Жестокое обращение с детьми собрание

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: "Жестокое обращение с детьми собрание" с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.
  • Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.
  • Подготовительная работа:

    анкетирование учащихся «Насилие и дети» (см. Приложение).

    Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия».

    Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

    Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

    Насилие

    — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

    Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

    Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

    Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

    • со стороны мужа по отношению к жене;
    • со стороны жены по отношению к мужу;
    • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
    • со стороны старших детей по отношению к младшим;
    • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
    • со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

    Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

    Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

    В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

    1. Пренебрежение нуждами ребенка

    (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

    2. Психическое /

    эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

    3. Экономическое

    — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

    4. Сексуальное

    — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

    5. Физическое

    — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

    Как проявляется то или иное насилие?

    1. Запугивание и угрозы

    — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

    2. Изоляция

    — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

    3. Физическое наказание

    — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

    4. Эмоциональное

    (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

    Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

    Внешние причины насилия:

  • распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
  • кризис морали;
  • кризис культуры;
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
  • Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье

    : материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

    Последствия семейного насилия для ребенка

    Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

    Они преподают ребенку урок насилия.

    Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

    Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

    Читайте так же:  Материнский капитал мать одиночка на первого

    В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

    Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

    Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

    Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

    Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

    Ребенок узнает:

    • что он не заслуживает уважения;
    • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
    • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
    • что насилие — это проявление любви;
    • что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;
    • что от взрослых нет защиты.

    Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

    Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

    Список использованных источников:

  • Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. — Волгоград: Учитель, 2009.
  • Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. — Волгоград: Учитель, 2009.
  • С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  • Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М.: ВАКО, 2005.
  • Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»

    «Профилактика жестокого обращения с детьми»

    Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

    Задачи: 1.Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и взрослых.

    2. Предупредить факты семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье.

    3. Познакомить родителей с правовой стороной вопроса.
    4. Привлечь родителей к обсуждению по теме «Наказания и поощрения детей в семье».

    Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга (в форме групповой проблемной работы).

    Участники: кандидаты в замещающие родители

    Оформление помещения, оборудование

    1. Столы расставлены для работы в группах.

    2. На доске тема собрания.

    3. Листы красного, зеленого и желтого цветов, ручки; информационные буклеты.

    4. Проектор, экран.

    1. Репортаж из архива Ивановских новостей.

    2. Слайдовая презентация собрания.

    1.Вступительное слово психолога

    Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередной встрече. Она посвящена серьезной теме, постоянно обсуждаемой в современном обществе. Очень актуальным стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости к детям, о потере семейных ценностей. Мы сегодня собрались обсудить с вами некоторые из этих проблем, а также познакомиться с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей.

    2. «Мозговой штурм – блиц-опрос» Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы:

    1.В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)

    2.На кого возлагается основная ответственность за воспитание ребенка по конвенции? (на родителей)

    3.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)

    3.Демонстрация видеосюжета. Психолог: Вашему вниманию будет представлен репортаж из архива Ивановских новостей, который определит тему нашего собрания (показ видеосюжета).

    4.Сообщение психолога по теме собрания

    По научным данным за 2018 год более 78 % детей в России сталкивались с жестоким обращением в той или иной форме. В основном физическому насилию дети подвергались в своей собственной семье. Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения ему наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Также большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

    По данным Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами в г. Иваново возросло. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

    Выделяют такие виды жестокого обращения с детьми как

    2. сексуальнее насилие;

    3. моральное насилие или пренебрежение нуждами;

    4.психологическое (эмоциональное) насилие.

    Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей к своим детям.

    Актуальность нашей встречи состоит в том, чтобы, как можно раньше предупредить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
    Как известно по результатам исследований психологов, насилие, перенесённое в детском возрасте, особым образом оказывает негативное влияние на психическое, физиологическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в обществе. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости по отношению к другим.

    Но всем родителям необходимо знать и помнить, что все дети от жестокого обращения взрослых защищены законом! Разработаны нормативно-правовые документы, в которых отражаются меры защиты и права ребенка: Всеобщая декларация прав человека (1948)

    Декларация прав ребенка (1959)

    Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

    Уголовный кодекс РФ — ст. 106-136, ст. 150-157

    Семейный кодекс РФ — ст. 54, 56, 69, 77

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    — Теперь с вами обсудим, какие существуют наказания для детей.

    1. Самым распространённым среди многих родителей является наказание, состоящее в лишении за проступок каких-либо приятных моментов (например, игры на компьютере, просмотра любимых мультфильмов, похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить полностью, а отсрочить это значимое событие для ребенка.

    2.Физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя, но при этом часто прибегают к этому методу воспитания. Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение и сами находятся в агрессивном состоянии. Очень важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то приказал или заставил.

    3. Вербальная агрессия. Ругань и оскорбления в адрес ребенка тоже малоэффективны, потому что такое поведение родителей только зарождает в ребенке злость, раздражение и ненависть к окружающим и стремление сделать все наоборот.

    4.Существует еще такое наказание, которое применяют родители – это лишение ребенка части родительской любви и заботы (родители игнорируют ребенка и его просьбы, не общаются с ним). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботиться о своем ребенке лишают его тепла, любви и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и недолго, потому, что, если часто использовать этот метод наказания, ребенок может почувствовать себя ненужным, одиноким и заброшенным, и может пойти искать любовь и заботу в «другом месте».

    Ни в коем случае нельзя лишать ребенка того, что жизненно необходимо: сна, еды, свежего воздуха, гигиенических процедур.

    Естественно, применение таких наказаний как, например, наложение обязанностей; выражение морального порицания; осуждение; лишение или ограничение определенных прав бывает не только необходимо, но и полезно для детей.

    Уважаемые родители! Когда вам все же придется наказывать своих детей, делать это надо грамотно. Во-первых, для того, что бы этот не очень приятный воспитательный момент пошел на пользу ребенку и чтобы потом не жалеть об этом поступке. Во-вторых, чтобы не получилось так, что мы, взрослые, не разобравшись в ситуации и с видом раздражения и ненависти, даем выход своим чувствам и эмоциям.

    Психолог Владимир Леви предлагает всем родителям использовать при наказании ребенка семь правил, которые он назвал «золотые правила наказания»: (раздаточный материал)

    СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

    Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

    Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

    Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

    Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

    Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

    Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

    Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

    Вывод: Если родитель будет соблюдать эти несложные правила при наказании, то и ребенок не будет чувствовать себя агрессивным, ущемленным в своих правах, обиженным на родителей. У ребенка будет формироваться адекватная самооценка к себе и к окружающим, уверенность, доверие.

    5. Задание «Светофор» Уважаемые родители, вам предлагается вспомнить, что такое светофор и что обозначают сигналы светофора.

    Задание 1 группе. Вам предлагается на листе зеленого цвета составить и записать список всего того, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению, т.е. разрешения.

    Задание 2 группе. На листе желтого цвета записать список действий, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила: ограничения.

    (психолог: именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине; внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения).

    Задание 3 группе. На красном листе – те действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах, т.е. запреты.

    Полученные результаты анализируются.

    6. «Поощрения». Чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить. Вашему вниманию представлены варианты слов или действий, которые можно использовать для поощрения своего ребенка.

    7.Подведение итогов. Рефлексия.

    Психолог: Сегодня на собрании мы обсудили важные вопросы. Спасибо за активное участие, сотрудничество и взаимопонимание! Всего вам доброго и успехов.

    Памятка для родителей

    СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

    Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

    Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

    Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

    Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

    Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

    Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

    Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

    Памятка для родителей

    Виды насилия и жестокого обращения

    Насилие может быть:

    — Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

    — Психологическое (эмоциональное) — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

    — Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Моральное (пренебрежение нуждами) — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести серьезный вред здоровью.

    В результате жестокого обращения могут быть некоторые последствия:

    2. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства.

    3.У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. 4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями . 5.Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают.

    6.Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства.

    7.Становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

    8.Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими .

    Родительское собрание «Жестокое обращение в семье»
    материал по теме

    Сегодня мы с вами начнем разговор о самой, на наш взгляд, злободневной проблемы, которая существует в школьной, детской и подростковой, среде – проблеме агрессивного поведения детей: с 1 класса мы наблюдаем драки; использование в речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики; ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям и даже родителям. Понятно, что причин здесь может быть несколько. Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Читайте так же:  Право видеться с ребенком после развода
    Родительское собрание 30.47 КБ Презентация «Физическое насилие по отношению к ребенку в современной семье» 741.1 КБ Буклет «Виды жестокого обращения» 658.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание «Жестокое обращение в семье».

    Сегодня мы с вами начнем разговор о самой, на наш взгляд, злободневной проблемы, которая существует в школьной, детской и подростковой, среде – проблеме агрессивного поведения детей: с 1 класса мы наблюдаем драки; использование в речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики; ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям и даже родителям. Понятно, что причин здесь может быть несколько. Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения.

    Думаю, что вам знакомо выражение «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Наверное, редко кто из родителей признается даже самому себе, что уже прибегали к какому-либо виду насилия, жестокого обращения к своему ребенку.

    Многим представляется, что жестокое обращение с детьми — это единичные случаи и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей можно объяснить специфическими характеристиками самих семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи. Такое понимание насилия против детей напрямую связано с достаточно ограниченным представлением о том, что же на самом деле следует считать жестоким обращением с детьми.

    Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

    Читайте так же:  Лишение отцовства судебная практика

    Выделяют несколько видов жестокого обращения:

    — физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;

    — сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;

    — психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);

    — пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

    В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.

    Результаты исследования физического насилия в семье показывают, что

    Изоляция в темной комнате

    Изоляция «в угол»

    Избиение тяжелыми предметами

    Лишение еды (вкусностей)

    Всего в 2011 году в России около 2496 несовершеннолетних погибли вследствие применения к ним физического насилия.

    При этом от 30 до 50 % погибших детей убиты родителями или лицами, их заменяющих.

    2786 несовершеннолетних стали потерпевшими, здоровью которых был причинен тяжкий вред.

    Остановимся подробнее на физическом насилии — понимается, не только нанесение ребенку родителями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни, но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников, пощечин и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

    К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль поступков своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки.

    Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям. Агрессивное поведение родителей становится для ребенка предметом подражания. Исследования доказывают, что в таких семьях часто вырастают жестокие дети. Также у ребенка возникают трудности с социализацией: нарушается общение со сверстниками, часто он не способен себя защитить и занять достойную позицию в их среде, растет боязливым, неуверенным.

    Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки. Но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь . В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения , а унизительное наказание их подорвет .

    Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психологическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности, увы. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

    Читайте так же:  Лишение родительских прав влечет

    Физические наказания помимо причинения боли унижают достоинство ребенка, запугивают его (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее), показывают ему, что с помощью насилия можно управлять, подавляют его волю и желания , хотя многие родители считают шлепки и подзатыльники чем-то безобидным.

    Многие родители спрашивают, как, если не наказанием, воспитывать ребенка и вырастить из него хорошего человека? Как привить ему нормы общества, в котором он живет? Как добиться от него помощи? В одной беседе этого не указать. В классах вам будут предложены памятки «Советы родителям по предотвращению жестокого обращения в семье». Также мы рекомендуем обратиться к современным книгам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» и И. Млодик «Книга для неидеальных родителей». В книге Млодик есть очень славная мысль на эту тему. Что воспитывать – бессмысленно . Потому что, если вы говорите ребенку об уважении старших, а при этом в школе грубо разговариваете с учителем, оскорбляете жену, то ребенок никогда не будет старших уважать, и ваши слова будут просто сотрясать воздух. А если вы сами уважительно относитесь к старшим, то и воспитывать не надо. Ребенок скопирует вас рано или поздно .

    Эти книги не дают исчерпывающих ответов, их и не может быть, но они заставляют задуматься о ребенке, его внутреннем мире и переживаниях, которые нельзя не брать в расчет.

    Бывает, что ребенок действительно «достал». А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться . Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму . Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.

    Сексуальное насилие или совращение следует рассматривать как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

    С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное (психологическое) насилие , под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

    Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

    О том, что дети подвергались физическому насилию, могут свидетельствовать особенности поведения детей:

    — в младшем школьном возрасте: стремление скрыть травму, нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из семьи, низкая школьная успеваемость;

    — в подростковом возрасте: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.

    Считаю необходимым сегодня напомнить вам виды ответственности родителей, лиц, их заменяющих за физическое насилие над детьми:

    1) Административная ответственность

    — Статья 5.35. Кодекса РФ об административных правонарушениях Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

    2) Гражданско — правовая ответственность

    — ст.ст. 69 Семейного Кодекса РФ подразумевает исключительную и одновременно высшую меру ответственности за виновное невыполнение родительского долга — лишение родителей родительских прав.

    — ст. 73 Семейного кодекса РФ предусматривает ограничение родительских прав.

    — согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

    3) Уголовная ответственность

    Статья 156 – Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности……, если это деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним

    Статья 115 – Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности

    Статья 116 – Побои, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль

    Статья 117 п. «г»: Истязание, причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного

    Статья 119: Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы

    Статья 125: Оставление в опасности

    Статья 131 п. «д»: Изнасилование, половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, заведомо несовершеннолетней

    Статья 132 п. «д»: Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего

    Статья 134: Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

    Статья 135: Развратные действия без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста

    Привлечение к уголовной ответственности родителей, иных лиц, допустивших причинение телесных повреждений несовершеннолетним членам семьи по городу в 2012 году: 5 человек (мужчины) осуждены по ч. 1 ст.116 УК РФ осуждены к условной и уголовной мере наказания

    Подводя итог, хочу напомнить, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

    Все мы выросли в семьях, не всегда в полных. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом.

    Отечеству и обществу нужны крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в благочестии.

    Читайте так же:  Раздел движимого имущества супругов

    МОУ СОШ № 2 пгт. Новокручининский

    Родительское собрание:

    Тема: «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

    И НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ».

    Цель: ознакомление с понятием жестокое обращение и его виды. Профилактика жестокого обращения через духовно-нравственное воспитание детей и подростков посредством семейных ценностей.

    Материалы: видеоролики «Ваза», «Добро», буклеты по профилактике жестокого обращения.

    Время проведения: 20 минут

    Ход мероприятия: вступительное слово директора школы, представление социально-психологической службы для выступления по данной теме.

    Выступление начинает психолог с показа видеоролика «Ваза».

    Ребенок учиться тому,

    Что видит у себя в дому:

    Родители пример ему.

    Коль видят все и слышат дети,

    Мы за дела свои в ответе и за слова:

    Легко толкнуть Детей на нехороший путь,

    Держи в приличии свой дом,

    Чтобы не каяться потом.

    Я думаю, вы поняли, о чем пойдет речь в нашем выступления. Да это всем знакомое и личная тема наказания детей. Жестокое обращение с детьми является сложной темой, но и можно сказать распространенной на сегодняшний день.

    Большинство родителей испытывает трудности в общении с собственными детьми. Это, как правило, дети с постоянно пониженным эмоциональным фоном настроения, тревожные, легко возбудимые, проявляющие упрямство и агрессию по отношению к окружающим.

    Атмосфера в семьях таких детей, как показывают обследования, весьма неблагоприятная. Родители разговаривают с детьми на повышенных тонах, эмоционально напряжены, неуравновешенны в поведении, в отношениях с детьми часто прибегают к насильственным действиям. Различают следующие виды насилия: (какие виды могут сказать родители?)

    • физическое
    • пренебрежение нуждами ребенка
    • эмоциональное
    • сексуальнее

    Отличаясь по степени воздействия, они всегда сопровождаются разрушительными методами, оказывающими отрицательное влияние на личность ребенка любого возраста. Физическое насилие в семье вызывает ужас у детей. Многие дети стараются приглушить чувства, как плохие, так и хорошие. Это помогает уберечься от нестерпимо болезненных эмоций, но в то же время лишает их возможности насладиться радостными, положительными эмоциями. В семье дети иногда чувствуют себя отвергнутыми обеими сторонами. Родитель — может стать недоступным в эмоциональном плане, и родителю –поглощенному своими переживаниями и неурядицами, бывает трудно уделить достаточно внимания своим детям.

    Высказывание на доске:

    Дети – это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

    Разберем причины жестокого обращения с детьми: (влияние факторов на развитие ребенка)

    -безработица или низкая материальная обеспеченность;

    -алкоголизм одного или обоих родителей

    -одиночество или распавшийся брак;

    -слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

    -физическое или психическое переутомление;

    -эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

    -отсутствие привязанности к ребенку;

    -рождение другого ребенка;

    -большое количество детей;

    Итак, разберем виды жестокого обращения:

    Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а так же преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии. Эти чувства могут в дальнейшем вызвать депрессию или в большей степени агрессию по отношению к другим людям. Когда ребенок испытывает физическое наказание, он не учиться решать проблемы, вы заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Уровень низкой самооценки может остаться на всю жизнь, но негатив может быть оставлен на других детях. Именно в большинстве случаев по этой причине происходят школьные выяснения отношений.

    Пренебрежение нуждами ребенка – неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные потребности ребенка это – пища, одежда, образование, оказание медицинской помощи ребенку, отсутствие бытовых условий для нормальной жизни в квартире, невыполнение обязанностей по воспитанию детей, в результате чего их развитие и здоровье нарушаются.

    Психологическое развитие – отсутствие любви и внимания, унижение его человеческих достоинств, грубость, угрозы, оскорбления по отношению к ребенку. Предъявление ребенку чрезмерных требований, которые не соответствуют возрасту или его возможностям, открытое неприятие, критика проявляющаяся в словесной форме без применения физической силы.

    Один из вариант особо жестокого обращения это — сексуальное насилие, использование ребенка в действиях с сексуальной окраской с целью получения взрослым сексуального удовлетворения или материальной выгоды. На сегодня наши дети подвергаются насилию больше со стороны экранов ТВ, компьютерные игры и распространенная сеть интернет. Дети часто получают воздействие насилия с экранов, копируют-то что видят и ведут себя насильственным образом, копируют грубую речь, имеют представление что это неотъемлемая часть жизни людей повседневное поведение.

    В связи с этим основная работа по профилактике и выявлению жестокого обращения поручается:

    — сотрудникам органов и учреждений системы профилактики правоохранительных органов,

    — сотрудникам медицинских учреждений

    — сотрудникам образовательных учреждений

    — сотрудникам органов опеки и попечительства

    Защитить детей может:

    — Конвенция о правах ребенка

    — Семейный кодекс РФ

    — Уголовный кодекс РФ (физическое, сексуальное насилие, насилие против семьи и несовершеннолетних)

    — Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    — Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    — Закон «Об образовании»

    Беседы со специалистами, посещение родительских собраний, лекций, индивидуальных встреч способствуют появлению у них чувства, что они не одиноки и могут поделиться своим опытом или поучиться его у других родителей.

    Каждый возраст является как бы ступенью развития личности подрастающего человека. Они различаются между собой не столько анатомо-физиологическими особенностями развивающегося организма и не количеством прожитых лет, а своим своеобразием положения ребенка среди близких и окружающих его людей. То что ребенок видит вокруг себя и что нужно каждому ребенку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком это – уважение, физическая забота (еда, тепло , лечение и т.д ), похвала и призы (то что поможет ребенку почувствовать к себе доверие), внимание (слушайте своих детей, но и «слушайте его поведение»), доверие (дайте знать что вы ему доверяете что бы не случилось), и любовь – это самое необходимое в чем нуждается любой человек.

    Если малыш не оправдывает ваши ожидания, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

    Ребенок учиться тому,

    Что видит у себя в дому:

    Родители пример ему.

    Коль видят все и слышат дети,

    Мы за дела свои в ответе и за слова:

    Легко толкнуть Детей на нехороший путь,

    Держи в приличии свой дом,

    Чтобы не каяться потом.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Научите ребенка жить в добре, воспитываться в семье где его любят и заботятся о нем!

    Источники

    Жестокое обращение с детьми собрание
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here