Выявление случаев жестокого обращения с детьми

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Выявление случаев жестокого обращения с детьми" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
консультация на тему

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Скачать:

Вложение Размер
deystviya_vospitatelya_v_sluchae_vyyavleniya_zhestokogo_obrashcheniya_s_rebenkom.docx 20.75 КБ

Скачать:

Вложение Размер
vyyavlenie_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi_v_seme_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx 24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• стремление скрыть причину травм;

• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

• ночные кошмары, страхи;

• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

• стремление полностью закрыть свое тело;

• депрессия, низкая самооценка.

• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушения сна;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка физического, умственного развития;

• нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

• задержка речевого и моторного развития;

• требование ласки и внимания;

• низкая самооценка, низкая успеваемость;

• сонный вид и утомленность;

• отставание в физическом развитии;

• часто вялотекущая заболеваемость;

• антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

• создание доверительно-делового контакта с родителями;

• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

• ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

• ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

• ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

• у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

• ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

• ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

• ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

• ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

• у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо :

• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

Читайте так же:  Можно ли на материнский капитал дачу

• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

• оградить ребенка от реакции других детей;

• уделить ребенку максимум внимания;

• дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Выявление жестокого обращения с детьми в семье (консультация для педагогов)
консультация на тему

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Выявление жесткого обращения с детьми в семье»

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

  1. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их:
  1. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Читайте так же:  Иск о разделе совместно нажитого имущества супругов

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Оксана Храмова
Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты, работающие с семьями и детьми должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребёнком на ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребёнку.

Факторы риска

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи с низким уровнем достатка

Конфликтные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Семьи в кризисной ситуации

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара)

— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

— информация от ребенка;

— информация от родителей (законных представителей, других членов семьи;

— информация от специалистов;

— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

— информация от представителей общественных объединений;

— результаты медицинского осмотра;

— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.

К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся: — Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);

• Опрос (интервью, анкетирование);

• Тестирование и др.

Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д

Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого — социальной работе с неблагополучными семьями:

«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.

«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.

«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать мир глубоких переживаний подростка.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место в неблагополучной семье.

Методика «Интервью» применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет, проводится индивидуально.

Методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В ней описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Опросник социализации «Моя семья» выявляет различные уровни по степени выраженности взаимоотношений в семье.

Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Методика исследования личности «Семейный велосипед», предметом диагностики выступает индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента.

Тест – метафора «Музыкальные инструменты», позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка.

Методика «Рене — Жиля», социометрия, позволяет выявить отношение ребёнка к близким родственникам, а также к друзьям, одноклассникам, учителям.

Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка, исследует психические состояния, такие как ригидность, фрустрация, агрессивность и тревожность что в совокупности, может свидетельствовать о психосоциальном неблагополучии и в крайнем проявлении к суицидальной склонности.

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки этих методик, можно выделить следующие особенности: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях учащихся с родителями. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Универсальной, методикой, которая рассматривается в качестве основного источника информации об актуальной или ставшей «историей» ситуации в семье -это слушание, собеседование, организация разговора. Ни анкетирование, ни тесты, ни любые другие методические приемы не могут дать эксперту столько, сколько его собственные коммуникативных навыки и умения. Иногда умение расположить ребёнка к себе даёт больше информации, чем диагностическое обследование.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Видео (кликните для воспроизведения).

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Читайте так же:  Служба лишения родительских прав

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

Надежда Шарова
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• стремление скрыть причину травм;

• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

• ночные кошмары, страхи;

• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

• стремление полностью закрыть свое тело;

• депрессия, низкая самооценка.

• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушения сна;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка физического, умственного развития;

• нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

• задержка речевого и моторного развития;

• требование ласки и внимания;

• низкая самооценка, низкая успеваемость;

• сонный вид и утомленность;

• отставание в физическом развитии;

• часто вялотекущая заболеваемость;

• антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

• создание доверительно-делового контакта с родителями;

• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

• у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

ребенокжалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

• у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

Читайте так же:  Уменьшение размера алиментов при рождении второго ребенка

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу,то тогда нужно:

• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

• оградить ребенка от реакции других детей;

• уделить ребенку максимум внимания;

• дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них «Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия.

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье. Задачи: 1. Познакомить педагогов с.

Действия воспитателя во время летней прогулки Ситуация. В летнее время Вам предстоит большую часть дня провести с Вашими воспитанниками на участке детского сада. Какие действия Вам стоит.

Консультация для педагогов «О профилактике жестокого обращения с детьми» Доклад на общем трудовом собрании для сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка «Милосердие» Тема: «О профилактике жестокого обращения.

Формы и последствия жестокого обращения Родительское собрание, посвященное дню правовой помощи детям «Детская слезинка. Формы и последствия жестокого обращения с детьми». Цель:.

Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми Тема профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми достаточно актуальна, вследствие того, что насилие в отношении детей, а.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения» Ребенок — это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей,.

Мастер-класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» Мастер — класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» «Выявление и сопровождение детей группы риска» Здравствуйте.

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике и предупреждению жестокого обращения с детьми № п/п Срок исполнения Мероприятие Ответственные Работа с детьми 1. Сентябрь Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» Подборка художественной.

Методические рекомендации по выявлению признаков жестокого обращения с детьми

В ходе осуществления социальной работы с семьями, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, специалисты центров социальных служб для семьи, детей и молодежи сталкиваются с бесчисленным количеством проблем, одна из которых заключается в сохранении для ребенка его биологической семьи.

При осуществлении социальной работы с семьями отдельного внимания требуют семьи, где дети подвергались жестокому обращению и были выявлены факты совершения насилия. Специалист центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который осуществляет социальное инспектирование семьи, должен распознавать и разоблачать такие факты, помогать членам семьи принять правильное решение, что будет способствовать преодолению сложных жизненных обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев члены семьи не могут объективно оценить сложность проблем и приоритеты в их решении, выявить внешние, межличностные, социальные и другие факторы, которые повлекли.

Чтобы точно оценить состояние дел в семье, социальному работнику необходимо выявлять, наблюдать, разъяснять и объяснять проблемы, проявляющиеся в ходе осуществления социального сопровождения (предоставлении социальных услуг). Это требует усердия и настойчивости, умение слушать, задавать вопросы, наблюдать, проводить собеседования и т.п.

Подавляющее большинство взрослых, которые совершают насилие над своими детьми, в детстве сами подвергались насильственным действиям. Став родителями, они начинают применять те же методы воспитания, как и их родители. Кроме того, насилие становится следствием жизненных проблем, от которых страдает человек, поэтому взрослые выливают свой гнев и разочарование на детей даже без намерения им навредить.

Среди факторов риска, вызывающих насилие в семье, являются:

— Частые кризисы в семье;

— Употребление наркотических веществ и алкоголя;

— Отсутствие воспитательных навыков;

— Насилие со стороны других взрослых членов семьи.

Насилие над детьми в семьях, как правило, является циклическим процессом. Бывает внезапным, долговременным и систематическим.

Внезапный характер насилия может привести к тяжелой физической травме ребенка или даже к смертельному случаю.

Систематический характер вызванных насильственных действий не всегда очевидны, однако может угрожать жизни ребенка.

Длительный систематический характер насильственных действий мешает полноценному развитию ребенка.

Существуют различные виды насилия над детьми: физическое, сексуальное, эмоциональное и просто запущенность.

Виды насилия

Физическое насилие — это любая физическая травма, причиной которой может быть избиение, удары, укусы, ожоги или любой другой физический вред, причиненный ребенку. Травма может быть преднамеренной и непреднамеренной, а также следствием чрезмерных дисциплинарных требований или наказания.

Признаки физического насилия :

— Синяки или поломанные кости;

— Отпечатки предметов предмета;

— Синяк или порез, которому нет объяснений;

— Боязнь взрослых, особенно родителей;

— Боязнь физического контакта, такого как рукопожатие, объятия, любого прикосновения.

Сексуальное насилие — это ласки и другие прикосновения к гениталиям ребенка, инцест, изнасилование, эксплуатация ребенка в проституции и порнографии, ексгибиционизм, содомия. Сексуальное насилие является наименее открытым видом насилия, потому что взрослые, как правило, через стыд, что может чувствовать ребенок, побуждают его к секретности и молчанию.

Признаки сексуального насилия :

— Чрезмерная заинтересованность или осведомленность в сексуальной теме и предметах, с ней связанных;

— Чрезмерное проявление внимания ко всему, что связано с сексуальной темой;

— Опасения определенного человека или члена семьи;

— Боль при мочеиспускании;

— Осложнения при ходьбе или сидении;

— Анальный или вагинальный зуд, сыпь, синяки, кровотечения, боль.

Эмоциональное насилие — вербальное или психологическое насилие, интеллектуальная травма. Эмоциональное насилие можно определить как действия или халатное отношение родителей / опекунов, попечителей, которые повлекли или могли повлечь серьезные эмоциональные или интеллектуальные нарушения, его причиной может также стать чрезмерное наказания или его необычные виды. Дети, ставшие жертвами сексуального или физического насилия, преимущественно испытали и эмоциональное насилие.

Признаки эмоционального насилия :

— Отставание по сравнению со сверстниками в физическом и социальном развитии;

— Нарушение речи, сна, приема пищи;

— Систематическое повторение действий, в частности — раскачивание, сосание пальцев, кусание;

— Отсутствие сосредоточения и внимания;

— Отсутствие интереса или эмоций;

— Депрессия или отдаленность;

Запущенность бывает педагогическое, эмоциональное, медицинское. Наиболее целесообразно остановиться на физической запущенности.

Читайте так же:  Мировое соглашение о разделе ипотечной квартиры

Физической запущенностью является неудовлетворенность основных физических потребностей ребенка в пище, одежде, гигиене, жилье.

Признаки физической запущенности:

— Грязная и поврежденная одежда, неподходящяя к сезону;

— Несоблюдение гигиенических норм;

— Медицинские проблемы, которые не поддаются лечению;

— Сокрытие или кража пищи;

— Отсутствие или низкий уровень социальных навыков;

— Неспособность к обучению, несоответствие умственных способностей возрастным нормам.

Последствия жестокого обращения и неудовлетворения потребностей детей в соответствии с их возрастными особенностями

Ранний возраст

Младенцы не реагируют на разлуку с родителями, не обнаруживают признаков страха перед незнакомыми людьми, не способны различать людей, значимых для них, и незнакомых, часто пассивны, апатичны, не реагируют на окружающих. Они не смотрят в глаза, не проявляют эмоций, когда с ними кто-то разговаривает, не в состоянии привлекать и удерживать внимание взрослых невербальными средствами; могут раскачиваться, биться головой о стену и т.п.; постоянно плачут или не плачут вообще.

Дети раннего возраста часто не могут сформировать привязанность к своим основным воспитателей (родителей) или имеют неустойчивую привязанность, характеризующуюся ощущением тревоги, плаксивостью. Они часто не в состоянии формировать игровые навыки, отказываются от участия в игре, что может повлиять на формирование их отношений с другими детьми. Они могут становиться агрессивными и наносить вред другим детям, часто считают себя «плохими».

Дошкольный возраст

Физическое развитие : недостаточный для возраста рост, слабый мышечный тонус, плохая координация движений, неуклюжая походка; болезненность (особенно заболевания верхних дыхательных путей), расстройства желудочно-кишечного тракта, отсутствие интереса к подвижным играм.

Когнитивное развитие : ребенок не говорит, или речь недостаточно развита и непонятная для окружающих; слабая артикуляция или использование слов; трудности в концентрации внимания, отсутствие интересов к окружающим предметам, неспособность сосредоточиться.

Социальное развитие : неустойчивые привязанности или их отсутствие; неразборчивость в отношениях, навязчивость, легкомыслие, недостаточное или достаточно бурное реагирование на разлуку с родителями (иными воспитателями), эмоциональное отстранение, изолированность или отчужденность от взрослых и сверстников, социальная незрелость в отношениях со сверстниками (неумение взаимодействовать с другими детьми во время игры, делиться, делать что-то по очереди или договариваться о чем-то, повышенная агрессивность, стремление командовать сверстниками или конкурировать с ними), отсутствие навыков и интереса к участию в играх, требующих представления и фантазии, воздержание от любой деятельности, связанной с экспериментированием и исследованиями окружающей среды.

Эмоциональное развитие : частое чувство страхов, нередко беспричинное или из-за незначительных причин, душевная неуравновешенность; признаки заниженной самооценки и неуверенности в своих силах, плохой контроль над своими импульсами, почти отсутствие эмоций, пассивность и отстранение, отсутствие проявлений «здоровой» инициативы, эмоциональное отчуждение, признаки эмоциональных расстройств вроде тревожности, депрессивного состояния, эмоциональной нестабильности; вероятность энуреза, сосание большого пальца.

Младший школьный возраст

Дети не ожидают (не ищут) помощи взрослых, пытаются своими действиями и словами доказать, что они в состоянии самостоятельно о себе позаботиться (что фактически защитной реакцией, вызванной недоверием к взрослым), иногда не реагируют на похвальбу и позитивное внимание, дети пытаются оправдать ожидания взрослых и берут на себя их обязательства.

У них возникают проблемы в общении со сверстниками (чувствуют себя неполноценными и не стоящими общения с другими, могут иметь низкую самооценку, остро реагируют на восприятие их сверстниками, могут испытывать стыд и растерянности, если им кажется, что они не оправдывают ожидания сверстников); могут пытаться контролировать и эксплуатировать других детей, командовать ими или запугивать.

У таких детей могут возникать трудности в обучении, их пугает школьная среда, в которой необходимо выполнять многочисленные правила, часто не способны сконцентрироваться на выполнении задач, для них характерны частые эмоциональные всплески, неспособность спокойно работать на уроках. Они склонны к асоциальным проявлениям — бьют других детей, употребляют ненормативную лексику, повреждают вещи, говорят неправду, воруют и т.д.

Подростковый возраст

Уровень эмоционального развития не соответствует физическому (эмоционально ребенок проявляет высокий уровень осведомленности о половых отношений и готовность к ним при физической незрелости, плохо понимает себя и окружающих и не может описать, чем отличается от других людей).

Ребенок стесняется своего тела, одевается не по размеру или обстоятельств — или в слишком большую, которой пытается прикрыть свои части тела, или в слишком откровенную одежду.

Как правило, самооценка является заниженной или завышенной (подростки, которые в результате насилия имели травмы, после которых остались шрамы или увечье, в подавляющем большинстве имеют низкую самооценку, из-за чего нередко преувеличивают значимость взрослого человека). Иногда ребенок не идентифицирует себя со своими сверстниками, хотя и не испытывает доверительного отношения к взрослым, является замкнутым.

Факт полового созревания воспринимается (особенно девочками) как следствие вызванным ранее физическим вредом.

О наличии серьезных психологических проблем свидетельствуют возникновения расстройств желудка, в частности такие заболевания как анорексия и булемия.

Свидетельством сексуального насилия над ребенком может быть его восприятие себя как «испорченного» человека, в результате чего он имеет сильное чувство стыда и вины, негативное отношение к собственному телу. У него отсутствует самоуважение. Он проявляет недоверие к другим, боится лиц противоположного пола и физических контактов, подобных объятиям или прикосновениям.

Как защитная реакция на подобную ситуацию в семейном окружении для ребенка становится характерным проблемное поведение: он нерегулярно посещает школу, нарушает дисциплину, бывает чрезмерно агрессивным, безосновательно критикует родителей и близкое окружение.

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, подвергшиеся насилию и запущенности, независимо от возраста

Независимо от возраста дети, пострадавшие от любого вида насилия, как правило, в дальнейшем могут иметь следующие проблемы:

— Отсутствие способности к обучению;

— Нежелание ходить в школу;

— Склонность к совершению преступлений, жестокое обращение;

— Инфекции, передающиеся половым путем;

— Употребление алкоголя или наркотиков;

— Посттравматические стрессовые расстройства;

— Депрессия или низкая самооценка;

— Повреждения головного мозга;

— Склонность к самоубийству.

Роль социального работника в отношениях родителей и детей

Социальным работникам чрезвычайно важно уметь распознавать признаки насилия над детьми и понимать их поведение вследствие этого; постоянно пополнять свои знания об особенностях детского развития и характерные для каждого возраста ребенка черты поведения.

Необходимо помнить :

— Как и все люди, дети имеют свои потребности;

— Компенсация потребностей влияет на поведение ребенка;

— «Хорошее поведение» и «плохое поведение» — это определение, присущее родителям;

— Дети не ведут себя плохо, они ведут себя соответственно своим потребностям;

— Поведение ребенка следует воспринимать объективно;

— Если родители не могут принять любое поведение своих детей, социальный работник должен нацеливать их на его изменения без нанесения ребенку физического или морального вреда;

— Поведение младенцев несогласно с возрастом всегда имеет причины, которые следует выяснить;

— Детям следует помогать чувствовать своих родителей;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Более целесообразным является изменение окружения ребенка, чем его самого.

Источники

Выявление случаев жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here