Социально педагогическая деятельность при усыновлении ребенка

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Социально педагогическая деятельность при усыновлении ребенка" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Приложение N 18. Отчет об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя)

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 18
к Порядку формирования, ведения и
использования государственного
банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей

ОТЧЕТ
об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя)

1. Обеспечение потребностей ребенка.

(Дать характеристику основных потребностей и как они удовлетворяются на момент проверки, указать, что требуется предпринять, что было сделано (не сделано) из намеченного в ходе предыдущего обследования).

Здоровье: физическое развитие — рост, вес, проблемы, принятые меры, прохождение ежегодного медицинского осмотра, прививки.

Образование: успехи, проблемы, их соответствие возрасту, форма освоения образовательных программ, тип образовательной организации, дополнительное образование (указать, какие образовательные организации дополнительного образования детей посещает ребенок; указывается в зависимости от возраста ребенка).

Обеспечение развития способностей ребенка: доступ ребенка к играм, кружкам, спорту.

Внешний вид и адаптация к социальным требованиям: соответствие одежды возрасту, полу, культуре, религии, личная гигиена, адекватность поведения ребенка в различной обстановке, восприятие советов усыновителей.

Навыки самообслуживания: умение одеваться, самостоятельно питаться, решать социальные и бытовые проблемы.

2. Способность усыновителей обеспечивать потребности ребенка.

Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка — в пище, жилье, гигиене, обеспечение одеждой, предоставление медицинской помощи.

Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту).

Как усыновители проявляют свою привязанность, есть ли расположение, требуемое для того, чтобы ребенок почувствовал эмоциональное тепло.

3. Факторы семьи и окружения.

Семейная история: влияние на жизнь ребенка в настоящее время истории семьи усыновителей — кто живет в доме и как это влияет на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, об изменении гражданского статуса или семейного положения усыновителей, семейные ценности и традиции, природа отношений усыновителей с родственниками и между собой, влияние этих отношений на ребенка.

Социальные связи семьи: с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Жилищно-бытовые условия проживания семьи:

общая и жилая площадь; принадлежность и благоустроенность жилья; санитарно-гигиеническое состояние — хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; дополнительные сведения о бытовых и финансовых условиях жизни.

Наличие у ребенка: отдельной комнаты, кровати, места для игр, занятий, игрушек, книг, режима дня и питания.

Работа: кто работает, наличие или отсутствие работы, режим работы, изменения в работе и как это влияет на ребенка.

Доход: достаточен или нет, как это влияет на ребенка, обеспечен ли ребенок всем необходимым (хватает ли одежды, обуви, мягкого инвентаря, игрушек, школьно-письменных принадлежностей), оплата специализированных кружков, школ.

Ресурсы по месту жительства: доступность образовательных организаций, организаций культуры, медицинской организации.

1. Сформулировать, что требуется обеспечить (по 3-м разделам — потребности ребенка, способность усыновителей обеспечивать потребности ребенка, факторы семьи и окружения) и что для этого требуется сделать (изменить) усыновителям.

2. Требуется ли дополнительная помощь семье и ребенку и кто ее предоставит.

1. При составлении отчета необходимо соблюдать конфиденциальность.

2. При усыновлении (удочерении) иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, лицами без гражданства, ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, отчет готовится на бланке компетентного органа, взявшего на себя соответствующие обязательства. К отчету прилагаются фотографии ребенка на момент составления отчета.

http://base.garant.ru/70904076/bee976e0e5b083e94e25d2b1052ca0ae/

Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Причины потери попечения родителей. Исторические корни современной системы опеки и попечительства. Понятие опеки и попечительства. Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат. Устройство детей в семьи. Патронатные семьи. Семейный детский дом.

Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами.

Инвалидность как социальная проблема. Дети-инвалиды: социальный статус, специфика. Заболевания, вызывающие инвалидность. Порядок установления инвалидности. Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами. Профилактика детской инвалидности. Реабилитация детей-инвалидов в специальных учреждениях. Профессиональное обучение детей-инвалидов. Социальные институты для детей-инвалидов в Пензенской области. Основы инклюзивной педагогики. Реализация прав детей с особыми образовательными потребностями на образование.

Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

Предпосылки девиации детей в подростковом периоде. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющее поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, аддиктивное, деликвентное, криминальное поведение подростков: общее и различия. Факторы девиации подростков.

Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Профилактика и лечение детского алкоголизма.

Наркомания как социально-педагогическая проблема общества. Дети-наркоманы: причины появления и образ жизни. Причины и последствия употребления наркотиков. Профилактика наркомании. Реабилитация наркоманов.

Проституция как форма проявления девиантного поведения. Причины детской проституции. Социально-педагогическая деятельность с детьми, занимающимися проституцией.

Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

Преступность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних. Социальные и психологические проблемы и особенности несовершеннолетних преступников. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: специальные школы, специальные профессиональные училища, воспитательные колонии. Цели, особенности их работы.

Банк заданий

Обучающийся учится плохо, на уроках не работает, на замечания и призывы учиться, слушать педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет и стану юристом, у моего дяди в городе большие связи».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

Педагог, уставший от постоянного шума на занятиях: «Зачем вы приходите в школу? Разве не для того, чтобы чему-то научиться?»

Ученики хором: «Мы приходим общаться с друзьями!»

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

К четвертому уроку учащиеся устали, шумят, громко разговаривают. Педагог объявляет физкультминутку. Большинство радуются смене деятельности, выполняют упражнения с удовольствием. Однако несколько человек остаются сидеть, отказываясь участвовать. Педагог спрашивает: «Почему вы сидите?». Они отвечают: «А мы не хотим ничего делать».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

На первом уроке ученик лежит на парте, глаза сонные, он почти спит. Педагог спрашивает: «Что с тобой происходит? Во сколько ты сегодня лег?». Ученик отвечает: «Я поздно лег спать — в три или в четыре утра, я не помню». Педагог: «А чем же ты занимался?» Обучающийся: «На компьютере в он-лайне играл».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

Во время контрольной работы обучающийся просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случиться?»

Читайте так же:  Разделяют ли детей при разводе

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

6. Педагог: «Откройте тетради, записывайте…» Видя, что один из обучающихся не пишет, педагог спрашивает: «А ты почему ничего не пишешь?». Обучающийся отвечает: «А зачем мне писать. Я буду лучше внимательно слушать и запоминать».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

7. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!» Обучающийся: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

http://megaobuchalka.ru/13/46615.html

Лекция № 3. Организация социально — педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей

Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)». Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.
Попечительство — понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
• умерли;
• лишены родительских прав;
• ограничены в родительских правах;
• признаны безвестно отсутствующими;
• недееспособны (ограниченно дееспособны);
• отбывают наказание в исправительных колониях;
• обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
• уклоняются от воспитания детей;
• отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей и социального сироту.

Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы, Отмечается рост таких детей и в развивающихся странах.

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов.

Можно выделить несколько ее признаков:

наличие у родителей определенной профессиональной квалификации,

соответствующей психолого-педагогической подготовки такой семьи;

оплата услуг деятельности такой семьи;

время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей;

работа приемных родителей происходит в их собственном доме.
Деятельность временной приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение.

При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др.

Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение к нему, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией.

Основная цель такой семьи — поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий.

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Этапы социально-педагогической деятельности:

первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у её членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи).

Читайте так же:  Данные свидетельства о рождении ребенка что писать

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса.

Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качества родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).
Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

http://nsportal.ru/vu/shkola/sotsialnaya-pedagogika/organizaciya-osnovnyh-napravleniy-socialno-pedagogicheskoy/lekciy-1

Что нужно знать об усыновлении

Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день в Республике Беларусь существует несколько семейных форм устройства детей на воспитание:

Усыновление. Что это?

Усыновление – наиболее предпочтительная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Десять «ВЗРОСЛЫХ» вопросов об усыновлении

1. Куда следует обращаться по вопросам усыновления?

Ответ: полную информацию о возможностях и путях усыновления можно получить в отделе образования, спорта и туризма Брагинского райисполкома, а также в Национальном центре усыновления (телефоны в г. Минске 284-71-51; 292-67-01; 331-06-17), который имеет свои региональные представительства во всех областных центрах (телефон в г. Бресте 44-38-72; телефон в г.Витебске 47-77-28; телефон в г. Гомеле 70-35-08; телефон в г. Гродно 74-08-49; телефон в г. Могилеве 27-94-43).

2. Есть ли очередь на усыновление детей?

Ответ: да, такая «очередь» есть. Все желающие усыновить принимаются на учет. Гражданин Республики Беларусь, не имеющий правовых и медицинских противопоказаний к усыновлению, имеет право усыновить ребенка. Сегодня для усыновления предлагаются дети разного возраста (до 18 лет) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей ориентированы на усыновление малыша – ребенка от рождения до 4-5 лет. В домах ребенка и детских домах число детей «малышкового» возраста невелико. Именно поэтому желающие усыновить малыша вынуждены ожидать появления кандидатуры ребенка желаемого возраста.

3. Сколько времени занимает процедура усыновления?

Ответ: на первом этапе (этапе документального оформления) процедура усыновления осуществляется гражданами самостоятельно. В зависимости от активности гражданина сбор документов осуществляется в срок от 1 недели до нескольких лет. Для «старта» процедуры усыновления кандидаты в усыновители предоставляют в отдел образования, спорта и туризма по месту жительства три документа:

— медицинскую справку о состоянии здоровья;
— документ о доходах и занимаемой должности;
— документ о наличии жилищных условий.

Иная документация для усыновления готовится специалистами отдела образования, спорта и туризма в месячный срок по принципу «одного окна». Обязательным элементом подготовки к усыновлению является психологическая диагностика и подготовка кандидатов в усыновители к выполнению родительской роли. Эти мероприятия проводятся в Брагинском районном социально-педагогическом центре. Далее следует процедура знакомства с детьми, подлежащими усыновлению. Все люди по-разному принимают судьбоносное решение об усыновлении конкретного ребенка. Некоторым для принятия решения необходимо несколько часов, некоторым – несколько дней, а иным – несколько лет. Поэтому однозначно сказать, сколько времени потратит та или иная семья на усыновление ребенка, можно только после того, как семья пройдет этот путь.

4. Какие денежные траты несут кандидаты в усыновители?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: специалисты, участвующие в усыновлении, оказывают безвозмездные (т.е. бесплатные) услуги гражданам. Так как усыновление устанавливается судом, то при подаче заявления об усыновлении в суд кандидаты в усыновители оплачивают государственную пошлину в размере двух базовых величин. Все юридические, психологические, педагогические консультации проводятся БЕСПЛАТНО в режиме рабочего времени (понедельник-пятница, с 08-30 до 17-30).

5. Правда ли, что для усыновления надо пройти специальную подготовку, в чем она заключается?

Ответ: Для усыновления ребенка кандидаты в усыновители проходят диагностическое обследование и обязательное обучение по подготовке к приему ребенка в семью. Обследование занимает 3-4 часа. Обучение – 30-часовой курс интересных лекционных занятий, которые преподают психолог социально-педагогического центра и социальный педагог.

6. Могут ли одинокие люди усыновить ребенка, или усыновлять детей можно только супружеским парам?

Ответ: Люди, не состоящие в браке, имеют право на усыновление детей наравне с супружескими парами. Как правило, детей усыновляют супруги.

7. Как можно выбрать ребенка для усыновления?

Ответ: кандидаты в усыновители самостоятельно выбирают ребенка для усыновления. Для этого специалист отдела образования, спорта и туризма предлагает кандидатам в усыновители стандартную информацию обо всех детях, подлежащих усыновлению, которая включает анкетные данные ребенка, его фото, информацию о состоянии здоровья, обстоятельствах юридического статуса (где находятся биологические родители ребенка, что с ними, почему они не воспитывают ребенка, есть ли родственники у ребенка), краткую историю жизни. Если представленная информация о ребенке заинтересовала потенциальных усыновителей – выдается письменное направление на знакомство с ребенком, организуется контакт с ребенком в учреждении, в котором он находится. Выбирать кандидатуры детей для усыновления можно неоднократно.

8. Есть ли в Беларуси специальные организации, в которые можно обратиться с проблемами в усыновлении?

Ответ: разумеется, есть. В нашей стране существует широко развитая сеть государственных социально-педагогических учреждений и психологических служб, куда можно обратиться по различным вопросам, связанным с усыновлением. Услуги этих учреждений и служб бесплатные. По всем вопросам, касающимся усыновления, можно обратиться в Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь, а также в Брагинский районный социально-педагогический центр либо региональное представительство Национального центра усыновления в г.Гомеле.

9. Охраняется ли тайна усыновления законом?

Ответ: безусловно, да. Никто из осведомленных об усыновлении не имеет права сообщать, кому бы то ни было сведения об усыновлении. Каждая семья по-своему относится к тайне усыновления. Некоторые усыновители никакой тайны из усыновления не делают, уважительно относятся к истории жизни ребенка, к обстоятельствам, в силу которых родные родители ребенка были вынуждены отдать его на усыновление или в детский дом. Другие усыновители всю жизнь дрожат от страха, «что кто-то сообщит ребенку о том, что он не родной». В общем, как сказал поэт: «Каждый выбирает по себе…».Специалист сферы усыновления даст однозначный совет не скрывать тайну появления ребенка в семье от ребенка. Невозможно воспитывать ребенка в ситуации недоверия, пренебрежения его истоками. Как бы мал не был ребенок в момент усыновления, — он должен знать, кто он и откуда. Лучше рассказать ребенку об истории его жизни и усыновления, вместе с ним найти ответы на все вопросы. Усыновление – серьезная духовная практика. Малодушным, боязливым, зависимым от чужого мнения и косого взгляда лучше не заниматься усыновлением. Усыновление – возможность родительства для самодостаточных, уверенных и самостоятельных людей.

Читайте так же:  Текст нового закона о домашнем насилии

10. Поддерживается ли семья, в которой растет усыновленный ребенок, материально?

Ответ: Да. Ежемесячно на содержание усыновленного ребенка и до его 16-летия по письменному заявлению усыновителей выплачивается государственное пособие, которое составляет ощутимую поддержку семейному бюджету.

Десять «ДЕТСКИХ» вопросов об усыновлении

1. С какого возраста молодой человек может усыновить ребенка?

Ответ: ты можешь усыновить ребенка только по достижении совершеннолетия. Если ты несовершеннолетний, но законно приобрел полную дееспособность (зарабатываешь и можешь содержать ребенка), ты также можешь стать усыновителем. Однако ты должен помнить, что для воспитания мало иметь материальный доход, надо также иметь жизненный опыт, а он приобретается с годами. Иначе чему ты сможешь научить усыновленного малыша?

2. Можно ли меня усыновить?

Ответ: если ты ребенок-сирота, или остался без попечения родителей, тогда тебя можно усыновить. Твой правовой статус, т.е. факт, что твои родители не могут заниматься твоим воспитанием по каким-то причинам, должен быть подтвержден документально.

3. Предположим, кто-то из взрослых хочет меня усыновить. Будут ли спрашивать мое мнение по этому вопросу?

Ответ: разумеется, да. Если усыновляется ребенок старше 10 лет, то обязательно письменно выясняется его мнение по этому вопросу. Если ребенок против усыновления, вряд ли суд примет положительное решение об усыновлении. Если ребенку меньше 10 лет, то с ним обязательно беседуют независимые эксперты – социальный педагог, психолог. Эксперты пытаются выяснить у ребенка его мнение по этому вопросу устно. Конечно, как ты сам понимаешь, труднее всего выяснить мнение об усыновлении у малыша до 3-4 лет, ведь в этом возрасте дети еще плохо говорят, да и не особенно соображают. Тогда эксперты наблюдают, как относится ребенок к будущим усыновителям, радуется ли он при встрече с ними, или наоборот – пугается; идет ли малыш на контакт со взрослыми, которые хотят его усыновить, или, напротив, избегает контактов с ними. По этим и некоторым другим признакам эксперты делают вывод о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка, хорошо ли будет малышу в новой семье.

4. Если меня усыновят, смогу ли я общаться со своими настоящими родителями?

Ответ: Усыновить можно только ребенка, чьи связи и правоотношения с родителями полностью прерваны (к примеру, родители ребенка умерли, лишены родительских прав, неизвестны, признаны недееспособными). Усыновление полностью прерывает связи между ребенком и его родителями, кровными родственниками. Поэтому общаться со своими настоящими родителями усыновленный ребенок не может.

5. Я знаю, что был усыновлен. Где я могу узнать правду об этом? Кто мне может дать какую-нибудь информацию о моих настоящих родителях?

Ответ: узнать правду о факте своего усыновления, а также имеющиеся сведения о своих настоящих родителях ты сможешь, поговорив со своими усыновителями. Если они по каким-то причинам не смогут тебе рассказать о твоей жизненной истории, тогда по достижении совершеннолетия ты сможешь обратиться в отдел образования, спорта и туризма по месту жительства. Если ты знаешь, в каком суде устанавливалось твое усыновление, ты имеешь право получить эту информацию и от суда.

6. Какие права имеет усыновленный ребенок?

Ответ: усыновленный ребенок имеет такие же права, как и родной ребенок. Усыновленный носит фамилию усыновителей, по закону наследует их имущество. Права детей, закрепленные в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», равны.

7. Какие права имеют усыновители?

Ответ: усыновители имеют такие же права, как и родители.

8. Кто и как проверяет условия жизни ребенка в семье, которая его усыновила? Можно ли забрать усыновленного ребенка из семьи, в которой ему плохо?

Ответ: контроль за условиями жизни детей в семье усыновителей ведут специалисты отдела образования, спорта и туризма и районного социально-педагогического центра. Если выясняется, что усыновленному ребенку в семье плохо – его бьют, унижают, не занимаются воспитанием, суд может отменить решение об усыновлении. Ребенка заберут из такой семьи.

9. Чем отличается усыновленный ребенок от ребенка, воспитывающегося в опекунской или приемной семье?

Ответ: объемом правоотношений с усыновителями, опекунами и приемными родителями. Если усыновленный ребенок после усыновления получает статус «сына», «дочки», то ребенок, устроенный в опекунскую или приемную семью остается воспитанником таких семей: он продолжает носить СВОЮ фамилию; у него есть возможность общаться со своими родными родителями или родственниками; он не может претендовать на наследство, как усыновленный. Воспитанник опекунской, приемной семьи продолжает оставаться сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, тогда как усыновленный теряет свой сиротский статус, получая семью навсегда, т.е. пожизненно.

10. Что лучше для ребенка: усыновление или воспитание в интернате?

Ответ: конечно, самым лучшим для ребенка является жизнь в семье. Никакой интернат не заменит ребенку маму и отца. И не важно, родные это для ребенка люди, или люди, которые его усыновили. Главное, что ребенка любят, за него переживают, о нем думают, о нем заботятся. ВСЮ ЖИЗНЬ .

http://spcoshm.schools.by/m/pages/chto-nuzhno-znat-ob-usynovlenii

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Этапы социально-педагогической деятельности Функции деятельности социального педагога Методы социально-педагогичес­кой деятельности
1. Поиск приемной семьи Информационная Анкетирование, беседа, интервью, изучение баз данных
2. Изучение будущих прием­ных родителей Диагностическая (пер­вичная диагностика) Анкетирование, беседа
3. Посещение семьи и учреж­дений, в которых находился ребенок (кризисная семья, приют, детский дом и др.) Посредническая Наблюдение, беседа
4. Изучение будущей прием­ной семьи и ее окружения Диагностическая (углуб­ленная диагностика) Анкетирование, тестирова­ние, беседа, убеждение, изучение документации
5. Вводное обучение Лекция, рассказ, беседа, видеофиль­мы Обучающая (предвари­тельное обучение) Лекция, беседа, наблюде­ние, убеждение, упражне­ния
6. Помещение ребенка в при­емную семью; углубленный курс обучения приемных ро­дителей Патронирующая

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья;

На этом этапе соци­альный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету, участву­ет в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, предла­гают заполнить анкету, в которой будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоро­вья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или вре­менная приемная семья. Таким об­разом, начинается предварительная диагностика потенциаль­ной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспита­нием.

Читайте так же:  Раздел имущества после смерти отца

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Соци­альный педагог проводит беседы с членами семьи, определяет педаго­гический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог со­вместно с другими специалистами обследует ближайшее окру­жение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это мо­жет проводиться путем беседы или анкет. Также могут быть запросы в органы общественного по­рядка и в поликлинику (для оценки здоровья при­емной семьи).

Пятый этап связан с предварительным курсом обу­чения будущих родителей, который может включать теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он раз­рабатывает программу вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этой случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребен­ка в приемную семью социальный педагог выполняет патрони­рующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной се­мье. Проводи­тся углубленный курс обучения родителей, социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения зависит от многих обсто­ятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездет­ная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудив­шие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от инди­видуальности ребенка (возраст, пол, нали­чие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения

Если ребенок не усыновлен и не по­падает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения.

В домах ребенка воспитываются дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интер­наты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов со­стоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и по­лучают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Задачи детских домов:

Ø создание благоприятных, комфортных условий, прибли­женных к домашним;

Ø обеспечение охраны здоровья детей;

Ø обеспечение медико-пе­дагогической и социальной адаптации;

Ø охрана интересов и прав воспитанников;

Ø освоение детьми образовательных программ;

Ø формирование общей культуры воспитанников, их адап­тация к жизни;

Ø формирование потребностей у воспитанников к саморазви­тию и самоопределению;

Ø создание условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно иссле­дованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихо­жан, Е. О. Смирновой и др.

В детском доме ребёнок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком, более регламен­тированный характер деятельности ребенка по сравнению с се­мьей. Поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием при­знать свою вину.

У старших детей возникают проблемы, связанные с получением личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), с получением жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), с трудоустройством выпускников и их дальнейшим профессиональным образованием.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2537 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/9_21823_sotsialno-pedagogicheskaya-deyatelnost-s-priemnoy-semey.html

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями — усыновлением или передачей на государственное попечение.

Усыновление— это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.

Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда.

Государственное попечениесоздание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность с приемной семьей и в детских домах, специфику и особенности работы социального педагога по сравнению с другими специалистами, которые работают с детьми-сиротами.

Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором — роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком.

Опекунская семья, таким образом, полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Семья усыновителей по существу является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все нрава и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Усыновление ребенка может проходить в несколько этапов: вначале ребенку пытаются найти усыновителей в данном регионе; если этот вариант не разрешается, тогда усыновителей ищут в пределах страны; затем возможно международное усыновление.

Еще одна разновидность приемной семьи — временная приемная семья. Это новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства.В России приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, пожалуй, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.

Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки такой семьи; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме.

Деятельность временной приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы:

возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др.

Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потери родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами.

Читайте так же:  Регистрация заключения и расторжения брака

Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение к нему, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией.

Основная цель такой семьиподдержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий.

Внедрение института приемной семьи требует прежде всего создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей приемных родителей и др.

Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социального педагога с приемными семьями:подбор семейных пар, обучение родителей, патронирование их деятельности по вопросам обучения и воспитания детей. Следует иметь в виду, что деятельность социального педагога всегда выступает совместно с деятельностью других специалистов: социальных работников, медиков, психологов, дефектологов и других.

При подборе приемных семей социальному педагогу наряду с другими специалистами важно знать, кто может выступать в качестве приемных родителей, каковы мотивы принятия ребенка в семью, каковы условия проживания семьи, позволяют ли они осуществлять достойное воспитание и развитие ребенка.
В качестве приемных родителей могут выступать: семейные пары, имеющие собственных детей, семейные пары без детей, неполные семьи, одинокие люди.

Выделяют целый комплекс мотивов, побуждающих людей взять на постоянное или временное воспитание ребенка в семью. К ним относятся:
— желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам иметь собственного;

— смерть собственного ребенка;

— гибель близких родственников;

— желание иметь детей, в то время как свои собственные дети уже выросли;

— чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;

— религиозные мотивы и другие.

Обычно приемные родители руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Однако наряду с позитивными мотивами могут выступать и отрицательные мотивы, такие как материальная выгода, физическая эксплуатация детей и др. Социально-педагогическая деятельность, как и любой вид деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является — нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельностивыступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступают семья, ребенок в приемной семье.

Социально-педагогическую деятельность с приемной семьей можно условно разделить на ряд этапов, выделить для каждого этапа функции деятельности социального педагога и методы этой деятельности.

Этапы социально-педагогической деятельности:

первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей.Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у её членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи).

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами как для ребенка, так и для родителей.

Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качества родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).
Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

| следующая лекция ==>
В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка | ЛЕКЦИЯ 15

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2152 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/8_35398_sotsialno-pedagogicheskaya-deyatelnost-s-priemnoy-semey.html

Социально педагогическая деятельность при усыновлении ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here