребенка – это специальные возможности, необходимые человеку в возрасте до 18 лет, для существования и достижения зрелости.

Работа с учебником по з аданию: записать хронологию событий.

1924 (1959) г. – принятие Декларации о правах ребенка;

1989 г. – Конвенции о правах ребенка;

2001 г. – «Закон об охране детства».

Промежуточный вывод: Особенностями прав детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) является то, что они представляют из себя перечень обязанностей государста по отношению к детям. Конвенция исходит из того, что дети являются равноправными участниками общественной жизни, а не только будущими взрослыми. Однако, «ребенок вследствии его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и попечении, включая необходимую правовую защиту как до, так и после рождения».

Механизм защиты прав человека и прав ребенка

Учитель: К сожалению, современное общество не идеально. Поэтому очень важно уметь законным путем защищать свои права от возможных посягательств?

Юридический механизм защиты прав человека – это возможность осуществления людьми не запрещенных законом действий по защите собственных прав и свобод, а также система органов, призванных их защищать.

Для защиты своих прав, вы можете обратиться к служебным лицам или в государственные органы, соблюдая установленную законом последовательность:«снизу – доверху». Каждый человек имеет право обратиться в международные правозащитные организации, если исчерпаны все возможности решения вопроса по защите его прав непосредственно в стране.

Работа с учебником по заданию:

1) отразите в тетради механизм защиты прав и свобод человека (систему государственных и международных органов, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека) в виде схемы или плана;

2) отразите механизм защиты прав ребенка.

Примерный образец ответа отражен в нижеследующей таблице:

Механизм защиты прав и свобод человека («снизу – доверху») Механизм защиты прав ребенка («снизу – доверху»)
v органы местного самоуправления; v правоохранительные органы (прокуратура, милиция, нотариат и др.); v суды; v Кабинет Министров и другие органы исполнительной власти; v Уполномоченный Верховного Совета по правам человека (омбудсмен); v Верховный Совет; v Глава государства; v Институт верховного комиссара ООН по правам человека и делам беженцев; v ЕКОСОР (Економический и Социальный Совет ООН); v Европейский суд по правам человека (Женева). v родители или лица, их заменяющие, родственники, соседи; v классные руководители, социальные педагоги, психологи, администрация школы; v психологические службы по телефону доверия; v органы опеки и попечительства при местных органах исполнительной власти; v Служба по делам детей; v общественные организации, которые занимаются защитой прав ребенка; v Министерство по делам семьи, молодежи и спорта; v Комитет по правам ребенка ООН (10 независимых экспертов).

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 217 ;

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
статья

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

Предварительный просмотр:

Права ребёнка и формы его правовой защиты.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные СК РФ. Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:

1) жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;

2) общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;

3) защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка;

4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

Читайте так же:  Женщины бизнес насилие в семье

6) изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

Формы защиты прав ребенка в РФ

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК). К первым относятся:

· Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

· предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

· предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона «О прокуратуре РФ»);

· непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

· внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре РФ»);

· опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции», ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

· предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

· осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

· организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

· подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

· расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

· введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

· составление Плана по защите ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

· распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

· создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

· разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

Читайте так же:  Заявление в школу о смене фамилии ребенка

· контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Предварительный просмотр:

Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Источники

Права ребенка механизм правовой защиты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here