Реализация и защита прав ребенка

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Реализация и защита прав ребенка" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Защита прав несовершеннолетних детей

По законодательству РФ гражданин становится дееспособным после совершеннолетия. До этого момента он считается ребенком и имеет дополнительные права и гарантии, которые обеспечиваются государством. Защитой прав лиц, младше 18 лет, занимаются различные органы и структуры. Такой вариант поддержки утвержден различными сферами законодательства. При нарушении прав несовершеннолетнего к нарушителю могут применяться различные меры, в частности уголовного характера.

Виды прав ребенка

Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.

В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.

Список гарантий по положения статей 54—58 Семейного кодекса РФ:

Все варианты неимущественного типа определяют как основные гарантии, доступные всем гражданам РФ, так и дополнительные, соответствующие категории лиц, наиболее защищенных в рамках правового поля.

Семейный Кодекс РФ, в частности статья 60, определяют права имущественного типа. По данной статье дети обеспечиваются родителями до момента дееспособности. Для родителя существует система наказаний, которая используется при уклонении от этих обязательств.

Несовершеннолетний гражданин имеет право на приобретение имущества с помощью наследования или дарения. До 14 лет все сделки, связанные с распоряжением имуществом любого типа, осуществляет законный представитель. После 14 лет человек сам может заниматься заключением сделок, но с разрешения своего представителя. По 26 статье ГК РФ разрешение должно быть оформлено в письменной форме.

Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений

Дата публикации: 03.02.2015 2015-02-03

Статья просмотрена: 1836 раз

Библиографическое описание:

Стешенко Я. Д., Степанько С. Н. Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/young/archive/1/50/ (дата обращения: 16.03.2020).

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:

— развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

— воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

— воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

— подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

— воспитание уважения к окружающей природе.

По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка».

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования:

— качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

— доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);

— приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями;

— соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

— недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

Читайте так же:  Раздел имущества и долговых обязательств

— наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— непрерывность и системность образования;

— единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным. По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.

Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.).

Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители. Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %). Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г. «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование.

Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003.

2. Конституция Российской Федерации. — М, 1993.

3. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. — М., 2000.

4. Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб., 1998.

5. Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. — Ростов на Дону, 1999.

6. Шкатулла В. И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. — М., 1999.

Защита прав и интересов детей

Защите законных прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне.

Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Читайте так же:  Развод через суд быстро

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Защита прав несовершеннолетних детей

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.
Читайте так же:  Причины взыскания алиментов

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Защита и реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

Наталья Полторацкая
Защита и реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов c международным участием, Барнаул, 24 – 25 апреля 2014 года / под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. –Барнаул : АлтГПА, 2014. – 330 с.

Полторацкая Н. Н.

Атемаскина Ю. В., канд. пед. наук, доцент

ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Актуальность и жизненность заявленной темы определяется ухудшением положения детей в РФ: снижение показателей здоровья и благополучия; рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях; криминализация сознания и поведения; ранняя алкоголизация и наркомания значительной части взрослеющего поколения и др. Совокупность этих и других проблем привела к активизации государственной политики в интересах детей, принятию важных нормативно-правовых документов (Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.) . Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного и важного периода жизнедеятельности каждого человека. Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий, а так же при активном участии в реализации этой задачи всех членов общества.

Исторически понятие детства связывается с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задаёт. С середины ХХ столетия в мире наступает качественно новый этап,прежде всего юридического признания статуса детства взрослым сообществом: Декларация прав ребёнка, Конвенция ООН о правах ребёнка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Безусловно, законы автоматически не могут обеспечить детям наличие детства. Однако их наличие даёт детям гарантию его защиты, защиты их прав и интересов.

Нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во много определяют душевный настрой ребёнка на будущее. В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Что бы зёрнышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ созвучен работе педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми и их родителями (законными представителями). Преимуществом детского сада является возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в конкретной семье.

Дети имеют меньше возможностей для защиты своих прав, чем взрослые. У ребёнка нет физической и психологической зрелости, поэтому и права детей в чём-то глубже, шире, значительнее. На защите интересов ребенка всегда должен стоять мудрый взрослый. Вместе с тем, и у самого ребенка необходимо с ранних лет формировать чувство веры в себя, в свои права, т. к. это связано с позитивным влиянием этих качеств личности на его самоприятие и самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребёнок учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.

Теоретическую основу нашей исследовательской и практической деятельности по защите и реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении составили работы Ю. В. Атемаскиной, Л. Р. Болотиной, С. А. Козловой, Н. И. Элиасберг и др. Мы отталкиваемся от того,что:

— знакомить с правами ребенка и методами их защиты нужно одновременно и взрослых, и детей старшего дошкольного возраста;

— группа дошкольного образовательного учреждения – это общество в миниатюре, имеющее своих лидеров, свои правила жизнедеятельности, обязанности для своих членов и т. д., следовательно, детей нужно учить тому, как строить общественные отношения, реализовать свои возможности, уважать права других и т. д. Это поможет им успешно социализироваться в дальнейшем;

— ознакомление дошкольников с их правами должно вестись одновременно с ознакомлением с их обязанностями. При этом фундаментом для формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях выступает их нравственная культура, нравственная воспитанность;

— важно использовать интерактивные методы и приемы, организовывать социально ориентированные мероприятия, направленные на приобретение участниками опыта позитивного общения с другими людьми, избегания конфликтных ситуаций, а в случае их возникновения — цивилизованного разрешения и т. п.

Далее остановимся на некоторых наших практических достижениях в данной области. Экспериментальная работа проходит на базе МБДОУ № 7 г. Рубцовска Алтайского края под научным руководством канд. пед. наук, доцента Ю. В. Атемаскиной в течение 2 лет. Результаты анкетирования по теме «Права ребёнка», проведённого с родителями на констатирующем этапе эксперимента, позволяют заключить,

что права детей часто нарушаются в семье. Причины нарушения различны. В связи с этим мы решили сочетать просвещение родителей в области прав ребенка с психолого-педагогическим просвещением. Это позволило нам не просто раскрыть сущность того или иного права, а изменить родительские взгляды, заставить их пересмотреть способы своего воспитательного воздействия на ребенка.

Особое внимание было уделено реализации права ребёнка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, унижающего достоинство, на свободное выражение своих взглядов. Использование родителями методов физического воздействия на ребенка (шлепки, затрещины, толкание и др., угроз отразило педагогическую некомпетентность родителей, непонимание ими того что, ориентируясь на тезис «Нас так воспитывали, и мы так будем», они нарушают права ребёнка. После проведенной работы, родители осознали травмирующий характер наказания. Они стали чётче понимать, что существует обратная связь между характером наказания и детским развитием. Полученные данные (наблюдения, анкетирование, деловые игры, беседы, обмен опытом) показали, что большинство родителей стали отдавать предпочтения разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.

Альбом «Секреты семейного воспитания» позволил родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, способами разрешения конфликтных ситуаций, создания условий, способствующих раскрытию творческого потенциала ребёнка, осознать право ребёнка на индивидуальность, т. к. до этого были случаи, когда они в своих детях старались восполнить нереализованные потребности своего детства. Подготовленные родителями презентации позволили им обогатить свои знания о формах организации семейного досуга, тем самым способствуя реализации права ребенка на качественный отдых и досуг.

В работе с детьми мы отдаем предпочтение формам, имеющим многофункциональный характер, способствующим развитию у детей познавательной активности, обеспечивающим их самореализацию, направленным на осознание своих обязанностей перед другими, интересным самим детям. Например, ведётся летопись группы «Счастливое детство». В ней отражена творческая деятельность детей (фото, видео материалы, поэтические странички, взаимодействие с социальными партнёрами, достижения детей в различных видах деятельности, отражающие рост индивидуального мастерства. Флаг группы, речёвка, стенд «Здравствуйте, я пришёл!» способствуют формированию у детей представлений о нормах поведения в группе, о необходимости проявления эмоционально-положительных взаимоотношений со сверстниками. Ежедневно обсуждаются с детьми правила, которые помогают им жить в коллективе, напоминаются обязанности.

Читайте так же:  Отчество ребенка после развода

Совместно с родителями дети оформили книгу «Права ребёнка», в которой в рисунках и иллюстрациях отразили права и обязанности детей, подобрали стихотворения о правах ребёнка. С этого момента дети стараются регулировать взаимоотношения с окружающими их людьми, ссылаясь на эту книгу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Родители начинают осознавать важность реализации прав ребёнка в условиях семейного и общественного воспитания, стали лучше представлять психологический портрет своего ребёнка, больше доверять профессионализму воспитателя, повысили контроль над собственными эмоциями, стали чаще опираться на полученные теоретические знания, в том числе и на обобщённый опыт других родителей. Дети учатся разрешать конфликтные ситуации цивилизованными способами, учитывая желания и позиции других людей, развивается произвольность их поведения, совершенствуется интерес к своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что является основой личностного самосовершенствования.

В заключении еще раз подчеркнем, что защита и реализация прав детей должна выступать основным направлением в работе педагога дошкольного учреждения и вовлечены в нее должны быть родители (законные представители) детей и сами дошкольники.

Социально педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Социально педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении» Уровень развития современного общества влияет и на содержание.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (3 часть) 3. Технологии музыкального воздействия — музыкотерапия. Используется 2 – 4 раза в месяц. Музыкотерапия — создание такого музыкального сопровождения,.

Консультация для старших воспитателей ДОУ «Организация оперативного контроля в дошкольном образовательном учреждении» 2 слайд Контроль в дошкольной организации – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям.

Консультирование в дошкольном образовательном учреждении Сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной,благоприятной для психического развития- главная задача педагога-психолога. Психолог.

Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении Проектный метод в ДОУ Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие модернизации.

Организация современной системы физического развития в дошкольном образовательном учреждении Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других, так как.

Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Собираю добро по крупинкам, По кусочкам, по малым пылинкам. В.

Выступление на родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка» Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно.

Взаимодействие с семьёй в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые задачи перед дошкольными образовательными учреждениями. Взаимодействие.

Создание условий в семье и в школе для реализации прав детей

Рудковская Юлия
Создание условий в семье и в школе для реализации прав детей

«Создание условий в семье и в школе для реализации прав детей»

Выступление подготовлено социальным педагогом Рудковской Ю. Б.

В настоящее время работа социально-психологической службы направлена на создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании своевременной помощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из её реальных и потенциальных возможностей и способностей.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том,что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся;

содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

На современном этапе развития нашего общества подмена духовных ценностей материальными приводит к всёбольшему расслоению на два социально-противоположных класса: богатых и бедных. Нельзя не заметить падение социально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.

За последние время заболеваемость детей до 14 лет увеличилась в разы. В настоящее время не более 3 % детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми.

Увеличилось число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственная работоспособность учащихся. В связи с ухудшением состояния здоровья не более 10% детей в полном объеме справляются со школьными требованиями. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение — ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве. И, тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей.

Права детей как общечеловеческая ценность являются главным ориентиром в работе социального педагога, что позволяет рассматривать социально-педагогическую работу как общественную и профессиональную деятельность, главная доминанта которой — защита прав ребенка, членов его семьи.

Основные правовые документы по защите прав детей:

Декларация прав ребенка 1959

Конвенция о правах ребенка

Семейный кодекс РФ

Закон об основных гарантиях прав ребенка

Закон об образовании

Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям.

Особо следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены.

Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон особо выделяет детей:

— оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— оставшихся без попечения родителей;

— инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

— жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

Читайте так же:  Способы защиты прав и свобод детей

— из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— оказавшихся в экстремальных ситуациях;

— отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

— проживающих в малоимущих семьях;

— с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Принципами деятельности социальной службы являются-

Личностный подход к ребенку, реализуемый по формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение проблемы.

Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог обеспечивает реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлениисоциальный педагог осуществляет:

— профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка;

— защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);

— просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость.

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

— помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т. д.);

— помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;

— бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;

— помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т. д. ;

— если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы,родителями и детьми:

— осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;

— играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;

— играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;

— помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

— привлечение детей к организации (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;

— вовлечение детей в различные детские объединения, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов.

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

— привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;

— вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т. д.);

— организацию отдыха детей в летних лагерях;

— содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;

— организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.Социальный педагог:

— оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;

— содействует в оформлении опекунства;

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

— выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;

— укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

— выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети, опеке, попечительстве;

— защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

Создание условий для реализации задач игровой деятельности как средства речевого развития детей младшего возраста Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования,.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе. Создание условий для речевого развития детей дома» Кабанова Н. А., учитель-логопед ГБОУ НАО «СШ №4 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов» Консультация для родителей.

Консультация «Нормативные основы прав детей в ДОУ и семье» Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Проведенные в 1990-е годы реформы российского.

Консультация «Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ» Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ требуется рассматривать в.

Консультация для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста в семье» Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление.

Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей Одним из приоритетных направлений современной системы образования обозначено духовно-нравственное воспитание детей. Наш детский сад не стал.

Видео (кликните для воспроизведения).

Создание условий по формированию социальных компетенций при подготовке старших дошкольников к обучению в школе Создание условий по формированию социальных компетенций при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Детство.

Источники

Реализация и защита прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here