Раздел земельного участка бессрочное пользование

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Раздел земельного участка бессрочное пользование" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Раздел земельного участка бессрочное пользование

Вопрос: Организация решила разделить земельный участок, который предоставлен ей в постоянное (бессрочное) пользование, с целью приобретения в собственность части земельного участка и передачи освободившейся части в земли населенных пунктов. В соответствии с постановлением главы муниципального образования право бессрочного пользования организацией земельным участком прекращается после постановки на государственный кадастровый учет. Организация являлась плательщиком земельного налога и заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не подавала. Муниципальный орган (департамент по управлению муниципальной собственностью) полагает, что со дня принятия постановления о прекращении права бессрочного пользования организацией земельным участком и до государственной регистрации права собственности на часть этого же земельного участка у организации возникла обязанность платить за пользование земельным участком по правилам гл. 60 ГК РФ. Правомерны ли требования муниципального органа? Обязана ли организация платить за пользование земельным участком в указанный период?

Ответ: Поскольку организация приобрела в силу закона право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, который в дальнейшем был разделен с целью приобретения в собственность части земельного участка и передачи освободившейся части в земли населенных пунктов, и, правомерно действуя, уплачивала земельный налог, оснований для взыскания неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком по правилам гл. 60 Гражданского кодекса РФ в период со дня принятия постановления главы муниципального образования о прекращении права бессрочного пользования организацией земельным участком и до государственной регистрации права собственности организации на часть этого же земельного участка не имеется.

Обоснование: Исходя из п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В ст. 45 ЗК РФ перечислены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, одним из которых является отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ.

Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» предусмотрено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Из смысла данной правовой нормы следует, что для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения ответчиком имущества либо денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и их размер.

Поскольку организация приобрела в силу закона право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и, правомерно действуя, уплачивала земельный налог, оснований для взыскания неосновательного обогащения в виде арендной платы за пользование земельным участком по правилам гл. 60 ГК РФ не имеется.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.08.2012 N А67-4749/2011, Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 11401/09).

Статья 11.4. Раздел земельного участка

Статья 11.4 . Раздел земельного участка

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 11.4 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ в пункт 1 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 5 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Читайте так же:  Что надо для усыновления ребенка своей жены

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 27 июня 2019 г. — Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ статья 11.4 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 марта 2015 г.

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт 2 пункта 7 статьи 11.4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Раздел 9. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

9. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

9.1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

9.2. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

9.3. Граждане, обладающие земельными участками на# постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Предоставление бесплатно в собственность вышеуказанных участков возможно только после предварительной регистрации в ТОРЦ ранее предоставленного права. Земельные участки предоставленные гражданам, обладающим ими на праве постоянного (бессрочного) владения по правилам ст. 20, 21 ЗК РФ в размерах, указанных в ранее выданных документах, а не по фактическому пользованию. Для этого гражданин подает в администрацию муниципального образования заявление о бесплатной передаче ему такого земельного участка в собственность. К заявлению прилагаются:

— выписка из государственного земельного кадастра;

— документ, подтверждающий право на земельный участок;

— справка из ТОРЦ и комитета по земельным ресурсам и землеустройству о том, что заявитель ранее не приобретал бесплатно в собственность какой-либо иной земельный участок, принадлежащий ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Комитет экономики и имущественных отношений по поручению главы администрации муниципального образования готовит проект постановления главы администрации муниципального образования о передаче земельного участка в собственность и направляет его заявителю в течение семи дней с момента утверждения, после чего заявитель регистрирует право собственности в установленном законом порядке. Взимание денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

9.4. Юридические лица, имеющие в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки, до 1 января 2008 года обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования по своему желанию либо на право аренды, либо выкупить земельный участок в собственность. При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставляемых юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды либо земельные участки должны быть приобретены в собственность за плату по выбору покупателя зданий, строений, сооружений. Переоформление права на земельный участок юридическим лицом осуществляется в следующем порядке:

— юридическое лицо подает в администрацию муниципального образования заявку о передаче ему земельного участка на праве аренды или на праве собственности. К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 6.5. настоящего Положения, а при необходимости документы, указанные в ст. 45, 53 ЗК РФ;

— комитет экономики и имущественных отношений по поручению главы администрации муниципального образования в двухнедельный срок готовит проект постановления главы администрации муниципального образования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или о передаче земельного участка в собственность за плату направляет заявителю, который осуществляет государственную регистрацию права собственности в филиале ТОРЦ.

>
Пожизненное наследуемое владение земельными участками
Содержание
Решение Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 25 июля 2007 г. N 24-251 «Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Раздел 2. Порядок предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования

2. Порядок предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования

2.1. В постоянное (бессрочное) или в безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2.2. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, — на срок не более чем один год;

Читайте так же:  Оспаривание генетического отцовства

2. из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3. религиозным организациям для строительства здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения — на срок строительства этих зданий, строений, сооружений;

4. религиозным организациям, имеющим на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, — на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями;

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

5. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

2.3. Права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 — 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Решением Собрания представителей г. Владикавказа от 6 июля 2010 г. 15/22 в пункт 2.4 настоящего приложения внесены изменения

2.4. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

2.5. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненно наследуемое владение не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года N 136-ФЗ, сохраняется.

2.6. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

2.7. Распоряжение земельными участками, находящимися у граждан на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

2.8. Каждый гражданин имеет право однократно приобрести бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненно наследуемом владении.

2.9. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

2.10. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2.11. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.12. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

2.13. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

2.14. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

2.15. В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

2.16. Переоформление права на земельный участок, за исключением положений пункта 2.11. настоящего порядка, включает в себя:

подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии со статьей 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, то есть в собственность или в аренду, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 вышеназванной статьи 3;

принятие решения администрацией местного самоуправления г. Владикавказа, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

>
Порядок предоставления юридическим лицам и гражданам земельных участков для строительства без предварительного согласования.
Содержание
Решение Собрания представителей г. Владикавказа от 27 октября 2009 г. N 8/72 «Об утверждении «Порядка оформления.
Читайте так же:  В казахстане какое пособия мать одиночка

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 11.4. Раздел земельного участка

СТ 11.4 ЗК РФ

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Комментарий к Статье 11.4 Земельного кодекса РФ

В результате раздела земельного участка образуются новые земельные участки, а исходный земельный участок прекращает свое существование. Образование земельных участков путем раздела исходного земельного участка может иметь место только в тех случаях, когда земельный участок является делимым.

В соответствии с п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ неделимым является земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ. В связи с этим можно сделать вывод о том, что все иные земельные участки, раздел которых можно осуществить без нарушений предусмотренных ЗК РФ требований, являются делимыми.

Однако необходимо учитывать, что земельный участок при решении вопроса о его делимости или неделимости нужно рассматривать не только с точки зрения его понимания как объекта земельных отношений, но и с учетом того, что земельный участок является объектом гражданских прав .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 119-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 6 и пунктами 3 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации» .

Согласно п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. Ярким примером невозможности раздела земельного участка ввиду необходимости сохранения его назначения является п. 2 ст. 258 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» , которыми предусматривается, что земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. В литературе отмечается, что эти запреты обусловлены необходимостью сохранения фермерского хозяйства как производственной структуры .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249; 2013. N 52. Ст. 7011.

См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3-х т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. Т. 1.

Таким образом, вопрос о разделе земельного участка не во всех случаях может решаться только путем оценки возможности соблюдения технических требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку законодательством могут предусматриваться и иные правила, связанные с существованием особенностей оборота определенных земельных участков как объектов гражданских прав.

Согласно п. п. 4 и 5 комментируемой статьи раздел земельных участков, предоставленных некоммерческим организациям, созданным гражданами для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также земельных участков, предоставленных лицам, с которыми в порядке, предусмотренном ГрК РФ, заключен договор о комплексном освоении территории (ст. 46.4 ГрК РФ), осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (ст. 43 ГрК РФ), что объясняется особенностями образования и предоставления земельных участков для указанных целей (см. комментарий к ст. ст. 11.3, 39.8, 39.10 Земельного кодекса РФ).

Читайте так же:  При рождении первенца материнский капитал

В случае раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривается возможность сохранения земельного участка, раздел которого осуществлен в измененных границах. В таком случае наряду со сведениями об образуемом или образуемых земельных участках в межевой план также включаются сведения о земельных участках, сохраняющихся в измененных границах .
———————————
Подпункт 4 п. 3 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921.

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и выделенного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, законодатель предоставил правообладателю такого земельного участка право самостоятельно подготовить схему расположения образуемых в результате такого раздела земельных участков на кадастровом плане территории. Это представляется вполне логичным, поскольку в соответствии со ст. 11.8 ЗК РФ у правообладателя возникают права на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Комментируемая статья не содержит указания на то, что образуемые земельные участки должны быть смежными, т.е. иметь хотя бы одну общую границу (по аналогии, например, с объединением земельных участков (см. комментарий к ст. 11.6 ЗК РФ)). Это объясняется тем, что в настоящее время Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» допускается возможность проведения кадастровых работ и оформления межевого плана в отношении:

— земельных участков, границы которых представляют собой совокупность контуров, отделенных друг от друга иными земельными участками или землями (многоконтурный земельный участок);

— земельных участков, государственный кадастровый учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и которым при осуществлении такого учета было присвоено наименование «единое землепользование» (единое землепользование);

— частей многоконтурных земельных участков, границы которых представляют собой совокупность контуров, не имеющих между собой общих характерных точек (многоконтурная часть).

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

Статья 268 ГК РФ устанавливает постоянное бессрочное пользование земельным участком. Это право возникает при наличии двух условий: его предоставление строго определенной категории субъектов гражданских правоотношений и переходе в порядке правопреемства. Таким образом, в первом случае говорится о первоначальном способе приобретения этого права. Во втором – о производном.

Кто пользуется бессрочным режимом

Две большие категории субъектов права. Все зависит от времени его возникновения:

  1. Лица, которые обладали участком до 2001 года, до поры, когда был введен в действие ЗК РФ.
  2. Лица, которые стали обладателями режима бессрочного пользования согласно принятому ЗК РФ.

В первой категории относятся граждане и ЮЛ, которые не оформили собственность с существования СССР. Земельные угодья, которыми они владеют на бессрочном пользовании, относятся к разным категориям. Это могут быть садовые участки и промышленные предприятия, здания. Государство активно содействует оформлению земельных наделов в собственность. В частности, вводится упрощенная процедура регистрации права собственности согласно закону о дачной амнистии.

Ко второй категории относятся ЮЛ, указанные в ст. 39.9 ЗК РФ. В частности, это:

  • казенные учреждения органов власти;
  • предприятия;
  • центры наследия, принадлежащие бывшим президентам СССР.

Закон не предъявляет к этой категории обязательного требования, связанного с оформлением права собственности. Они могут использовать земельный надел на праве бессрочного пользования. Решение о том, чтобы предоставить им угодье, принимается вышестоящим органом власти.

Разница в процедуре переоформления для организаций и граждан

Отличие состоит в сроках процедуры. Физические лица вправе рассчитать на переоформление, которое не имеет строго установленных сроков. Это означает, что они могут вывести свой участок из бессрочного пользования в собственность или в аренду когда им будет удобно.

ЮЛ необходимо переоформить земельный надел в сроке до 1 июля 2020 года. Если на земельном наделе находятся объекты линейного типа, например, например, трубопроводы, дороги, ЛЭП, то срок до 1 января 2016 года. Если за это время ЮЛ не предприняло никаких действий в этом отношении, оно наказывается. Ответственность наступает по КоАП. Предполагается наложение на организацию штрафа. Его сумма составляет до 100000. Об этом говорит ст. 7.34 КоАП. А также известны случаи из судебной практики, когда на ЮЛ были наложены соответствующие санкции.

Пропуск сорока грозит для ЮЛ штрафом. И до тех пор, пока он не будет установлен для ЮЛ, заплачен им, ему нельзя будет заняться переоформлением на законном основании.

Категория земельных наделов

Так как земельные угодья предоставлялись гражданам в советское время, не были сформулированы условия передачи, а также виды земельных наделов, которые могли быть переданы. Но государство отказывает в бессрочном пользовании даже казенным учреждениям, если земельный надел относится к стратегически важным землям. Эти наделы ни при каких условиях не могут быть переданы кому-либо. К ним относятся:

  • земли, относящиеся к государственным заповедникам;
  • наделы лесного фонда;
  • угодья, которые подверглись радиационному заражению;
  • участки, имеющие стратегическое назначение.

На перечисленные выше участки установлено право государственного распоряжения ими. Оно исключительное: это значит, что правомочие никому не передаются. Исключение из общего правила составляют чрезвычайные происшествия, обстоятельства, связанные с ведением боевых действий.

Общие положения

Режим, связанный с бессрочным пользованием, выступает разновидностью вещного права. Гражданин обладает землей, но ограничен в распоряжении ею. У него не возникает право собственности на нее. Основанием возникновения этого режима земли является акт, изданный муниципальным органом.

Этот режим предполагает, что граждане вправе пользоваться земельным наделом в течение жизни. Но пока они его не зарегистрируют законным способом, они не вправе его продать, отдать в дар, либо в наследство. Ранее, это право было предоставлено гражданам СССР, в стране в то время не существовала частной собственности. Землепользователи обладали угодьями на этом основании.

На этих условиях земельный участок больше не предоставляется гражданам. Если кто-либо из них имеет землю и пользуется этим режимом, то он должен ее зарегистрировать. Юридические лица, которые обладают землей на праве бессрочного пользования, обязаны зарегистрировать ее в законном порядке. Об этом говорит ст. 3, ч.2 N137-ФЗ от 2001 года. Но исключения из общего правила – это ЮЛ, которые до сих пор вправе получать земельные наделы от региональных, местных органов власти в режим бессрочного пользования.

Читайте так же:  Исковое в суд на раздел имущества

Переоформление земельного надела

Граждане, юридические лица, получившие участок до 2001 года, должны его переоформить. И им предлагается собственность, либо аренда.

Алгоритм переоформления прописан в ЗК РФ. Он состоит из нескольких этапов:

  1. Человек, который пользуется участком, должен найти на него документы. Выяснить кадастровый номер земельного надела, а также регистрацию бессрочного пользования. Для того чтобы понимать, стоит ли надел на учете, необходимо:
  • искать его на публичной кадастровой карте;
  • обратиться в Росреестр.

В регистрирующий орган обычно обращаются, если участок был не найден на кадастровой карте. Соответственно, у пользователя нет понимания того, стоит ли его надел на учете.

Если обращение пользователя возможно через электронную форму, необходимо на сайте регистрирующего органа в разделе под названием «Государственные услуги» оставить запрос на получение выписки из ЕГРН. Выписка характеризует основные характеристики объекта недвижимого имущества, права гражданина или ЮЛ.

Если пользователь решил лично посетить Росреестр, то ему следует написать заявление на предоставление выписки на интересующий его участок.

  1. Гражданин пишет заявление. В нем он просит переоформить режим бессрочного пользования на право аренды и собственности. Разница между этими двумя правовыми режимами состоит в стоимости оформления, а также в правовых возможностях, связанных с оформлением земельными наделами.

Человек получает право собственности и может на этом основании распоряжаться участком по своему усмотрению. Это означает, что надел – это его имущество. Поэтому он может его передать, отдать в дар, написать завещание. Никто не вправе ограничить его в распоряжении имуществом. Кроме случаев, когда на него наложено обременение. Например, гражданин взял ипотеку, и земельный участок передал банку в качестве залога.

Аренда предполагает использование участка и распоряжение им на временной основе. Это период действия одноименного договора. Уплата земельного налога всегда лежит на собственнике. Арендатор передает ему за пользование имуществом определенную плату, размер которой установлен заключенным между сторонами договором.

  1. Заявление вместе с документами передаются в орган, которые предоставил участок на праве бессрочного пользования. Часто этим органом выступает муниципалитет. Но могут быть и власти, как государственного, так и регионального масштаба.
  2. Решение от уполномоченного органа ожидают примерно 1 месяц. Оно может быть двух видов: одобрение или отказ.
  3. Если решение принято в пользу заявителя, то при запросе на аренду, с ним заключают одноименный договор. Если в заявлении человек спрашивал предоставление ему участка на праве собственности, то с ним заключают договор купли-продажи. Но в случае, если участок необходимо выкупить. После подписания соответствующего соглашения право собственности переходит к заявителю. Если земельный надел не подлежит выкупу, например, на нем выстроен дом, который принадлежит заявителю, муниципалитет принимает решение о переходе права собственности к заявителю на безвозмездной основе.
  4. Регистрация перехода права собственности. Этим вопросом на территории России выступает Росреестр в лице разветвленной структуры органов.

Документы, которые необходимы для переоформления

Пакет документов сопровождает любой юридически значимый процесс. Бумаги подаются в уполномоченный орган власти вместе с заявлением. Гражданину понадобятся следующие бумаги:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • решение, вынесенное органами власти о предоставлении земельного надела из режима бессрочного пользования в собственность или в аренду;
  • договор купли-продажи;
  • выписка из ЕГРН с характеристиками участка, а также сведениями о правообладателе;
  • необходима выписка из ЕГРН с информацией о том, где располагается земельный надел, кому он принадлежит на праве бессрочного пользования им;
  • выписка из ЕГРН на строения, сооружения, которые стоят на земельном наделе.

Можно ли зарегистрировать режим постоянного бессрочного пользования

Регистрация этого права необходима только ЮЛ, которым закон до сих пор разрешает пользоваться землей в названном режиме. Частные лица, начиная с 2001 года, обязан переоформить этот режим на право собственности или в арендные отношения. И сделать это однократно.

Схема получения земельного надела на праве бессрочного пользования для ЮЛ проста. Для тех, кто желает приобрести участок, нужно обратиться в муниципалитет. Обычно этот местный орган власти владеет земельным наделом. Администрация рассматривает просьбу ЮЛ и выносит решения. Это может быть, как одобрение, так и отказ. Если орган одобряет инициативу ЮЛ, то создается специальный документ. Он называется решением о предоставлении земельного надела на праве постоянного бессрочного пользования. Это решение принимает вышестоящий орган в муниципалитете. Это решение выступает основанием, дающим право на использование земельного надела.

С организациями, которые обращаются в муниципалитет, заключается договор о бессрочном пользовании. В этом документе обязательно прописываются следующие пункты:

  • кто передает земельный надел, адресат;
  • площадь участка;
  • границы;
  • адрес;
  • расположение;
  • категория и ВРИ;
  • цели использования;
  • полномочия сторон правоотношения.

Отказ в переоформлении

Компетентный орган может не дать согласия. То есть, на заявление, поданное от имени гражданина, поступает отказ. Случаи, при которых этом может произойти, следующие:

  • не оформлен режим бессрочного пользования: в ЕГРН нет информации о том, что конкретный земельный надел принадлежит человеку на этом праве;
  • строения, которые стоят на участке, не зарегистрированы: человек не указан в качестве их собственника;
  • участок стал предметом разбирательства в судебном органе;
  • заявитель не имеет прав на участок: например, в ситуации, когда пользование им оформлено на его маму или папу, а переоформить надел пытаются дочь или сын.

Право бессрочного пользования может прекратиться двумя способами: принудительно или добровольно. Самый простой – это второй вариант. Например, обладатель участком решил, что земля ему не нужна. Он добровольно от нее отказывается, написав соответствующее заявление в муниципалитет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принудительный порядок заключается в изъятии земельного надела у правообладателя. Это может сделать, как государственный орган, так и суд по решению. Оснований немало. Например, в ситуации, когда участок необходим для государственных или муниципальных нужд. За то, что у правообладателя он изымается, предоставляется государством денежная компенсация. Также пользователь участка совершил умышленное виновное деяние, например, использовал его не по назначении земель, ВРИ.

Источники

Раздел земельного участка бессрочное пользование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here