Виды насилия детей в семье

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Виды насилия детей в семье" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Виды насилия детей в семье

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей[4].

Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.

Виды насилия над детьми:

Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм ребенка: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в семье над ребенком имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской или женской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Физическое насилие в отношении детей происходит в устойчивых супружеских парах, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Дети, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение, и готовность к многократному прощению обидчика, так как ими являются их родители. Это терпение связано с чувством страха, любовь к родителям.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.

Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

— высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);

— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.

Терроризирование угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

— помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

— оставление его в опасной ситуации;

— нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;

— угроза совершения насилия над самим ребёнком;

— угроза совершения над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)

Изоляция последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;

— необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Игнорирование отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

— нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

— взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

— отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

Особенности поведения младшего школьника, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:

беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание. Заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Сексуальное насилие — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми.

Экономическое насилие — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п[5].

Пренебрежение основными нуждами ребёнка — нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

— оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;

— лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.

Особенности внешнего вида ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомлённый вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков), педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Насилие над детьми — что это такое

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Читайте так же:  Как подавать на развод через суд

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Как развивать и воспитывать детей, не применяя насилие

Используя природное желание ребенка учиться и понимая врожденные свойства его психики, особенности и таланты, процесс развития и воспитания можно сделать очень увлекательным и эффективным, если освоить навык вовлечения ребенка в образовательные и развивающие процессы. Именно вовлекать, а не заставлять, наказывать и пугать.

Понимание, что у людей с разными свойствами психики разные приоритеты, в том числе в еде и напитках, разная потребность не только в продолжительности сна, но и во временных промежутках дня и ночи — все это может полностью нивелировать поводы для насильственных действий. Кому-то важна дисциплина, а кому-то важна тишина. Важно понимать особенности процесса воспитания детей в семье, в садике, в школе, во дворе, в детских организованных коллективах. Отличать естественное ранжирование детей от проявления насилия друг к другу. Понимать важность своевременной социализации детей — посещение садика и других детских развивающих учреждений.

Прекрасным дополнением к этому может стать использование наглядно-действенного мышления и эмоционального заражения личным примером в привитии детям навыков, которые хотим развить — чтение книг, семейные ужины в теплой доверительной обстановке. Приобретенные в детстве навыки определяют то, из чего будет соткана жизнь человека — из любви к людям или из ненависти и злорадства к ним, из приоритета человеческой жизни или жизни собачек и кошечек.

Прервать поток всех видов насилия над детьми возможно при условии осознания людьми всей масштабности этой проблемы и желания исправить эту ситуацию. Люди, которые сейчас применяют насилие к детям, сами являются жертвами насилия. Иначе бы у них не было склонности к совершению насильственных действий над своими детьми.

В настоящее время с помощью знаний тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» возможно устранить психотравмы, полученные как в детском возрасте, так и во взрослом состоянии, и значительно улучшить качество своего психического состояния.

«… Сейчас моему сыну 10 лет. До 4 лет он говорил простыми звуками: мама, баба, му, гав, ням и т.д. Из 33 звуков (букв) он не выговаривал 28. Были усиленные занятия с логопедом, а результаты плачевные: с первых уроков отставание в развитии речи, отставание в письме, чтении. На стихи из двух четверостиший уходили целые выходные. Целый ком проблем и вопросов, который нарастал и нарастал… Я очень переживала, мельтешила, повышала на сына голос, думала, смогу докричаться до него… требовала соображать быстрее, быстрее… Тормоз, думала я, весь в отца… Я кричала каждый день как ненормальная и не могла остановиться… В итоге во втором классе он стал заикаться.

…После прохождения тренинга у меня невероятные результаты. Я и не предполагала, что жизнь меняется легко и просто с первых лекций. Моё состояние изменилось!
У меня больше нет страхов, фобий и прочих негативных состояний и больше не будет никогда. Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном. На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости…»

Более подробно узнать о том, что необходимо делать, чтобы вырастить счастливых и реализованных детей, понять причины насилия над детьми и как устранить последствия насилия, перенесенного в детстве, как искоренить все виды насилия над детьми в семье и социуме, можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Галина Кузьменко
Редактор Янина Буракова
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

28 Фев, 2019 Комментариев: 2 Просмотров: 846
Теги: Всё о детях психология

Видео (кликните для воспроизведения).

Музыка

Random playback
Насилие в семье: виды, формы, последствия | Печать |
Родителям — Советы психолога
17.04.2017 17:03

«Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо.

Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Для детей – это также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Для детей — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.

Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме, как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы. Для детей — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие.

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями.

Экономическое насилие в семье, такое как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм выражения эмоционального давления и оскорбления.

Некоторые советы помогут вам, если не кардинально изменить сложившиеся обстоятельства, то хотя бы взять себе небольшой перерыв на раздумье. Если у вас есть возможность надежно пристроить ребенка, то выходите на работу. Может она и не сделает вас материально независимой, то самооценку поднимет точно.

Попробуйте разъехаться на время: пусть супруг поживет у своей мамы, друга, в гостинице. Но не уходите из дома сами. Никогда!
Можно, конечно, пригрозить и милицией, и засвидетельствовать нанесенные побои – это не будет лишним при бракоразводном процессе, но не будет решением ситуации.

Если у вашего супруга адекватные вменяемые родственники, поставьте их в известность, о его поведении, и о том, что вы вынуждены терпеть моральные унижения и рукоприкладство.

Никогда не показывайте внешне, что вы его боитесь, даже, если вам действительно иногда становиться страшно. Найдите в своем городе кризисный центр. Опытные психологи помогут вам справиться с паническим состоянием беспомощности, собственной несостоятельности, одиночества и вам, и вашим детям.

Однако самый действенный способ защитить себя – это, к сожалению, полный разрыв отношений. Но терпеть всю жизнь, остаться, мучить себя и детей – это гораздо худшее и болезненное решение.

Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Анна Лаптева
Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия«

Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.

Дети поначалу походят на промокашки:

впитывают в себя все, что грамотно или безобразно

написано родителями.

Задачи собрания:

• Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.

Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети«

Виды психологического насилия над детьми

Психологическое насилие над детьми особенно многолико и наиболее скрыто от понимания, что это насилие. Остановимся на наиболее распространенных ошибках воспитания, которые травмируют психику детей:

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершают мужчины из ближайшего окружения ребенка. Это мужчины или подростки с особенностями психики, которые проявляются сексуальным влечением к детям. Условно можно выделить два вида сценариев развития долговременных насильственных действий над ребенком.

  1. Педофил предварительно выстраивает с потенциальной жертвой доверительные отношения и под видом интриги «у нас будет с тобой секрет от всех» может совершать систематические насильственные действия над ребенком.
  2. Педофил силой завладевает ребенком и под угрозой расправы над ним заставляет его молчать.

Если к ребенку на улице подходит мужчина — это должно насторожить. Нормальные мужчины к чужим детям на улице не подходят. Это может быть или педофил, или психически ненормальный.

Важно научиться определять мужчин, которые могут совершать сексуальное насилие, чтобы защитить от насилия детей. Это мужчины с анальным вектором, которые систематически в своей речи или письме используют туалетную лексику или пачкают все и всех в смыслах. Когда такой мужчина предлагает одинокой женщине с ребенком руку и сердце, необходимо понять, на ком он в действительности хочет «жениться» — на ней или на ее ребенке.

Мужчины в состояниях тяжелых социальных или сексуальных фрустраций могут совершать насилие и над детьми и над женщинами.

Внешне это бывают добрые и заботливые мужчины, которые могут предлагать помочь посидеть с ребенком, сводить его в парк или в кино. Чтобы не подозревать любого мужчину в дурных намерениях, необходимо четко различать, какой мужчина испытывает сексуальное влечение к детям, а какой станет идеальным отцом, отчимом, тренером, педагогом для ребенка.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Виды насилия над детьми, психоанализ полученных травм и избавление от последствий

Когда взрослые слышат о насилии над детьми, все внутренне уверены, что это их не касается — это не про них. Они могут даже не подозревать, какому тотальному насилию подвергают детей, называя его воспитанием, развитием, просвещением, заботой о будущем ребенка. Именно за этими красивыми словами часто кроются многие виды насилия над детьми.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как же отличить, какое действие совершается над ребенком — насилие, которое наносит ему ущерб, или благо, которое способствует развитию? Ответим, как распознать насилие и защитить от насилия детей, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Виды насилия над детьми: разбираем системно

Важно понимать, что значит развивать ребенка. Ребенок от рождения наделен желаниями, которые зависят от того, с какими векторами — свойствами психики — он родился. При рождении есть только потенциал, из которого можно развить тот или иной талант. И развитие — всегда в противоположность. Это требует усилий.

Например, ребенок с кожным вектором в потенциале может стать законотворцем и контролировать соблюдение закона или стать менеджером, успешным бизнесменом. Он рождается с желанием добывать и сохранять добытое. Вначале — нести домой все из садика, из песочницы, от соседей. Если такого ребенка не развивать, он останется вором — не сможет проявлять противоположных свойств стража законности, не сможет приумножать капитал законными методами.

И так с каждым из восьми векторов — необходимо понимать потенциал, чтобы целенаправленно создавать условия и усилия для развития свойств. Создавать эти условия и прилагать усилия для развития детей должны взрослые. Если детей оставить без направляющего и координирующего развития, они естественным образом могут объединиться только на основе неприязни к более слабому или отличному от всех — просто не умеют еще по-другому.

На взрослых лежит огромная ответственность за правильное развитие детей. Ведь развивать необходимо природные свойства конкретного ребенка, а не заставлять всех детей делать одно и то же, что захочется взрослым. Непонимание свойств каждого ребенка и рождает насилие над детьми — когда их заставляют делать то, что не соответствует природным желаниям.

Насилие — это не только прямое причинение физического ущерба, но и любое воздействие на ребенка, которое может вызвать торможение или полную остановку развития его природных естественных свойств и желаний. А также остановку развития общих свойств: способности к социализации в обществе, выстраивать как отношения с другими людьми, так и стабильные парные отношения во взрослой жизни.

Условно можно выделить следующие виды насилия:

  • физическое насилие;
  • вербальное насилие;
  • психологическое насилие;
  • сексуальное насилие.

Виды физического насилия над детьми

Физическое наказание детей некоторые считают эффективным методом воспитания. Но так ли это? Рассмотрим, какие эффекты при этом получают те, кто привык воспитывать именно таким способом, и какие эффекты получают при этом битые дети.

Взрослый во время нанесения побоев сбрасывает накопившееся внутреннее напряжение и получает расслабление, которое начинает им восприниматься как удовлетворение от приложенных усилий. Но перенос своего изменившегося приятного внутреннего состояния на событие вовне вызывают у него ложное впечатление, что именно физическое наказание приносит положительный результат в воспитании ребенка. Дети в результате таких воспитательных мер получают целый комплекс психотравм, особенности проявления которых зависят от врожденных свойств психики каждого конкретного ребенка.

Побои могут привести к развитию разного рода страхов длиной в целую жизнь, обидчивости, мстительности, склонности к занятию проституцией, воровством, развитию депрессий и суицидальных мыслей, мазохистских устремлений, наличие которых притянет в дальнейшем партнера с садистскими склонностями при построении парных отношений. И многим другим состояниям, которые значительно меняют качество жизни.

Подзатыльники могут привести к травмам и сотрясению головного мозга. У мальчиков это во взрослом состоянии может проявляться тем, что они никогда не смогут иметь отношений с женщинами.

Если физическое насилие над детьми в семье применяют родители, это значительно усугубляет негативные последствия. Ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, у него может замедлиться или полностью остановиться психосексуальное развитие. Его психика не сможет дальше развиться, начинают проявляться еще не развитые свойства — страхи, истерики, воровство, стремление все пачкать и «квасить» еду.

Виды вербального насилия над детьми

У некоторых сложилось ложное представление, что если они физически не наказывают детей, то не могут нанести им вред. В действительности, словом можно нанести еще больший вред, так как звук воздействует напрямую на психику ребенка.

Крик оказывает мощнейшее травмирующее воздействие даже на взрослого человека, не говоря уже о детской неокрепшей, еще не совсем развитой психике. Все дети теряют чувство защищенности и безопасности, когда на них кричат. Теряют это базовое ощущение, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности ребенка и его развития. Например, от крика у детей со звуковым вектором в некоторых случаях развивается аутизм.

Оскорбление, унижение, обесценивание травмирует психику детей с разными свойствами по-разному. Проявления эти очень многообразны. У ребенка с анальным вектором формируется чувство патологической нерешительности и неуверенности в себе или чувство вины перед всеми во всех жизненных ситуациях, или обиды на мать и на всех женщин. Кожного ребенка это приведет к формированию комплекса неудачника. У детей со звуковым вектором появляются проблемы с обучением, так как они перестают различать смыслы слов и фраз — не могут понять прочитанное и услышанное.

Мат — это особые слова, которые оказывают сильнейшее воздействие на психику, так как воздействуют на базовые механизмы размножения и сохранения вида. Мат снимает запрет на секс и убийство. Приводит к возбуждению агрессивного поведения и проявлению насильственных действий, если употребляется публично.

Мат — слова про интимное. Чтобы не запускать разрушающие процессы в психике, они могут произноситься только в интимной обстановке, между мужчиной и женщиной при их обоюдном согласии. Во всех остальных случаях происходит обесценивание отношений и обесценивание женщины, что приводит к невозможности создания и сохранения отношений. Дети не должны слышать мат от взрослых — особенно в семье от своих родителей.

Иначе они не смогут во взрослой жизни создать стабильные счастливые парные отношения и будут обречены на одиночество и безрадостную жизнь.

Ход собрания

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия«.

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим, имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семьеможет иметь различный вектор направленности:

• со стороны мужа по отношению к жене;

• со стороны жены по отношению к мужу;

• со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

• со стороны старших детей по отношению к младшим;

• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

• со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т. п.

3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т. п.

4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест?Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны.Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

• распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

• что он не заслуживает уважения;

• что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

• что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

• что насилие — это проявление любви;

• что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;

• что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Список использованных источников:

1. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт. -сост. Я. К. Нелюбова.— Волгоград: Учитель, 2009.

2.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт. -сост. Л. И. Прикуль.— Волгоград: Учитель, 2009.

3.С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л. Е. Пахомова.— Волгоград: Учитель, 2008.

4. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

5. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М. : ВАКО, 2005.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Родительское собрание «Будем знакомы» Воспитатель. Дорогие родители, бабушки, дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем:.

Источники

Виды насилия детей в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here