Защита права ребенка на жизнь

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Защита права ребенка на жизнь" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Статья 11. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье

Статья 11. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Родители (законные представители) обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом, способностями и зрелостью, обеспечивать необходимые условия для сохранения здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни. Права и интересы ребенка обеспечиваются обоими родителями.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы. Спорные вопросы между родителями о воспитании и образовании ребенка разрешаются органами опеки и попечительства или судом исходя из интересов ребенка и с учетом его возраста и мнения. При раздельном проживании родителей спорные вопросы о месте проживания ребенка и осуществления родительских прав разрешаются судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в осуществление родителями своих прав и обязанностей по отношению к ребенку допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и только в интересах ребенка.

Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию.

При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в приемной семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства, вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

>
Защита права ребенка на участие в трудовой деятельности
Содержание
Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18157442/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Статья 11. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье

Статья 11. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Родители (законные представители) обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом, способностями и зрелостью, обеспечивать необходимые условия для сохранения здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни. Права и интересы ребенка обеспечиваются обоими родителями.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы. Спорные вопросы между родителями о воспитании и образовании ребенка разрешаются органами опеки и попечительства или судом исходя из интересов ребенка и с учетом его возраста и мнения. При раздельном проживании родителей спорные вопросы о месте проживания ребенка и осуществления родительских прав разрешаются судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в осуществление родителями своих прав и обязанностей по отношению к ребенку допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и только в интересах ребенка.

Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию.

При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в приемной семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства, вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

До достижения несовершеннолетними родителями возраста четырнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

>
Защита права ребенка на участие в трудовой деятельности
Содержание
Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18153978/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Статья 11. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье

Статья 11. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Родители (законные представители) обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом, способностями и зрелостью, обеспечивать необходимые условия для сохранения здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни. Права и интересы ребенка обеспечиваются обоими родителями.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы. Спорные вопросы между родителями о воспитании и образовании ребенка разрешаются органами опеки и попечительства или судом исходя из интересов ребенка и с учетом его возраста и мнения. При раздельном проживании родителей спорные вопросы о месте проживания ребенка и осуществления родительских прав разрешаются судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Читайте так же:  Смена полюса при смене фамилии

Вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в осуществление родителями своих прав и обязанностей по отношению к ребенку допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и только в интересах ребенка.

Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними и другими родственниками, получение информации о них, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию.

При отсутствии родителей, лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского попечения, право ребенка на воспитание в приемной семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства, вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

>
Защита права ребенка на участие в трудовой деятельности
Содержание
Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18145949/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Статья 56 СК РФ. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Комментарии к ст. 56 СК РФ

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 159.

Кравчук Н.В. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье по семейному законодательству РФ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 12.

Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 22.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 159.

Конвенция о правах ребенка предусматривает необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка); б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка); в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка); г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка); д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка); е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка); ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).

Поэтому можно сделать вывод о том, что п. 1 комментируемой статьи, гарантирующий защиту прав и законных интересов ребенка, охватывает не только сферу семейных отношений, но и все сферы общественно-экономических отношений (гражданско-правовых, уголовно-правовых и т.п.).

В мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития возможно участие по поручению органов опеки и попечительства и иных компетентных органов, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка (п. 3 ст. 7 Закона об основных гарантиях прав ребенка).

Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенок также может самостоятельно осуществлять право на защиту, но только в случае признания его в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетнего возраста. Законом предусмотрено два таких случая:

а) в соответствии с п. 2 ст. 21 ГК РФ, это вступление в брак в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 13 СК РФ);

б) эмансипация несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, т.е. эмансипированным, производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. В качестве обязательных условий эмансипации закон устанавливает: а) достижение несовершеннолетним 16-летнего возраста; б) работа по трудовому договору, в том числе по контракту, а с согласия родителей, усыновителей или попечителя — занятие предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).

Читайте так же:  Как подают заявление на алименты жене

Таким образом, признанный дееспособным ребенок вправе не только самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе семейно-правовые, гражданско-правовые и т.п., но и защищать свои права и интересы.

2. Исходя из того что опасность для ребенка могут представлять всякого рода злоупотребления со стороны его родителей (лиц, их заменяющих), п. 2 комментируемой статьи предоставляет возможность детям практически любого возраста самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а достигшим 14 лет — в суд.

Следует отметить, что термин «злоупотребление» в п. 2 комментируемой статьи применен в широком понимании, поскольку распространяется не только на родителей, но и лиц, их заменяющих. Поэтому под злоупотреблением в данном случае следует понимать: а) невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями (одним из них), лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, образованию ребенка; б) использование родительских прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10). Если в первом случае понятие «злоупотребление правами» распространяется на всех лиц, у которых ребенок находится на попечении, то во втором — только на родителей.

Злоупотребление — проступок, состоящий в незаконном, преступном использовании своих прав, возможностей (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 2004. С. 231).

Положение, закрепленное в п. 2 комментируемой статьи, является важной гарантией соблюдения права ребенка на защиту. Причем этому праву соответствует обязанность представителей уполномоченных органов (опеки и попечительства, детских приютов, центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей, центров экстренной психологической помощи по телефону, прокуратуры) выслушать ребенка и принять необходимые меры. Однако необходимо отметить, что, хотя п. 2 комментируемой статьи и предоставляет право 14-летнему ребенку за защитой своих прав обращаться в суд, тем не менее он не вправе самостоятельно выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ). При этом несовершеннолетние освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах по заявлениям о защите своих прав (п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. С этой целью органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции), с последующим принятием решений в соответствии с законом.

Следует учитывать, что суды не должны оставлять без внимания факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к ним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; на подобные факты, выявляемые при разбирательстве споров о детских судьбах, следует реагировать частным определением (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

http://rulaws.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-IV/Glava-11/Statya-56/

Статьи по предмету Семейное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

http://justicemaker.ru/view-article.php?id=18&art=1969

Статья «Права ребенка и их защита»

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;
— от кого нужно защищать ребенка;
— какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
— кто обязан защищать права ребенка;

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребёнок имеет право на семью.

Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребёнок имеет право на равенство.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребёнок имеет право на собственное мнение.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Ребёнок имеет право на получение информации.

Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Читайте так же:  Как суд размер алименты на ребенка

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

Читайте так же:  Раздел совместно нажитого имущества без документов

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

Родитель, приемный родитель, опекун.

Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

Органы опеки и попечительства.
При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prava_rebenka_i_ih_zashita_131918.html

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 5» города Ярославля

  • О правах ребенка

Защита прав и достоинства ребенка в семье .

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья , невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Читайте так же:  Истории матерей одиночек

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mdou5.edu.yar.ru/o_pravah_rebenka.html

Защита права ребенка на жизнь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here